Сибирские огни, № 5 - 1983
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Вадим Дементьев ПАНОРАМА ПОЭЗИИ БУРЯТИИ Листаю литературную хронику Бурятии первых послеоктябрьских лет: 1920 год — вышел № 1 журнала «При байкальский край», где напечатаны стихи Солбонэ Туя. 1923 год — учреждено Бурят-Монгольское национальное книжное издательство. 1924 год — вышла первая книга для де тей Д.-Р. Намжилона «Красные лучи». 1925 год — газета «Бурят-Монгольская правда» вперные вышла с литературной страницей. 1926 год — по инициативе художествен ной секции Бурятского ученого комитета состоялось первое собрание бурятских писа телей, на котором была прочитана и обсуж дена рукопись прозы Б. Барадина «Отец Сэнгэ». 1927 го д—в Бурятию приехал председа тель Союза сибирских писателей В. Зазуб рин с целью объединения литературных сил на платформе Союза сибирских писателей... Трудные годы становления, когда многое делалось впервые... Целое десятилетие ве лась планомерная работа по литературному строительству, закладывались организацион ные формы, выискивались талантливые поэ ты и прозаики... Отдача не заставила себя ждать: уже в середине 20-х годов начинает печататься родоначальник бурятской совет ской литературы Хоца Намсараев, в 1929 году выходит первая поэма «Самолет» Б. Абидуева, а в 1930 году публикуется пер вый рассказ Ц. Дона «Кровавая расплата». Если мы мысленно продолжим эту хрони ку на следующие десятилетия, то явственно увидим, как за первыми бурятскими поэта ми и прозаиками стали нарождаться целые литературные поколения, как от первых удач в малых формах (рассказ, стихотворе ние) тянется неразрывная нить к десяткам романов, поэм, драматических произведений, к первым Собраниям сочинений и избран ным, отмечающих несомненный успех бурят ской младописьменной литературы в наши дни. Таковы реальные достижения, такова действительная картина развития одной из национальных сибирских литератур. Надо сказать, что она возникла не на пустом месте. «У бурят издавна существо вал своеобразный «культ слова»,— пишет критик и литературовед из Улан-Удэ Васи лий Найдаков.— Сказочники, улигершины, песенники, знатоки загадок, пословиц и по говорок, остроумные и талантливые импро визаторы, умеющие отпарировать любое за мечание, нарекание тут же сымпровизиро ванным метким ответом, пользовались осо бой известностью в народе. Их имена были широко популярны среди бурят, высоко це нивших мастерское владение словом». В легендах и преданиях мы найдем нема ло поучительного, в частности, святую веру народов в силу слова. «Считалось, напри мер,— пишет бурятский исследователь «Гэ- сэра» А. Уланов,— что исполнение богатыр ской поэмы способствует прозрению сле пых». В какой-то мере «прозрение» письменной литературы, ее первые успехи были вызваны и бытованием в среде народной, в духовной жизни высоких образцов устной словесно сти, яркой и самобытной по своим истокам. И когда' современные бурятские поэты вновь обратились к кладовым фольклора, то еще раз подтвердилась их неисчерпаемость, еще раз — уже на новом этапе развития ли тературы — выявилась плодотворность ис пользования • устнопоэтического творчества, его выработанных веками приемов, его мет кого метафорического языка в поэтике наших дней. «В последнее время я снова весь в пле ну устного народного творчества,— пишет в одной из своих статей народный поэт Буря тии Николай Дамдинов.— Это удивительно и прекрасно — после тех незабываемых, вы соких часов, незаметно протекших, «пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По», возвратиться к истоку, перечитать луч шее, что есть в фольклоре и ощутить себя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2