Сибирские огни, № 5 - 1983

ения новых форм и направлений культурной деятельности, новых изобра­ зительных средств, приемов и методов. Литература и искусство Бурятии приобрели новое социалистическое содержание. Рассказы и повести та­ лантливого прозаика Ц. Дона о гражданской войне и коллективизации в Бурятии, стихотворения, поэмы и повесть «Цыремпил» X. Намсараева, пьесы Н. Балдано, многочисленные спектакли открытого в 1932 г. первого национального театра, активная работа созданного в 1933 г. Союза ху­ дожников обозначили формирование социалистической по содержанию и национальной по форме бурятской советской культуры. Мы всегда с глубокой признательностью и искренней благодарно­ стью вспоминаем добровольную и бескорыстную помощь, настоящий подвиг представителей русской интеллигенции: тысячи русских учителей и преподавателей, ученых, писателей, композиторов, режиссеров, музы­ кантов, художников, артистов приехали в Бурятию в 20—30-е годы и всю свою жизнь посвятили духовному возрождению бурятского народа, станрвлению его социалистической культуры. Это они щедро отдавали свои знания, опыт и душу обучению бурятских юношей и девушек, под­ готовке высококвалифицированных национальных кадров специалистов, освоению бурятской культурой бесценных богатств, форм и направлений культурной деятельности русского народа. К 1940 году художественная литература и искусство Бурятии достиг­ ли значительных успехов. Республика располагала широкой сетью уч­ реждений народного образования и культуры. Сложились, в основном, жанры, виды, стили в литературе и искусстве, обогатилось их содержа­ ние, в республике работали три театра, союзы писателей и художников, группа композиторов, большой отряд журналистов и другие творческие работники. Ими были' созданы художественные произведения, получив­ шие признание народа.-Уже тогда стали известны имена писателей X. Намсараева, Ц. Дона, Б. Абидуева, Д. Дашинимаева, С. Дунаева, ху­ дожников Ц. Сампилова, Р. Мэрдыгеева-, А. Тимина, артистов Г. Цыдын- жапова, Н. Балдано, Ч.-Ж. Генинова, М. Степановой, В. Халматова, мо­ лодых композиторов Д. Аюшеева, Б. Ямпилова и других. Бурятия первой среди автономных республик провела в Москве в 1940 г. декаду литера­ туры и искусства. Декада 1940 года явилась праздником бурятского искусства, под­ линным торжеством ленинской национальной политики. Около семисот человек в течение десяти дней демонстрировали перед общественностью Москвы яркое и многообразное искусство возрожденного народа. Кроме музыкально-драматического театра, участниками декады были оркестр народных инструментов, хор семейских из села Большой Куналей, эвен­ кийский ансамбль. Союз художников республики привез в Москву око­ ло 400 работ. Венцом всего, показанного на декаде, явились первая бурятская опера «Энхэ-Булат баатар» (либретто Н. Балдано, музыка композитора М. Фролова), музыкальная, драма «Баир» (текст А. Шалае­ ва и Г. Цыдынжапова, музыка П. Берлинского), лирическая комедия «Эржэн» (текст Н. Балдано и М. Эдэля, музыка В. Морошкина). Декада бурятского искусства, во время которой в театре уже фак­ тически выделились три самостоятельные труппы -— драматическая, оперная ибсореографическая, а также появление первой бурятской оперы предопределили создание ныне широко известного Бурятского театра оперы и балета. Таким образом, за два десятилетия молодая бурятская литература и бурятское искусство в целом прошли путь, на который при прежних условиях потребовались бы века: от примитивных агитпьес двадцатых годов, от многочисленных и незатейливых самодеятельных спектаклей к профессиональному театру со своим национальным репертуаром. Ошиб­ ки и недостатки при подобных темпах развития были неизбежны и есте- ствёнлы. Еще медленно и с большими трудностями осваивалась молоды­ ми писателями республики тема современности, еще не нашел полнокров­ ного изображения в искусстве образ передового человека нашего време­ ни, еще не дошли бурятские художники до вершин мастерства — но нача

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2