Сибирские огни, № 5 - 1983
тся ь н агл яд н о п о к азы в ает нам на прим ере деятел ьн о сти п р ед сед ател я сельсовета В о ронина. Э тот го р е-акти ви ст, во згл авл явш и й в М он асты рском кам п ан ию по р а ск у л ач и в а нию, дош ел в своем рвении до ф орм енного и д и оти зм а. «Е сли, ск аж ем , им ущ ественное п ол ож ен и е как о го -н и б у д ь у п р ям ц а-сер едн я- к а не п о зво л ял о зачи сл и ть . его в категорию к у л ак а , то В оронин сейчас ж е зан о си л его в р а зр я д п од кулачн и ков, к у л ац ки х подп евал, подноготников и вы веш и вал «бойкот», со всеми вы текаю щ им и отсю да п оследствиям и. Д о м , к к о то р о м у п р и кр еп л ял ся щ ит с т а ким словом , стан о ви л ся вдр у г к а к бы п р о к аж ен н ы м , его обходили стороной д а ж е родствен н и ки , не го во р я у ж е о прочих о д н осельчанах. И к то м у м ом енту, ко гд а эти перегибы бы ли реш ительны м о б р азо м о с у ж дены , н азван ы «голо во кр уж ен и ем от успе хов», тр еть села, н асч и ты вавш его свыш е ш е стисот дво р о в, словн о бы испарилась»... М он асты рски е м уж и ки бы стро наш ли в ы х од из со зд авш ей ся ситуаци и: заручи вш и сь сп р авк ам и , которы е в ы д авал им, «взявш и грех на душ у», отец гер о я-р асск азч и к а, р а бо тавш и й сек р етар ем в сельсовете, многие ночью «см аты вал и м онатки» и у бегал и в С ар ато в или в д руги е го р о да страны . О д н о го из так и х беглецов, Т им оф ея Е ф р ем о ва, п и сателю до вел о сь п овстр ечать вскоре после войны в предм естьях С а р ат о в а, в н ебо л ь ш ом п оселке «со стран ны м н азван и ем Т янь- зин». И вот что ту т о б н ар у ж и л о сь: « ...о ка зал о сь , что это т самы й р у сск и й ' Т яньзин более чем н ап о л о ви н у засел ен м оими зе м л я кам и из села М он асты рского. О дних — и так и х бы ло больш ин ство — со р вал а с р о д ных м ест та ж е во л н а, что п о д х вати л а А в р аам а и Т им оф ея, и они укры ли сь в этом Т ян ьзи н е, к ак за К и тай ской стеной, в м ало к ом у известном селеньице. Д р у ги е п о тя н у л и сь сю да позднее, см аненны е р о дствен н и кам и или соблазн ен ны е более легкой, н е ж е ли в колхозе, ж изнью . Т ут не н адо бы ло ж д а ть , во что о б ер н ет ся твой тр у д о д ен ь по осени, в сто или тр и ста грам м ов зер н а; ту т не л е н и с ь— и б у деш ь сыт, о б у т и о д ет; о городиш ко в д в а д ц а т ь соток не то л ь к о п рокорм и т теб я и твою семью , но и о б о гати т: л у к, р еди ска, п етр уш к а, укроп, с ал а т, взр ащ ен н ы е на тех со тках и во вр ем я о тп равлен ны е на с а р а т о в ский ры нок, в о зв р а т я т с я в твой дом с о б л а з нительно ш у рш ащ и м и , и л аск аю щ и м и взор р ад у ж н ы м и б у м аж к ам и , рублям и . Д л я при кры ти я, д л я м аски ровки , д л я того, чтобы теб я не обвин или в небреж ен и и к д ел ам о б щ ен ародн ы м , ты м ож еш ь устр о и ться сто р о ж ем при м агази н е л и бо при еди н ствен н ом ту т п редп ри яти и — лесоп и льн ом заво д иш к е, не то к ем -н и бу д ь на паром ной п ереп раве или поступ ить ещ е на к ак ую м ал о о б р ем ен и тел ьн ую сл у ж б и ш к у ,— и ж иви себе с б о гом». И, к ак пиш ет д а л ее авто р , бы вш ие сельчан е н ередко п р и езж ал и в родн ую д е ревню , « п о х вал яли сь «роскош ны м » ж итьем , д р азн и л и к о л х о зн и ко в новенькой о деж до й , ял о вы м и или хром овы м и сап о гам и с со б р ан ными в гар м ош ку голен ищ ам и , а больш е сы тым и р о ж ам и , и т о ж е см ан и вал и лю дей. В р езу л ь тате на селе все больш е и больш е о б ъ я в л я л о с ь изб с зако л о чен ны м и окнам и, с бы стро зар аставш и м и л еб ед ой -цы ган кой дворам и ...» Н е зн аю д а ж е , тр еб у ется ли к ак о й -ли бо