Сибирские огни, № 5 - 1983
манов, снискавших известность в последние годы,— ни в «Выборе» Ю. Бондарева, ни в «Законе вечности» Н. Думбадзе, ни в «Аль тисте Данилове» В. Орлова. И не только роман стал игнорировать производственную тему. Заметно упал интерес к ней и в дра матургии: после феномена «Человека со сто роны», породившего целую волну пьес-эпи- гонов и пьес-оппонентов, сейчас наблюдается другой феномен — «глухариных гнезд»... Словом, производство, еще совсем недавно бывшее едва ли не главным предметом ху дожественного исследования, «поставщи ком» самых горячих, самых животрепещу щих проблем, носителями которых выступа ли энергичные деловые люди всех рангов — от бригадиров-новаторов до министров-ре- форматоров,— ныне отошло в тень, на задний план. Случилось это, мне кажется, по одной простой причине: так называемая производ ственная проза не оправдала возлагавшихся на нее надежд, не подняла нашу литературу на новый уровень. И вот тут у нас есть как нельзя более подходящий повод, чтобы по ставить точки над «¡», спокойно разобраться и выяснить, что именно недостает нашим многочисленным романам и повестям на производственную тему, почему эти произ ведения, при всей их насыщенности актуаль нейшими проблемами и острейшими конф ликтами, сразу потускнели и поблекли, как только появились «Закон вечности», «Вы бор», «И дольше века длится день», «Ягод ные места», «Драчуны», «Сребопряхи»... Дело здесь не только в том, что романы эти принадлежат перу талантливейших про заиков. Дело еще и в самом направлении их Художественных исканий, в самом предмете их художественного интереса. Рассматривая романы Ч. Айтматова, Евг. Евтушенко, М. Алексеева, Э. Ветемаа, мы убедились, что каждый из них интересен постольку, по скольку обращен к сложным жизненным яв лениям и противоречиям, к тайнам и загад кам человеческого бытия. Иными словами, в каждом из этих романов исследуется ка кой-то парадокс, берется парадоксальная ситуация (иногда даже и несколько пара доксальных ситуаций). И в этом смысле — не побоюсь столь многообязывающего сопоставления — все вышеназванные ро маны держат равнение на классику. Ведь когда классики создавали свои ше девры, они, как правило, брали за основу парадокс, обращались к явлениям, таившим в себе массу противоречий, невероятностей, нелепостей. «Гамлет», «Дон Кихот», «Мерт вые души», «Обломов», «Преступление и на казание», «Анна Каренина» — в каждом из этих произведений не только типические ха рактеры в типических обстоятельствах, но и парадоксы человеческого бытия, те самые вечные проблемы и загадки, которые мы по сю пору до конца не можем объяснить и растолковать. Именно такой вот парадоксальности, за гадочности и недостает многим производст венным романам и повестям. Вспомним, на чем строятся конфликты в производственной прозе. Как правило, на противоборстве, на столкновении двух технических или техно логических тенденций. Одни, допустим, счи тают, что надо внедрять какое-то.новшест во, другие утверждают обратное либо предлагают свое нововведение. Спорят, деба тируют, а потом, в конце концов, садятся, подсчитывают и, согласно расчетам, прини мают соответствующее решение. Конфликт и связанная с ним проблема, таким обра зом, разрешаются с помощью арифметики, математики, и, как всякая задача, сошед шаяся с ответом, они нас уже больше не волнуют, мы о них тут же забываем. Разу меется, я упрощаю. Разумеется, были в на шей производственной прозе и конфликты поизобретательнее, похитрее. Были здесь и свои парадоксы: например, когда выгодная во всех отношениях техническая идея ока зывалась все же неприемлемой, потому что осуществление . ее оборачивалось в итоге громадным моральным уроном, нравствен ными потерями. Однако и эти, внешне весь ма нестандартные конфликтные, ситуации тоже разрешались путем исчисления, «взве шивания»: на одну чашу весов бросали ма териальную выгоду, на другую — мораль ный ущерб (как, допустим, в той же «Картине» Д. Гранина). Словом, литератур ное произведение опять же уподоблялось арифметической задаче, истина устанавли валась опять же с помощью математики, в то время как художественная истина пото му и зовется художественной, что она по- своему неисчерпаема... Так какой же из всего этого следует вы вод? Выходит, сочинение романов и пове стей на производственную тему — дело безнадежное, бесперспективное? Отнюдь. Производственная проза, мне думается, если и изжила себя, то изжила на уровне стан дартных, «традиционных» (не в лучшем смысле этого слова), умозрительных пред ставлений о ней. И выход здесь может быть только один — поиски новых конфликтов, ситуаций, героев, наконец, тех самых пара доксов, которые и придают всякому худо жественному произведению элемент новиз ны, нестандартности. И отрадно, что такие поиски ведутся, что уже есть налицо попыт ки создать нетрадиционную, по-настоящему оригинальную производственную прозу. Один из примеров тому или, лучше сказать, один из интересных прозаических опытов — роман Руслана Киреева «Подготовительная тетрадь». Этот роман так и хочется назвать ирониче ской производственной прозой. Ибо когда читаешь «Подготовительную тетрадь», по крайней мере те главы, где идет речь о чу до-директоре Петре Свечкине и его знаме нитой фирме «Юг», никак не можешь отде латься от впечатления, что написаны эти главы с явным намерением «ублажить» на ших критиков, не дать им ни малейшего по вода для предъявления тех традиционных упреков и претензий, какие обычно выска зываются в адрес «традиционной» производ ственной прозы. И делается это автором именно с иронией, с этакой джентльмен ской предупредительностью. Как известно, критика едва ли не каждое сочинение на производственную тему третирует и ругает за однозначность, прямолинейность конф ликта, построенного по схеме «внедрять —. не внедрять». У Р. Киреева эта набившая оскомину конфликтная ситуация отсутству ет по той простой причине, что на швейном объединении, руководимом «великим Свеч- киным», все технические новшества давно уже внедрены и апробированы, вообще все здесь и отрегулировано, и налажено, и при ведено в соответствие с требованиями на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2