Сибирские огни, № 5 - 1983

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Вадим Дементьев ПАНОРАМА ПОЭЗИИ БУРЯТИИ Листаю литературную хронику Бурятии первых послеоктябрьских лет: 1920 год — вышел № 1 журнала «При­ байкальский край», где напечатаны стихи Солбонэ Туя. 1923 год — учреждено Бурят-Монгольское национальное книжное издательство. 1924 год — вышла первая книга для де­ тей Д.-Р. Намжилона «Красные лучи». 1925 год — газета «Бурят-Монгольская правда» вперные вышла с литературной страницей. 1926 год — по инициативе художествен­ ной секции Бурятского ученого комитета состоялось первое собрание бурятских писа­ телей, на котором была прочитана и обсуж­ дена рукопись прозы Б. Барадина «Отец Сэнгэ». 1927 го д—в Бурятию приехал председа­ тель Союза сибирских писателей В. Зазуб­ рин с целью объединения литературных сил на платформе Союза сибирских писателей... Трудные годы становления, когда многое делалось впервые... Целое десятилетие ве­ лась планомерная работа по литературному строительству, закладывались организацион­ ные формы, выискивались талантливые поэ­ ты и прозаики... Отдача не заставила себя ждать: уже в середине 20-х годов начинает печататься родоначальник бурятской совет­ ской литературы Хоца Намсараев, в 1929 году выходит первая поэма «Самолет» Б. Абидуева, а в 1930 году публикуется пер­ вый рассказ Ц. Дона «Кровавая расплата». Если мы мысленно продолжим эту хрони­ ку на следующие десятилетия, то явственно увидим, как за первыми бурятскими поэта­ ми и прозаиками стали нарождаться целые литературные поколения, как от первых удач в малых формах (рассказ, стихотворе­ ние) тянется неразрывная нить к десяткам романов, поэм, драматических произведений, к первым Собраниям сочинений и избран­ ным, отмечающих несомненный успех бурят­ ской младописьменной литературы в наши дни. Таковы реальные достижения, такова действительная картина развития одной из национальных сибирских литератур. Надо сказать, что она возникла не на пустом месте. «У бурят издавна существо­ вал своеобразный «культ слова»,— пишет критик и литературовед из Улан-Удэ Васи­ лий Найдаков.— Сказочники, улигершины, песенники, знатоки загадок, пословиц и по­ говорок, остроумные и талантливые импро­ визаторы, умеющие отпарировать любое за­ мечание, нарекание тут же сымпровизиро­ ванным метким ответом, пользовались осо­ бой известностью в народе. Их имена были широко популярны среди бурят, высоко це­ нивших мастерское владение словом». В легендах и преданиях мы найдем нема­ ло поучительного, в частности, святую веру народов в силу слова. «Считалось, напри­ мер,— пишет бурятский исследователь «Гэ- сэра» А. Уланов,— что исполнение богатыр­ ской поэмы способствует прозрению сле­ пых». В какой-то мере «прозрение» письменной литературы, ее первые успехи были вызваны и бытованием в среде народной, в духовной жизни высоких образцов устной словесно­ сти, яркой и самобытной по своим истокам. И когда' современные бурятские поэты вновь обратились к кладовым фольклора, то еще раз подтвердилась их неисчерпаемость, еще раз — уже на новом этапе развития ли­ тературы — выявилась плодотворность ис­ пользования • устнопоэтического творчества, его выработанных веками приемов, его мет­ кого метафорического языка в поэтике наших дней. «В последнее время я снова весь в пле­ ну устного народного творчества,— пишет в одной из своих статей народный поэт Буря­ тии Николай Дамдинов.— Это удивительно и прекрасно — после тех незабываемых, вы­ соких часов, незаметно протекших, «пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По», возвратиться к истоку, перечитать луч­ шее, что есть в фольклоре и ощутить себя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2