Сибирские огни, № 5 - 1983
сн ова ребен ком п еред м орем народн ой м уд рости и поэзии! В о всяко м случ ае, н ек о то ры е б у р ятск и е н ар о д н ы е песни по своем у о б р азн о м у строю , щ ем ящ ей лиричности з а с та в л я ю т м еня д у м а ть о н едо сягаем ы х вы со тах...» П л о д о тво р н о сть это го ин тереса п р о яви л ась в поэм е Н и к о л ая Д а м д и н о в а « В о зв р а щ ени е баты р а» , в его ем ки х «К оротки х сти хах», стих о тво р ны х ц и кл ах н ар о дн о го п оэта Б у р я ти и Д а м б ы Ж а л с а р а е в а « Б у р ятск и е м о тивы » и «П есни зем ли», в творческом н а следи и Д о н д о к а У л зы ту ева. О последнем хо рош о с к а за л его русский со то вар ищ по л и тер а ту р е и п еревод чи к С тан и сл ав К у н яев: « Д о н д о к У лзы ту ев бы л скази тел ем — то есть поэтом . П оэтом особого ск л а д а — н о вато р о м в бу р ятск о й поэзии... О н с вел и чай ш им ин стинктом истинного х у д о ж н и к а от н осился к тво р ч еск о м у н аследию предков. Н ед ар о м многие его стихи стал и н ародны м и песн ям и, н едар о м п р ед ан и я и леген ды ког д а -т о кочевого н ар о д а бы ли д л я него от кры то й книгой. Н о о дн оврем ен н о У лзы туев щ ед р о о ткры л д о сту п в поэзию п ри м етам и ветр ам врем ени, рож ден н ы м на зем л е но вой Б у р я ти и , где п асу тся не то л ь к о тр ад и ц и онны е п яти ко сячн ы е стада...» В так о м творческом д ву ед и н стве (ф о л ьк л о р — со вр ем ен н о сть ), в так о й р а зр аб о тк е д в у х м аги стр ал ьн ы х д л я к а ж д о й м л ад о письм енной л и тер ату р ы тем р а зв и в ается к аж д ы й поэтический т ал а н т соврем ен ны х певцов к р ая . В кр и ти ке у ж е у твер д и ло сь д ел ен и е б у р я тск и х п оэтов по п околен и ям . Н аш е вре м я тем и интересно, что в л и тер ату р е зем ли Г эсэр а р аб о таю т с р азу н есколько поколений сти х о тво р ц ев. С к аж ем , в одн ом творческом С ою зе со сто ят с тар ей ш ая б у р я т ск а я п оэтес са Ц ы р е н -Д у л м а Д о н д о к о в а, к о то р а я при ш л а в л и тер а ту р у в середи н е 40-х годов, и л а у р е а т прем ии к о м сом ола автон ом н ой рес п уб ли ки Г ал и н а Р а д н а е в а , первы е стихи ко торой п еч атал и сь в конце 6 0 -х годов. Вм ес те с А лексеем Б ад аев ы м , участн и ком I рес п у б ли к ан ск о го со вещ ан и я м о лоды х пи са телей (ию ль 1947 г о д а ), р а б о тает Л оп сон Т ап х аев, у р о ж ен ец сел а Кы рен , в о зг л а в л я в ш ий и звестн ое Т ункинское л и тобъ еди н ен и е, а ныне отвечаю щ ий за р аб о ту с м олоды м и в СП Б у р яти и ... А п оставим р яд о м сборники Д а м б ы Ж а л с а р а е в а и В л ад и м и р а П етон о- ва, Б а р а с а Х а л за н о в а и Б а и р а Д у г а р о в а , Г ео р ги я Д аш а б ы л о в а и русского поэта, ж и вущ его в У лан -У дэ, А н ато л и я Щ и то ва... К онечн о, опы т и в о зр а ст зд есь п одчас несо изм еримы , разн ы й уро вен ь и поэтического м астер ства, но, о к и д ы в ая п ан о р ам у б у р я т ской поэзии, в и д я ее общ и е истоки, родст вен ны е темы , б ли зки х лирических героев, п он им аеш ь, что то льк о в так о м еди н стве и р о ж д а е т с я то п осту п ател ьн о е дви ж ен и е впе ред, ко то р о е и о тли чает в целом бу р ятскую л и тер ату р у . И не то льк о бу р ятскую . С х о ж и е этапы р азв и ти я мы м ож ем н аб л ю д ать и в других м ладоп и сьм ен ны х л и тер ату р ах . У м еня, к прим еру, х р а н я тс я д ве п ри м еча тельн ы е ф ото гр аф и и . Н а одной из них Х оца Н а м са р а ев в к р у гу м олоды х поэтов, у ч аст ников I С о вещ ан и я м о лоды х л и тер ато р о в Б у р яти и . О д н ого из них м ож н о у зн ать по о ткры то м у лицу, п олном у до б р о д уш и я и взрослой серьезн ости. Э то — Д а м б а Ж а л . сар аев , которы й ещ е не успел сн ять ф рон то вой гим настерки Н