к ом м ен тари й к это м у вели колеп н ом у со ц и о логи ческом у э т ю д у — н асто л ько четко тут все р азъ ясн ен о , н асто л ько точно р а сс та в л е ны все акц ен ты — и социальны е, и эко н о м и ческие, и исторические. Т ак, видим о, и при ш ло к кр естьян и н у у беж ден и е, что лю бой го р о диш ка, лю бой «Ш анхай» — п ри беж ищ е го р азд о более н ад еж н о е, чем р о д н ая д е р ев ня, отчий дом . И уб еж д ен и е это у к о р ен и лось в крестьян ском сознании прочно и н а д о л го — по сути, это бы л целый сдви г в психологии русского м у ж и к а. А прои зош ел это т перелом , к ак у беди тельн о п о к азы вает нам М. А лексеев, им енно в н ачал е 30-х, по вине разн о го р о д а «акти ви стов», которы е кипучей своей деятел ьн о стью п о д ав л ял и в к рестьян и н е и н ициати вное начало. И сам ое печальное, что и тепереш ни й крестьяни н, к а зал о сь бы, не испы ты вающ ий н и какого п ро и зво л а, не стр ад аю щ и й ни от к ак и х п ереги бов, п р о д о л ж а ет к а к бы по инерции стр е м иться в город. И у ж е тр у дн о о д о л еть эту укорен и вш ую ся при вы чку ви деть им енно в го р о де н ад еж н ы й оплот, и скать им енно там бл аго д атн ую почву д л я претворен и я в ж и зн ь своих целей и планов. Д ви ж и м ы й бл аго р о д н ы м худож н и ческим стрем лени ем пи сать п р ав д у и то льк о п р а в ду, М А лексеев П оказы вает нам и д руги е и здерж к и го ло во тяп ства, им евш ие место в х о де к о л л ек ти ви зац и и и обернувш и еся не м алы м и бедам и . « Т р и дц ать третий год о стал ся и остан ется в п ам яти м оей сам ой у ж асн о й отм етиной». В деревню п риш ло сам ое страш н ое б ед ст вие, к ак о е то л ь к о м о ж ет о бруш и ться на к р естьян и н а,— го ло д . Н о случи лась вся эта тр агед и я отню дь не по причине засу х и и не у р о ж ая . «У р ож ай в тр и д ц ать втором году,— пиш ет авто р ,— бы л если не сам ы м богаты м , то, во всяком случае, неплохим. К олхозн и ки наш его села, п олучивш ие по сто гр ам м о в на тр у д о д ен ь в к ач естве аван са, н ад еял и сь по л у чи ть ещ е по к и л о гр ам м у позднее, при окон чательн ом расчете' с го су дар ство м . Н а д е ж д а эта, о д н ак о ж , р у х н у л а, к о гд а н е ж д ан н о -н егад ан н о о б ъ яв и л ся «встречны й план» по х л еб о заго то вк ам , которы й неум е ренным усерди ем м естны х вл астей и м ал о гр ам о тн ы х акти ви сто в п одм ел ар тел ьн ы е су секи до последней зернин ки, о стави в лю дей без х л еб а, а л ош адей к о л х о зн ы х без ф у р аж а» . К ар ти н ы го л о д а ед ва ли не сам ы е п о тр я сающ ие в ром ан е; они исполнены так и х ж у тки х , л ед ен ящ и х душ у подробностей, что, к ак го вори тся, волосы ды бом встаю т. П р и д у м а ть эти подробности не способна, н а в ер ное, н и к ак ая, д а ж е с а м а я б у й н ая х у д о ж н и ческая ф а н т ази я — их м ож н о бы ло то льк о у ви деть. У видеть, чтобы потом навечно о стави ть, зап еч атл еть в своей потрясенн ой п ам яти . \ И все-таки, несм отря ни на что, эти д ер ев ни, в том числе и М он асты р ско е — родн ое село авто р а, вы стояли , возроди ли сь. В о зр о ди ли сь б л а го д ар я лю дям , к о торы е вы несли все тяго ты , к о торы е — «в сам ую трудн ую годину, д о сам ого своего см ертного ч аса не р азу вер и л и сь в С оветской власти , не п р е д а ли ее ан аф ем е, не п р о кляли , за в ещ а я эту святую веру всем, к ом у су ж д ен о бы ло ж и ть, бо р о ться, п о б еж д а ть и и сп олн ять свои о б я зан н о сти на к р у ты х п о во р о тах истории». Т ак о в этот р ом ан — честное, п р авди во е прои зведени е, где к аж д ы й эп изод, к а ж д а я гл ав а обеспечены «золотом » личного ж и з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2