Сибирские огни, № 5 - 1983
учно-технической революции. Далее. Крити ка не раз упрекала писателей-«производст- венников» за то, что они увлекаются описа ниями всевозможных технико-технологиче ских процессов, перегружают свои сочинения «спецификой», злоупотребляют терминоло гией и проч. К роману Р. Киреева этот уп рек опять же не относится. Ни в какие про изводственные секреты и тайны автор нас не посвящает, никакими техническими све дениями и подробностями нас не обременя ет. Ибо нет в том никакой необходимости, производство в романе Р. Киреева — не объект изучения, а объект любования. Вам надоело, как бы вопрошает автор, видеть на страницах романов и повестей предприятия, где постоянно что-то не ладится, где вечные авралы и штурмовщина? Вам угодно уви деть хотя бы раз идеальное производство? Пожалуйста, извольте. «В Светополе, как и всюду, не хватает рабочих рук, но от Свечкина люди не уходят... В кабинете генерального директора я не видел его, но Ян Калиновский рассказывал, что кабинет этот весьма внушителен, с ми нистерским столом, за который, однако, Свечкин садится лишь во время совещаний. Обычно он работает где-то сбоку, чуть ли не за школьной парточкой, откуда без труда может обозревать стену-панно, сплошь уты канную всевозможными графиками, датчи ками, счетчиками, сигнальными лампочками и телевизионными экранами. По ним гене ральный директор видит, что делается в данную минуту на всей подведомственной ему территории, как работают конвейеры, велик ли запас полуфабрикатов, сколько го товых изделий вернул ОТК. Он ввел так на зываемую параллельную сигнализацию, о которой даже Ян Калиновский сказал, раз водя руками: «Это гениально!» Словом, сплошная производственная идил лия, и никаких проблем, никаких конфлик тов... Наконец, критика наша немало предъяв ляла претецзий и к героям производствен ных романов и повестей, видя, как прави ло, в них бездушных роботов, людей, тра тящих все свои умственные и физические силы и способности на разрешение каких- то технико-технолого-экономических проб лем. Лишь иногда, в минуты редких «пере куров», эти люди позволяют себе порас суждать о чем-то возвышенном, не касаю щемся их непосредственных служебных и профессиональных забот. Но все эти моно логи, равно как и неуклюжие попытки «уте плить» героев за счет какой-нибудь любов ной интрижки, воспринимаются не более чем вставные номера, что дает повод кри тикам еще пуще иронизировать над этими «стальными рыцарями» эпохи НТР. К Р. Кирееву таких претензий опять же не предъ явишь. Его Петр Свечкин — отнюдь не че ловек-робот, пекущийся лишь о своей фир ме. Производственные проблемы он реша ет только в строго определенные часы и только в своем служебном кабинете — при чем решает их четко, быстро, оперативно. В нерабочее же время его занимают совсем иные проблемы — в частности, проблема жизни и смерти, которую Свечкин «осваи вает» с присущей ему целеустремленностью и основательностью; у него есть даже спе циальная «подготовительная тетрадь», куда 1Г* он заносит все свои мысли и соображения на этот счет. Начиная разговор о романе Р. Киреева, я назвал этот роман иронической производ ственной прозой. Но здесь, видимо, нужно сделать одно существенное уточнение, вне сти одну необходимую поправку. «Подго товительная тетрадь» — не только ирони ческая производственная проза, это еще и ироническая философская проза. Ибо в са мом обозначении «амплуа» главного героя, сочетающего в себе черты отменного руко водителя и доморощенного философа, скво зит тоже явная ирония. Автор как бы бро сает здесь вызов тем критикам, которые постоянно ругают писателей-«производст- венников» за однобокое, прямолинейное, изображение людей дела. Надоел, набил ос комину герой, который весь, с головы до пят, погряз в своем «деле»? Так вот нате вам другого героя, говорит Р. Киреев, и со здает своего «великого Свечкина», фигуру более чем странную, во многом нестандарт ную. Фигуру, не случайно вызвавшую столь ко разноречивых толков и мнений в кри тике. Правда, критики подошли к этому образу с традиционными мерками, поставив его в один ряд с известными героями — де ятелями эпохи НТР. Но, мне кажется, не учли при этом одного важного обстоятель ства, а именно того, что Петра Свечкина нельзя принимать всерьез, что трактовать его как традиционного героя эпохи НТР, воплощающего в себе какие-то ее реалии, тенденции и проч., по сути, бессмысленно. Если и есть у героя Р. Киреева какое-либо сходство с Пешковым и иными прочими «рыцарями НТР», то это скорее сходство пародии. Петр Свечкин напоминает нам тра диционного «энтээровского» героя лишь по стольку, поскольку он демонстрирует свой стдль руководства, основанный на матема тической точности, четкости, оперативности. Только в отличие от Пешкова и ему подоб ных Свечкин работает в идеальных услови ях, командует идеально отлаженным про изводством — именно таким он и предстает в цитированном выше отрывке (и, заметим в скобках, именно вследствие этой «идеаль ности» он и воспринимается как герой-па родия). Но главное отличие Свечкина от своих «коллег» в самом способе создания, воплощения этого характера. Если Пешков, Прончатов, Уваров, при всей их одноплано- вости, вс^ же производят впечатление жи вых людей, то Свечкину как раз недостает именно «человеческого» начала. В целом ря де эпизодов герой Р. Киреева ведет себя на столько странно, что заставляет нас прямо- таки усомниться в его принадлежности к роду человеческому. Вспомним, к примеру, как он реагирует на прздние возвращения домой своей жены — особы, отличающейся весьма своенравным характером и фриволь ным поведением. «Полдня провалявшись с бульварным ро маном в руке (у нее был так называемый ненормированный рабочий день), Эльвира могла заявиться домой хоть в десять вече ра, хоть через год — образцовый муж даже бровью не вел. Походя варил он свою ман ную кашку. Я готов был поколотить их обо их, но его — прежде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2