Сибирские огни, № 5 - 1983
тель-«деревенщ и к» то л к о вал : зр я, м ол, в свое врем я к у л ак о в перевели. В едь что т а к о е к у л ак , если р азо б р ать ся ? К репкий м у ж и к, настоящ и й хозяи н, корм и лец страны в конечном счете. А его — р а з-д в а и под к о рень. А ртам он ов не ср азу его пон ял, реш ил сн ач ал а, что он им еет в ви ду известны е пе регибы , ко гд а, случалось, мрли под одн у м е тел ку , не очень р азб и р ая , где подлинны й классовы й вр аг, а где прим ерещ ивш ийся. Н о пи сатель, о к азал о сь , край ний в зг л я д испове д о в а л (или щ его лял так о й кр ай н о стью ): да вообщ е никого тр о га ть не следо вал о , они все прим ерещ ились». С п р аш и вается: к ак о твечать на эти в ы л азк и дом орощ ен ны х ф илософ ов, на эти реви зиони стски е настроен и я? В идим о, сп о соб тут м ож ет бы ть то л ь к о оди н: говори ть п р авду , нечего не у т аи в а я , без всяки х н едо м олвок и недоговорок. И сло во зд есь н ад л е ж и т п р ед о ставл ять в первую очередь тем , кто сам все это ви дел и испы тал. Н е сл у ч ай но в у п ом ян утой повести Н. С ам охи н а д о су ж и м р ассу ж д ен и ям «деревенщ и ка» п роти во п о ставлены восп ом инания м атери главн ого героя, простой ж енщ ины , к о то р ая в м о л о д о -. сти своей н ем ало «п оиш ачила» на к у л ак о в, к о то р ая , к ак го вори тся, на собственной ш куре убеди лась, что за кровососы бы ли эти «корм ильцы », эти «крепкие м уж ики»... В этом смы сле опы т М. А лексеева к ак с о зд ател я ро м ан а «Д р ачу н ы » — поистине бесценен. Б есц енен потом у, что р ом ан осн о ван на личны х вп ечатлен и ях и н аблю ден и ях п и сателя, чье детство со вп ал о с го дам и ве ли кого п ерелом а в деревне. О д н ак о со д ер ж ан и е « Д р ачу н о в» д ал ек о вы ходи т за р а м ки чисто детски х воспом инаний: это не то л ь к о повествован и е о бесчисленны х з а б а вах и п р о к азах босоногих со р ван ц о в (хотя иные из этих « заб ав» п р евр ащ ал и сь в сер ь езны е конф ликты , р азд ел явш и е не только детей, но и все взр о сл о е населен ие деревн и на две в р аж д ую щ и е си л ы ), это в полном смы сле слова р азвер н у то е полотно, рисую щ ее ж и зн ь средн ерусской деревн и в один из бурны х, слож н ы х и тя ж ел ы х периодов. Т а к ая полнота и м асш табн о сть дости гается у М . А лексеева одн им в общ ем -то простым прием ом : свои личны е детски е впечатления он д о п о лн яет тем и сведениям и , которы е у з н ал впоследстви и из р асск азо в одн осельчан, из воспом инаний родны х, близких, соседей. П о вество ван и е М. А л ексеева к а к будто бы не претендует на х у дож ествен н о е о б о б щ е ние, р авн о к ак и героев своих пи сатель в ы водит на страницы р о м ан а, вовсе не п ресле д у я цели непрем енно сотвори ть из них типические х ар ак тер ы в типических о б сто я тел ьствах . И тем не м енее основны е персо н аж и «Д рачу н о в» , д а ж е несм отря на то, что к аж д ы й из них со х р ан яет собственную свою ф ам илию , восп риним аю тся отню дь не к ак частны е ли ц а. В ром ан е есть так о й лю б о пы тны й эп изод: учи тельни ца чи тает на у р о ке л и тер ату р ы «П од н ятую целину», только- то л ь к о уви девш ую то гд а свет, и ученики восп риним аю т все собы ти я и всех п ерсон а ж ей ш олоховской эпопеи так , б у д то это н а п и сан о о б их зем л як ах . «Мне, наприм ер, не стои ло больш ого т р у д а о т га д а ть , кто из м о их одн осельчан и зо б р аж ен в книге к ак тот . или иной п ерсон аж . В зять, скаж ем , Щ у к ар я. Т ак это ж наш К ар п уш к а К о тун ов, бедняк из бедн яко в и неукротимы й хвастуниш ка. А о Д ав ы д о в е и говори ть