а Другой ф отограф и и так о й ж е к р у г начи н аю щ и х поэтов, с п очте нием вним аю щ и х зн ам ен и то м у певцу Д а г е стан а Г ам за т у Ц а д а се . С х о ж есть этих ф о то гр аф и й зак лю ч ается не в д о к у м ен тал ь ной ф ор м у л е преем ственности поколений, а в том , что су д ьб а Н а м са р а ев а в чем -то б л и з, к а ж и зн и Ц ад асы . Они родственны по свое м у творчеству, по своим у беж ден и ям и в згл я д ам , по своей роли зачи н ателей н ац и о нальны х л и тер ату р . В едь и тот, и другой по эты н ем ал о сил о тд ал и просвещ ен ию своих н ар о до в. И х первы е стихи би чевали рели ги озны е п р едр ассу дки , вы см еи вали н еради вы х л ен тяев и д у р н ы е тради ц и и . О р уж и ем см еха, притчи, осоврем ен ен ной ск азк и они во сста в ал и против соц и альны х у родств ж изни , против всего косн ого и о тж и вш его свой век. Э то бы л своео бр азн ы й с о ц и ал ьн о -к у л ьту р ный з а к а з врем ени, к о гд а не д о к р асо т поэ тически х бы ло дело, к о гд а н аходи ли сь за б о ты п о важ н ее, а сам и д е л а пооп ерати вн ее, п озлободн евн ее. И л и — иной прим ер. М не у ж е не р аз д о води л о сь пи сать о н оваторской роли поэзии Н и к о л ая Д а м д и н о в а в стан овлен и и и совер ш ен ствован и и б у р ятск о й поэтики. Он д о б и л ся того, что, по сло вам А ф р и к ан а Б а л ь б у р о - ва, отны не в б у р ятск о м сти хослож ен и и вве ден а ко н ечн ая р иф м а без обедн ен и я со дер ж ан и я , вн утрен н его смы слового за р я д а сти х а. У п о эта, наш его соврем ен н и ка, одн ого из лучш и х п р едстави тел ей м н огонациональн ой советской л и тер ату р ы , которы м зем л я и на р од Б у р я ти и м огут горди ться, бы ли и свои предш ественни ки . О дин ’ из них — Д а м б а Д аш и н и м аев , м ного сдел авш и й дл я р азви ти я нац и он альн ой поэтической системы . С воим учи телем он счи тал (т ак ж е, кстати , к ак и Н и ко л ай Д а м д и н о в ) тр и бу н а револю ции — В л ад и м и р а М аяк о вск о го . « З а сл у га Д ам б ы Д аш и н и м аев а в ри ф м о тво р честве,— сп р ав ед ли во пиш ет и ссл ед о вател ь тво р ч ества по эта И. А. К и м ,— зак л ю ч ается в том, что он в зб у д о р аж и л л и тер ату р н ую и чи тательскую общ ественность, о б р ати л ее вним ание на к о нечную риф м овку, о став авш у ю ся в основном вне п о л я зрен и я, п о п ы тал ся п о д н ять на но вую , вы сокую ступ ен ь ф орм у бу р ятск о го сти ха, п об у ди л то вар ищ ей по перу на поис ки путей дал ьн ейш его ее у со верш ен ство ва ния». Этим тво р ч ество Д ам б ы Д аш и н и м аев а б л и зк о искан и ям у д м у р та К у зеб ая Г ерда, баш к и р а Р аш и та Н и гм ати , т атар и н а Г аб - д у л л а Т укая... И звестн о и д р у го е: д л я п околен и я Н и ко л а я Д а м д и н о в а больш ой ж изн ен н ой и тво р ческой ш колой с та л а учеба в М оскве в сте нах Л и тер ату р н о го и н сти тута. Здесь проис х оди ло зн ак о м ство с вели кой русской к у л ь турой , зд есь за к л ад ы в а л и сь основы со бст вен ного в згл я д а на мир, ф ор м и р о вал и сь собствен ны е творчески е принципы . Л и т е р а турны й ин ститут тех лет (вплоть и д о н а ш их дн ей) стал кузни цей нац и он альны х т а л ан то в. П о это м у его зн ачен и е д л я с тан о в лен и я того ж е Н и к о л ая Д ам д и н о в а так ж е вели ко, к ак и д л я его ровесни ков, п р ед ста вителей д ругой сибирской л и тер ату р ы — а л тай ской . В п яти д есяты е годы на Т верском б у л ь вар е учи лись Л а з а р ь К окыш ев, А рж ан А д ар о в и Э ркем ен П ал ки н , то есть те а л т а й ски е поэты , которы е п оздн ее зал о ж и л и ф у н д ам ен т новой нац и он альн ой л и тер ату ры , ш и р око ныне известной в наш ей стране. А если мы возьм ем п р едстави тел ей сам ого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2