Сибирские огни, № 5 - 1983

А на прощание пошутил: — И откуда у. те­ бя, Виктор Дмитриевич, привязанность та­ кая к земле? — А я, Феликс Викентьевич, в свежем борще свинину люблю! Я же с Украины,— шуткой ответил Степаненко. А обещание управляющего взял на карандаш. В поселке Заречном, где базируется стройпоезд, местные художники в столовой чуть ли не картинную галерею создали: резьба по дереву, роспись на стенах. Сте­ паненко, когда увидел, хмыкнул: — Натюрморты на стенах — это хорошо. Но лучше, когда они на столе, настоящие, с Запахом лета и здоровой пищи1 Теперь, когда монтажники садятся за стол, то свещие овощи так и называют: «Натюрморт Степаненко». Для человека несведущего это звучит не­ сколько парадоксально: БАМ, север, вечная мерзлота и — огород. Но ничего удивитель­ ного тут нет.' Еще в тридцатых годах, на­ пример, в Муйской долине Бурятии действо­ вал опорный пункт сельскохозяйственной станции, где получали с каждого гектара по 230 центнеров капусты, 140 центнеров поми­ доров и 100 центнеров картофеля. Пробова­ ли выращивать даже арбузы! Местное насе­ ление таежных поселков Усть-Муя, Барга- лино, Парам, Таксимо и сегодня выращива­ ет на приусадебных участках хорошие уро­ жаи овощей. Значит, эта трудная земля мо­ жет быть и щедрой, если к ней приложить руки, отнестись с душой и заботой. С Виктором Дмитриевичем Степаненко мы обошли все его не такое уж большое хозяйство, и по ходу он выкладывал свои планы, называл проблемы, которых, по его убеждению, куда больше, чем успехов. Слу­ шая Степаненко, я старался проникнуться его интересами, понять, почему именно он, а не кто-то иной на Бурятском участке БАМа, проявил такую инициативу? — Мы вот заключили договор на строи­ тельство типовой теплицы,— продолжал де­ литься Виктор Дмитриевич.— Есть проект, люди. А с чего мы, думаете, начали? С кры­ ши... Делаем то, что имеем под руками. Стоит теплица два с половиной миллиона рублей. Средства, хотя и есть официальный приказ сверху о развитии подсобных хо­ зяйств, продолжают зажимать. Мы, конеч­ но, строить все равно будем, если даже придется дойти до министра транспортного строительства... Меня все более поражали в начальнике СМП увлеченность делом, столь далеким от его основной работы — прокладывать ма­ гистраль, его интерес к своему аграрному цеху. — Думаем и дальше расширять животно­ водческую ферму,— продолжал Степанен­ ко.— Чтобы больше производить дешевого мяса, нужно иметь свинарники — мы в этом убеждены! — не на пятьдесят, а на пятьсот животных. И при этом необходимо разви­ вать собственную кормовую базу. Подхоз СМП-607, работая в северных ус­ ловиях, на вечной мерзлоте, уже теперь обе­ спечивает овощами свой коллектив и зна­ чительное количество продает соседям. Хо­ рошая инициатива проложила себе дорогу. В аграрных цехах Нижнеангарсктрансстроя насчитывается сегодня свыше тысячи сви­ ней, имеется семь теплиц, где снимают с каждого квадратного метра по десять-пят­ надцать килограммов огурцов. В настоящее время идет речь о создании крупной молоч­ ной фермы. За одиннадцатую пятилетку предстоит отвоевать у тайги и освоить бо­ лее пятисот гектаров земли. Успешно разви­ ваются агроцехи и дают продукцию в управ­ лении БАМтоннельстрой и других подразде­ лениях Бурятского участка магистрали. Но далеко не все пока уяснили необходи­ мость создания аграрных цехов. Особенно ту непреложную истину, что, создавая под­ собные хозяйства, надо прежде подумать о кормах для скота, которым собираются об­ завестись. Иные сразу же обращаются за кормами к государству, хотя прекрасно зна­ ют, что в них нуждаются колхозы и совхозы. И получают в таких скороспелых подхозах мясо и молоко, которые обходятся в три-че­ тыре раза дороже, чем при специализиро­ ванном производстве. Это не дело, конечно. Но при проектировании Байкало-Амурской магистрали не было должным образом учте­ но сельскохозяйственное освоение зоны. Са­ ми бамовцы не раз высказывались в пользу сооружения свинарников, теплиц, молочных ферм и прочих сельскохозяйственных объ­ ектов. Но ведь ничего этого не предусмот­ рено ни в сметах, ни в фондах на материа­ лы.- Все зачастую держалось на таких Эн­ тузиастах, как начальник СМП-607 В. Д. Степаненко. Решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную программу страны, заставили изменить от­ ношение к подсобным хозяйствам. Многое изменилось к лучшему в финансировании, обеспечении техникой, материалами. При­ ходится только жалеть о потерянном време­ ни и наверстывать упущенное. Хороших примеров организации подсоб­ ных хозяйств в зоне БАМа немало. Накоп­ лен опыт предприятиями Минцветмета, лес­ промхозами, которые научились умело ис­ пользовать местные кормовые ресурсы. По убеждению всех, с кем довелось встречать­ ся на магистрали, такой опыт смелее долж­ ны брать на вооружение и строители маги­ страли, и ее эксплуатационники, и те, кто развертывает вокруг производство. Но если строители расширяют свои агроцехи, то же­ лезнодорожники пока особой инициативы не проявляют, хотя давно уже существует управление Байкало-Амурской железной до­ роги и его отделения в Тынде, Северобай- кальске, Ургале... По успешному осуществлению программы развития аграрных цехов интересное предло­ жение высказал управляющий трестом Ниж- неангарсктрансстрой Ф. В. Ходаковский: — Мелкие, разрозненные подхозы надо кооперировать. Резонно средства, выделяе­ мые на организацию подсобных хозяйств, сосредоточивать на строительстве какого-то одного объекта — теплицы, свинарника, мо­ лочного комплекса. Выделяется, скажем, нам около миллиона рублей на расширение аграрных цехов. Мы решили эти деньги на­ править на строительство теплицы и молоч­ ной фермы при совхозе «Ангарский». Здесь мы вступаем в кооперацию со специализиро­ ванным хозяйством. Мы будем строить по­ мещения, помогать в заготовке кормов и по­ лучать взамен от совхоза молоко, которое так необходимо нашим школам и детским садам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2