Сибирские огни, № 5 - 1983
имя чего?» романист, как мы убедились, отвечает прямо . и недвусмысленно — во имя правды; художник, утверждает Э. Ве- темаа, не должен ни в чем поступаться перед истиной, даже когда он имеет дело С далеким прошлым, даже когда нет свиде телей и свидетельств, могущих уличить его в передергивании тех или иных фактов; настоящий художник в своих исканиях обя зан всегда и всюду руководствоваться чув ством долга и совести. Именно так и посту пает Мадис Картуль, глубоко осознавший, что искусство требует от художника не только полной отдачи, но и полной, абсо лютной честности. Однако сам Мадис ока зался истинным служителем искусства не только потому, что сумел отстоять свое пра во на правду, проявил твердость и стой кость в борьбе за свои художнические прин ципы... «Служенье муз не терпит суеты» любим мы повторять и не всегда задумываемся над тем, что суета — это не одни лишь жи тейские мелочи и бытовые неурядицы. «Суе та» — это прежде всего пресловутая «железная» логика жизни, стремящаяся подчинить себе всякого смертного, сделать его рабом обстоятельств и условностей. Подняться выше «суеты» — значит действо вать и поступать вопреки этой логике, ри сковать. Истинное «служенье муз» — это всегда дерзание, несовместимое ни с каки ми расчетами, не подвластное зачастую ни какой логике. Вот почему те, кто дерзают,— одерживают, как правило, победу, а те, кто живут в искусстве по расчету, «суетятся», всегда рано или поздно терпят крах, не смотря на всю свою изобретательность и изворотливость. Э. Ветемаа дает нам прек расный повод в том убедиться на примере противопоставления Мадисц, Картуля двум другим деятелям кино — ведущему режис серу студии Карлу-Ээро Райа и начинаю щему режиссеру Рейну Пийдерпуу. Весь парадокс здесь состоит в том, что оба оппонента Мадиса кажутся людьми, совер шенно далекими от всякой житейской суе ты: этакие респектабельные джентльмены, не позволяющие себе ничего лишнего, не дающие ни малейшего повода, чтобы чем- то скомпрометировать себя. Карл-Ээро, например, каждое утро «подкачивает му скулатуру» — упражняется с эспандером, соблюдает строгую диету, в творческие командировки, во избежание сплетен ^и кривотолков, возит с собой жену; Рейн Пийдерпуу тоже всячески блюдет себя. В сравнении с этими денди Мадис Картуль выглядит. безалаберным старым холостя ком: он и выпить не дурак, и в выражениях не стесняется, и может при случае приво локнуться за смазливой девчонкой... И тем не менее не Мадис, не этот чудаковатый, взбалмошный толстяк, а именно Карл^-Ээро и Рейн подвержены суете — той самой суе те, которая «несовместна» со званием ху дожника. Решив ловко подсидеть Мадиса Картуля, а затем добиться отстранения его от съемок, они затевают грязную игру. Все вроде бы логично, все до тонкостей рас считано и выверено в этой игре. Но, как известно, любая логика, любой расчет всег да могут быть побиты другой, более совер шенной логикой, другим, более точным рас четом. Этот непреложный закон проявляет себя уже внутри «творческого союза» меж ду Карлом-Ээро и Рейном. Первый, вовле кая второго в свой заговор в качестве со участника, естественно, желает знать, чего хочет тот получить. Как будто бы совсем немного: Рейн мечтает экранизировать ро ман классика эстонской литературы Там- мсааре «Юдифь». И тоже все вроде бы ло гично, продумано в планах и притязаниях Рейна Пийдерпуу. .Чтобы ничем не запят нать себя, сохранить репутацию перспек тивного режиссера, он решает порвать с Мадисом, идущим на риск, вовремя спрыг нуть с его «кинобрички». («Если кинобрич ка опрокинется, а это очень и очень воз можно, то он элегантно отойдет в сторонку, да еще попросит снять с титров свою фами лию».) Однако вот тут-то и вступает в силу более высокая логика и более тонкий ра счет. «...Господь бог и автор этого романа,— язвительно замечает Э. Ветемаа,— знают, что бедный Рейн Пийдерпуу находится в глубоком заблуждении». Дело в том, что Карл-Ээро сам давно вынашивает мечту снять «Юдифь». И он круто меняет реше ние: теперь, вместо того чтобы дать воз можность Рейну спрыгнуть с «брички», он, наоборот, покрепче привяжет его к этой «бричке», поручит ему самостоятельно снять эпизод для фильма Мадиса Картуля и таким образом повяжет его одной ве ревочкой с Мадисом. А затем Карл-Ээро де лает еще один, самый, пожалуй, коварный ход: пользуясь правом ведущего режиссера студии, он настаивает на предварительном просмотре отснятого материала. Настаива ет с той целью, чтобы члены художествен ного совета студии запретили после про смотра снимать Мадису Картулю фильм по измененному сценарию. И снова мы имеем повод убедиться, сколь ненадежны эти союзники — логика и голый расчет. Все, кажется, учел Карл-Ээро в своих кознях против Мадиса Картуля. Просчитался толь ко в одном: 'забыл, что есть сила, способная одержать верх над любой подлой логикой, опрокинуть любые коварные расчеты. Сила эта _ волшебная магия искусства. Именно само искусство и говорит в решающий мо мент свое веское слово. Отснятый «не по сценарию» материал настолько поражает членов худсовета оригинальностью, глуби ной мысли, что все единодушно дают и «добро» на дальнейшую работу, и полную свободу действий режиссеру, Мадису _ Кар тулю. И этот финал, при некоторой его нарочитости, кажется совершенно необходи мым в романе, ибо здесь важен не столько сам результат (посрамление двух деляг от киноискусства), сколько мысль о высоком предназначении художника, о его праве на поиск, на дерзание... Итак, в последние годы у нас появилось немало романов — «хороших и разных». Хо роших — в смысле исполненных на доброт ном художественном уровне. Разных — в смысле обращенных к разным сторонам и сферам нашей сложной действительности, в чем мы наглядно убедились на примере ро манов Ч. Айтматова, Евг. Евтушенко, М. Алексеева, Э. Ветемаа. Но вот что лю бопытно: ни в одном из этих романов не затронута такая сторона жизни, как совре менное производство. Нет современного производства, как самостоятельного объек та изображения, и в целом ряде других ро- {1 Сибирские огни № 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2