Сибирские огни, № 5 - 1983
ю ного, сам о го м о лодого п околен и я наш и х б р атск и х н ац и он альны х л и тер ату р , то и зд есь н ай дем н ем ал о общ и х точек со п р и к о с новения. Т ак, голос б у р я т а Б а и р а Д у г а р о - ва, авто р а книги «Г орны й бубен», п ер ек л и к ае т ся с п оэзией я к у та А л ексея М и х ай л о ва, с лирикой м ари й ки А льбертин ы И ван о во й , с тво р ч ество м тат ар и н а Р а в и л я Б у х а р а е в а . Ч то их родн и т? П р е ж д е всего н есуетное ж е л ан и е р а зо б р а ть ся в истори ческих п у тях - д о р о гах родн ы х н ар о д о в, осмы слить их со в рем енн ость, п ереки нуть м остки к прош лом у и б у д ущ ем у , с та ть в аж н ы м звеном в свя зк е поколений. Н азо в ем так о е к ач ество н ац и о н альн ой ответствен н о стью за все, что прои с хо ди т в мире. О тр ад н о е качество! В общ ем п отоке р азв и ти я б у р ятск о й поэ зии свое ру сло им ел зн ам ен и ты й Д о н д о к У л зы ту ев, ко то р о го мы д о л ж н ы в первую очередь зд есь всп ом нить. Он бы л п оп у ляр ен не то л ь к о в Б у р я ти и (тр у дн о , к при м еру, н а зв а ть хоть одн ого б у р ятск о го п о эта, к о торы й бы не п о святи л его п ам яти сти х и ), но и ш и роко за ее гр ан и ц ам и . С обственно, У л зы ту ев стал первым поэтом Б у р яти и , к т в о р ч еству ко то р о го бы л устойчивы й интерес всесою зного ч и тател я. С л ав а его н ач ал ась ран о. В от к ак всп ом и н ает о его п ервы х ш а гах С тан и сл ав К у н яев: «Ч уть ли не п я т н а д ц а ть л ет н а за д (эти строки п и сали сь р у с ским поэтом в 1974 го д у .— В. Д .) чер н о го ловы й бу р ятски й ю нош а приш ел к Я р о сл ав у С м ел як о в у и п о к а за л ем у подстрочны е пе р ево д ы своих сти хотворен и й . С м еляк о в, про ч и тав их, приш ел в так о й восторг, что сер ьезн о реш ил н а п е ч а та ть эти п о д строчн и ки, т а к с к а за ть , в « н ату р ал ьн о м » виде, н а сто л ьк о они «сочились» и д ы ш ал и поэзией. « П я т н а д ц а ть песен» бы ли п ереведены п о э том Е вг. Е втуш ен ко и у ви дел и свет в ж у р н ал е « Д р у ж б а н ародов». Т аки м б л и стател ь ным бы л дебю т Д о н д о к а У л зы ту ева в М о ск ве». П о зд н ее с печатны м м нением о поэзии м о л о до го б у р я та вы ступил и сам Я р о слав С м еляк о в. Он, ко всем у прочем у, ещ е и со ста в и л вторую книгу Д о н д о к а У л зы ту ева на русском, язы ке, выш едш ую в « Б и б л и о те к е и збран н ой лирики » и зд ател ь ств а «М оло д а я гвар д и я» в 1964 году. М аститы й рус ский поэт п и сал о том , что в тво р ч естве то г д аш н его сту д ен та Л и тер а ту р н о го ин ститута его 'заи н тер есо вал о «сильное соеди нение от кровен н о й ли ри ки и эп ически х начал». Н ад о с к а за ть , что при соврем ен ном ан ал и зе б у р ятск о й поэзии мы в и д и м — эт а х а р ак т ер и сти к а п р и л о ж и м а не то л ь к о к п ои скам о д ного Д о н д о к а У л зы ту ева в те годы . Л и р и ческое освоени е дей стви тельн о сти при у г л ублен и и эп ически х н ачал бы ло при сущ е и небольш ой поэм е «П есн ь степей» Н и к о л ая Д а м д и н о в а, и книге «П есни в дороге» Д а м бы Ж а л с а р а е в а . Н о ц и кл сти хотворен и й (или «поэм а», к ак о п р ед ел яет ж ан р Я р о слав С м еляк о в» ) «П ят н а д ц а т ь песен» Д о н д о к а У л зы ту ева п р о зву чали тем не м енее с веж о и сам обы тн о. С грохотом лед ломает Хилок, спеша к Селенге. Его путь далек. Смещаются небо, лед и вода, и холодом тянет от битого льда, и кто-то невидимый на берегу поет. Ну, а что —объяснить не могу. И я над Хилком в раздумье стою, пою рысака и песню пою. Перевод Евг. Е в т у ш е н ко. В иден х ар ак т ер гер о я, явствен н а к ар ти н а, ощ утим о