неяего: лю бой и к аж д ы й скаж ет, что это Зелинский, предсе д ател ь ко л х о за, д вад ц ати п яти ты сячн и к и т о ж е, к аж е тс я , путиловец. А Н агульн овы х у нас вм есте с панцы ревским и наберется с д есято к , то льк о п розы ваю тся они иначе: это К и ри лл и А лексей Зу бан овы ... это и мой двою родны й б р ат И ван , старш ий сын дяд и П етрухи , это и его п ри ятель и сп одвиж н и к по ком сом ольской ячейке М и тька К рути ков, это и М и хаи л Зем сков, утрати вш и й при не известны х об сто ятельствах один гл аз и про зван н ы й по этой причине М иш кой К ривы м , это и Л ен ьк а Л ях и н , и други е их ровесни ки, грези вш ие, к ак , впрочем , и все мы, их м ладш и е б р ать я и сестры , м ировой револю цией. Все они п о -нагульновски перегибали п алку, о д н ак о п о -нагульновски ж е бесп ре дельно бы ли преданы С оветской власти и то льк о по счастливой случай ности не р а зд е лили участи М ак ар а Н агу л ь н о ва и С ем ена Д а в ы д о в а — д в а или три р а за к у л ац к ая п уля ,л етела, но не п оп ала в буйны е го л о вуш ки З у б ан о вы х , наприм ер. Бы ли у нас свои К о н д р аты М ай д ан н и ковы (сильно с м а х и вал на него В анькин о тец ), и Я ковы Л у кичи бы ли, и д а ж е А ркаш ки М енки — все бы ли, хоть и по-другом у нареченны е». Д а , т ак о е это бы ло уди ви тельн ое врем я, и так и е бурны е собы ти я р азвер ты вал и сь по всю ду и повсем естно, что к аж д ы й , кто п о п а д ал в их водоворот, кто каки м -л и бо о б р а зом с ними со п р и касал ся, невольно нес на себе отблеск той эпохи, н евольно стан ови лся ф игурой типической, повторявш ей судьбу то го или иного ш олоховского гер о я со всеми его м етаниям и, ш ар ах ан и ям и , см ятениям и и ко л еб ан и ям и . О д н ак о герои М. А лексе ева — вовсе не слепки, не сколки зн ам ен и ты х ш олоховски х п ерсон аж ей , и ром ан его — отню дь не и л лю страц и я о бщ еи звест ных исторических истин. Н е будем заб ы в ать , что «Д р ачу н ы » н аписаны сп устя п ятьд есят л ет после заверш ен и я к о л лекти ви зац и и , и эта со ли д н ая ди стан ц и я врем ени п о зво л яет писателю взгл ян у ть на опи сы ваем ы е собы ти я с верш ин наш его больш ого и стори ческо го опы та, п о зво л яет увидеть, р асп о зн ать в них те ростки и н ач ал а, кото ры е во многом определили и социальны й облик, и д ал ьн ей ш ую су д ьб у российской деревни. Мы у ж е д авн о при вы кли см отреть на п ериод к о л л ек ти ви зац и и то льк о к ак на историю , к ак на собы ти я, хоть и бурны е, и зах ваты ваю щ и е, но у ж е отш ум евш ие, исполнивш ие в о зл о ж енн ую на них миссию. М. А лексеев з а с т а в л я е т 1н ас н есколько по-ином у восп ри н ять эти собы ти я. В наш ей л и тер ату р е — и не только х у д о ж ественной, но и эконом ической, и со ц и о л о гической — давн о у ж е в к р аск ах и ц и ф р ах описан процесс оттока лю дей из деревни, а порой и исчезновения многих российских д е ревень. М. А лексеев сум ел р азгл я д еть з а чатки этого вели кого переселения срльских тр уж ен и ко в. П ричем речь у него идёт вовсе не о тех общ еи звестны х ф ак то р ах , к о гд а н а ч авш ая ся в стр ан е и н ду стр и ал и зац и я, о сущ ествлявш аяся, к ак мы з н а е м ,' п а р а л лельно с социалистическим и п р е о б р а зо в а ниями в деревне, п о вл екл а за собой н еи з беж ны й отто к сельского населен ия в новы е, зар о ж д аю щ и еся промыш ленны е центры . Р е ч ь идет о причинах вроде бы спец иф иче ских, связан ны х с некоторы м и н ео б д у м ан ными акц и ям и на м естах. Ч то это бы ли за акции и кто бы л их ин и ц и аторам и — писа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2