Сибирские огни, № 5 - 1983
А на прощание пошутил: — И откуда у. те бя, Виктор Дмитриевич, привязанность та кая к земле? — А я, Феликс Викентьевич, в свежем борще свинину люблю! Я же с Украины,— шуткой ответил Степаненко. А обещание управляющего взял на карандаш. В поселке Заречном, где базируется стройпоезд, местные художники в столовой чуть ли не картинную галерею создали: резьба по дереву, роспись на стенах. Сте паненко, когда увидел, хмыкнул: — Натюрморты на стенах — это хорошо. Но лучше, когда они на столе, настоящие, с Запахом лета и здоровой пищи1 Теперь, когда монтажники садятся за стол, то свещие овощи так и называют: «Натюрморт Степаненко». Для человека несведущего это звучит не сколько парадоксально: БАМ, север, вечная мерзлота и — огород. Но ничего удивитель ного тут нет.' Еще в тридцатых годах, на пример, в Муйской долине Бурятии действо вал опорный пункт сельскохозяйственной станции, где получали с каждого гектара по 230 центнеров капусты, 140 центнеров поми доров и 100 центнеров картофеля. Пробова ли выращивать даже арбузы! Местное насе ление таежных поселков Усть-Муя, Барга- лино, Парам, Таксимо и сегодня выращива ет на приусадебных участках хорошие уро жаи овощей. Значит, эта трудная земля мо жет быть и щедрой, если к ней приложить руки, отнестись с душой и заботой. С Виктором Дмитриевичем Степаненко мы обошли все его не такое уж большое хозяйство, и по ходу он выкладывал свои планы, называл проблемы, которых, по его убеждению, куда больше, чем успехов. Слу шая Степаненко, я старался проникнуться его интересами, понять, почему именно он, а не кто-то иной на Бурятском участке БАМа, проявил такую инициативу? — Мы вот заключили договор на строи тельство типовой теплицы,— продолжал де литься Виктор Дмитриевич.— Есть проект, люди. А с чего мы, думаете, начали? С кры ши... Делаем то, что имеем под руками. Стоит теплица два с половиной миллиона рублей. Средства, хотя и есть официальный приказ сверху о развитии подсобных хо зяйств, продолжают зажимать. Мы, конеч но, строить все равно будем, если даже придется дойти до министра транспортного строительства... Меня все более поражали в начальнике СМП увлеченность делом, столь далеким от его основной работы — прокладывать ма гистраль, его интерес к своему аграрному цеху. — Думаем и дальше расширять животно водческую ферму,— продолжал Степанен ко.— Чтобы больше производить дешевого мяса, нужно иметь свинарники — мы в этом убеждены! — не на пятьдесят, а на пятьсот животных. И при этом необходимо разви вать собственную кормовую базу. Подхоз СМП-607, работая в северных ус ловиях, на вечной мерзлоте, уже теперь обе спечивает овощами свой коллектив и зна чительное количество продает соседям. Хо рошая инициатива проложила себе дорогу. В аграрных цехах Нижнеангарсктрансстроя насчитывается сегодня свыше тысячи сви ней, имеется семь теплиц, где снимают с каждого квадратного метра по десять-пят надцать килограммов огурцов. В настоящее время идет речь о создании крупной молоч ной фермы. За одиннадцатую пятилетку предстоит отвоевать у тайги и освоить бо лее пятисот гектаров земли. Успешно разви ваются агроцехи и дают продукцию в управ лении БАМтоннельстрой и других подразде лениях Бурятского участка магистрали. Но далеко не все пока уяснили необходи мость создания аграрных цехов. Особенно ту непреложную истину, что, создавая под собные хозяйства, надо прежде подумать о кормах для скота, которым собираются об завестись. Иные сразу же обращаются за кормами к государству, хотя прекрасно зна ют, что в них нуждаются колхозы и совхозы. И получают в таких скороспелых подхозах мясо и молоко, которые обходятся в три-че тыре раза дороже, чем при специализиро ванном производстве. Это не дело, конечно. Но при проектировании Байкало-Амурской магистрали не было должным образом учте но сельскохозяйственное освоение зоны. Са ми бамовцы не раз высказывались в пользу сооружения свинарников, теплиц, молочных ферм и прочих сельскохозяйственных объ ектов. Но ведь ничего этого не предусмот рено ни в сметах, ни в фондах на материа лы.- Все зачастую держалось на таких Эн тузиастах, как начальник СМП-607 В. Д. Степаненко. Решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную программу страны, заставили изменить от ношение к подсобным хозяйствам. Многое изменилось к лучшему в финансировании, обеспечении техникой, материалами. При ходится только жалеть о потерянном време ни и наверстывать упущенное. Хороших примеров организации подсоб ных хозяйств в зоне БАМа немало. Накоп лен опыт предприятиями Минцветмета, лес промхозами, которые научились умело ис пользовать местные кормовые ресурсы. По убеждению всех, с кем довелось встречать ся на магистрали, такой опыт смелее долж ны брать на вооружение и строители маги страли, и ее эксплуатационники, и те, кто развертывает вокруг производство. Но если строители расширяют свои агроцехи, то же лезнодорожники пока особой инициативы не проявляют, хотя давно уже существует управление Байкало-Амурской железной до роги и его отделения в Тынде, Северобай- кальске, Ургале... По успешному осуществлению программы развития аграрных цехов интересное предло жение высказал управляющий трестом Ниж- неангарсктрансстрой Ф. В. Ходаковский: — Мелкие, разрозненные подхозы надо кооперировать. Резонно средства, выделяе мые на организацию подсобных хозяйств, сосредоточивать на строительстве какого-то одного объекта — теплицы, свинарника, мо лочного комплекса. Выделяется, скажем, нам около миллиона рублей на расширение аграрных цехов. Мы решили эти деньги на править на строительство теплицы и молоч ной фермы при совхозе «Ангарский». Здесь мы вступаем в кооперацию со специализиро ванным хозяйством. Мы будем строить по мещения, помогать в заготовке кормов и по лучать взамен от совхоза молоко, которое так необходимо нашим школам и детским садам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2