настроение... Н о х о тел о сь бы , что бы бы л и ещ е оди н ш аг вп еред, ещ е о д н а п оп ы тка к н овом у д виж ен ию . В ер о ятн о , в последние годы ж и зн и Д о н д о к У лзы туев н ач ал ощ ущ ать п отреб н ость т ак о го нового сло ва. К это м у его т о л к а л а и к р и ти к а, со ве то в а в ш а я ем у « в зя ть ся за больш и е с о ц и а л ь ные и ф илософ ски е темы ». В едь, ко м у м но гое д а н о — с то го больш е и с п р аш и вается. К сож ал ен ию , р а н н я я см ерть не д а л а о сущ е стви ться м ногим п рекрасны м п л ан ам и На чи н ан и ям . Д о н д о к У л зы ту ев о стал ся н ав еч но в наш ей п ам яти со своей обо р ван н о й на п ол у сл о ве песней во с л а в у Б у р я ти и , своей п рекрасн ой зем ли. Б у р я т с к а я п ослови ц а гласи т: «С уди ть о прош лом — всяки й чел о век м удры й , ж ев а ть п ереварен н ое м ясо — всяк и й зу б остры й». П о н и м ая и р а зд е л я я эт у н ар о дн ую м у д рость, о б р ати м ся неп осредствен н о к со вр е м ен ном у п олож ен ию д ел в поэзии авто н о м ной республики. Н ы не он а н емы слим а без а н ал и за тво р ч е ств а с р азу н ескольки х поэтов, кото ры е и з а д аю т тон, д ел аю т ее досто ян и ем всесою зн о го чи тател я. П ер вы м в, р я д у эти х им ен с то ит л ау р е а т Г о су д ар ствен н о й прем ии Р С Ф С Р имени А. М . Г орького Н и ко л ай Д ам д и н о в. М не у ж е не р а з до во д и л о сь п и сать о тво р честве авт о р а «П есен степей» и вен ка соне тов « Звезд н ы й путь». Н е п о вто р яясь , с к а ж у о главн о м : все, что д е л ае т в родн ой л и т ер а ту р е Н и ко л ай Д ам д и н о в , в к ак и х бы ж а н р ах он ни вы сту п ал (и собствен но поэт, и д р а м ат у р г, и кин осц ен ари ст, и критик, и п у бл и ц и ст), всю ду чу вству ется серьезн ость, осмы слен ность к аж д о го ш ага и... риск, со п утствую щ и й всем его начи н ан и ям , всем его воп лощ ен н ы м в сло во идеям . Н е стран н о ли — в его сти х ах мы не най дем край н остей , но не встретим и р ассудочн ости , нет у него в п оэти ке чр езм ерн ого увл еч ен и я ф о л ьклором , но и в то ж е вр ем я есть р азв и ти е н ародны х о б р азо в, дал ьн ейш ее их соверш ен ствован и е. П о эт лю би т о тк л и к аться на сам ое зл о бо д - дн евн ое в мире, но его откл и к не несет в се бе черты п оверхностности , голой и л лю стр а ти вн ости м атер и ал а. Е го м у за стан о ви тся все поэтичнее, тя го теет к ф илософ ичности, к ем кой ф орм уле, к короткой притче, но и не с та р ае тс я бы ть зам к н у то й , кам ерн ой . В ы р а ботан ны й м астер ство м авт о р а и сам им в р е м енем сти ль — неброский, п о -серьезн ом у у м ный, м о ж е т 'и н о й р аз о бер н у ться грустной м елодией, тихой песней, а то и несуетны м р азд у м ьем о п р ож и ты х го дах . И н тересн о след и ть за поэзией Н и к о л ая Д а м д и н о в а в пору его вы сокой и о т в е т ст венной зрелости! О н а ещ е п ри несет н ем ал о откры ти й , вед ь м у др о сть с го д ам и н а к ап л и в ается, а м астер ство крепнет. С овсем н едавн о авто р этих стр о к вн овь встр еч ал ся с н ародны м поэтом Б у р яти и . Н а этот р а з во время> р аб о ты то р ж ествен н о го засед ан и я, п освящ ен н ого 60-летию о б р а зо в ан и я С С С Р , Д ам д и н о в чи тал свои « К о р о т кие стихи» в п ер ево д ах В л ад и м и р а К ар п еко . М не зап о м н и ло сь четверостиш и е, к о то р о е о т ныне с в я зан о у м еня с о бл и ко м и, к а к го в о ри тся, с творческим поведением сам о го а в то р а (х о тя он им ел в ви д у д р у го е): Что спорить: кто достойнее, решая, Зачем бросать на ветер словеса? У дерева большого —тень большая. В большой траве —обильная роса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2