Сибирские огни, № 5 - 1983

ры , и получает роль в фильме. Проведав­ ший об этой интрижке ведущий режиссер студии Карл-Ээро Райа решает подсидеть Картуля и вовлекает в «заговор» его по­ мощника Рейна Пийдерпуу... Словом, обыч­ ная закулисная жизнь с ее вечными свара­ ми, сплетнями, склоками. И вместе с тем перед нами один из самых, удивительных вечных парадоксов: люди служат искусству, которое везде и всюду зовется не иначе, как святым, а сама вершат разные грязные де­ лишки. Именно этот парадокс н дал повод рецензенту «Нового мира» Б. Рунину сде­ лать вывод, что «Сребопряхи» Э. Ветемаа — это правдивый и остроумный рассказ о том, как «из «сора» самых различных, и притом весьма прозаических, обстоятельств, из множества отнюдь не всегда возвышен­ ных человеческих притязаний» рождается произведение искусства *. Не случайно в романе возникает аналогия — уподобление современных «киношников» легендарным сребопряхам из эстонского эпоса. «Химики осуществили соединение воню­ чего ядовитого хлора с серебром. Хлорид серебра, хлористое серебро — волшебное зелье, которым покрывается пленка, погло­ щающая, вбирающая в себя картины вы­ мышленного мира и сохраняющая их. Но одновременно поглощающая и творцов этого мира. Словно заколдованные сребо­ пряхи из эстонского эпоса, обречены соз­ датели фильмов вечно пребывать в бессмыс­ ленной суете, не знать душевного покоя. Иллюзорные серебряные миры чаруют и манят вас, а хлор разъедает ваши души!» Приведя эту цитату, Б. Рунин совершен­ но справедливо утверждает: «Нет сомне­ ния, что здесь-то и заложена глубинная мысль романа». Нельзя не согласиться и с другим утверждением критика, что, разви­ вая эту мысль, автор «Сребопрях» кое-где противоречит самому себе. Ведь каждый художник, замечает Б. Рунин, «не только не растрачивает себя, создавая некий об­ разный мир, но, напротив, обогащает соб­ ственную личность, возвышается через этот вымысел даже над самим собой. Да, Мадис, стремясь сделать свой фильм произведени­ ем искусства, лишил себя душевного покоя, но, надо думать, не в ущерб, а во благо себе. Ибо истинное творчество не может не сопровождаться духовным ростом худож­ ника. Другое дело, что о преображении его «вестерна» в психологическую драму рассказано в романе хоть и подробно, но крайне неубедительно». Вот только с этим последним утвержде­ нием позволю себе не согласиться. Прозре­ ние Мадиса Картуля, поиски им нового ху­ дожественного решения снимаемого филь­ ма — все это показано в романе как раз более чем убедительно. Б. Рунин, да и дру­ гие критики, писавшие о «Сребопряхах» 2. упустили, на мой взгляд, один существен­ ный момент. Маленький, но очень емкий роман Э. Ветемаа посвящен не только проб­ лемам искусства, творчества, в нем серьезно поставлена и такая проблема, как отноше­ ние к прошлому, к истории. Именно раз­ думья над прошлым своего народа и заста-1 1 Б. Р у н и н. Снимается кино. Жуонал «Но­ вый мир», 1982. № 3, с. 240. ! См., например, обсуждение романа Э. Вете­ маа на страницах «Литературного обозрения» (1982. № 6). вили Мадиса Картуля круто изменить замысел фильма, наполнить его тем глав­ ным, что должно составлять суть и смысл всякого серьезного произведения искусст- _ правдой жизни. В самом деле, кто он такой, этот Румму Юри — герой будущей ленты? Всего-навсего бунтарь-одиночка, бросивший вызов сильным мира в пору, когда большинство крестьян в основном со­ стояло из холопов, не способных даже на стихийный протест. Чутьем художника Ма­ дис почувствовал, что выступления таких смельчаков в ^те времена были не чем иным, как трагедией одиночек, и обращать одну из таких реальных трагедий в водевиль с переодеванием, погонями и перестрелками по меньшей мере кощунственно. И Мадис находит мужество сказать себе: «...давайте не будем приукрашивать свое прошлое, взглянем на него прямо! Что из того, что в нем так же мало утешительного, как в сухой лепешке и деревянной лавке. Именно смирясь с этим фактом, мы сможем гордо и смело идти вперед. Сбросим бремя слад­ кой лжи, мы в ней не нуждаемся, наше достоинство, наша самобытность — это на­ ше достояние и сам-о по себе чудо. Есть на свете великие люди, родившиеся от прачки и пьяницы кучера, но не стыдящиеся этого. И именно сравнение с первоначальным уровнем делает еще более весомым то, чего они достигли». Какая верная, глубокая мысль! И как не­ достает многим нашим пухлым эпопеям именно такого вот честного взгляда на ис­ торию, на прошлое, такого вот мужествен­ ного смирения перед его темными, теневы­ ми сторонами. Ведь смириться с чем-то — не значит непременно оправдать, смирение —■ это ко всему прочему еще и умение мужест­ венно сносить испытания, одним из како­ вых и является испытание правдой, кото­ рая бывает порой очень горькой, нестерпи­ мо горькой... Прошлое, история вроде бы беззащитны перед нами. Мы можем обращаться с ними как нам угодно, как нам заблагорассу­ дится: показывать одни факты и умалчи­ вать о других, подробно говорить об одних событиях и вскользь — о других; историю мы можем как угодно трактовать, толко­ вать, беллетризировать, инсценировать, эк­ ранизировать... Однако, перефразируя из­ вестное выражение, можно твердо сказать; историю, как и природу, не обманешь. Она, так же, как и природа, рано или поздно мстит за каждое насилие над ней, за каж­ дое бесцеремонное вторжение в нее. Вот почему так вырастает в наших глазах глав­ ный герой Энна Ветемаа, вовремя прозрев­ ший и рредотвративший одно из таких не­ умных, беспардонных посягательств на историю. Вот почему и хочется причислить роман «Сребопряхи» к тем широко извест­ ным произведениям последних лет, где со всей серьезностью ставится проблема бе­ режного, вдумчивого отношения к истории, к ее горьким урокам и истинам. Другим важным вопросом в романе Э. Ве­ темаа наряду с отношением к прошлому, является вопрос об отношении к искусству, точнее даже сказать так: о служении ис­ кусству Во имя чего и как надо служить искусству? Какие именно люди подходят для этой роли, а какие ему, искусству, на­ оборот, противопоказаны? На вопрос «Во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2