Сибирские огни, № 4 - 1983
образа жизни, его социальных взаимосвя зей. В работе аргументированной критике под- верлнуты злопыхательские измышления различного рода «советологов», авторов клеветнических «теорий», грубо извращаю щих положение религии и верующих в СССР, убедительно показано, как в резуль тате ленинской внутренней политики КПСС в нашем обществе сложилось прочное мо рально-политическое единство между ве рующими и атеистами. А. СУХАНОВ, кандидат философских наук Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Пер. с англ. яз. Н. Н. Зелинского. Хаба- ровск. Хабаровское кн. изд-во, 1982 (Серия «Первопроходцы»), Семья Рерихов оставила заметный след в истории мировой культуры. Сам Николай Константинович был ученым, писателем, общественным деятелем, но главное — вдохновенным художником, создавшим ты сячи картин. По стопам отца пошел и млад ший сын Святослав, Юрий Николаевич не создал известных живописных полотен, но взгляд его на мир обладал такой же мастерской меткостью и проникновенностью. Можно не сомневаться, что Юрий Нико лаевич мог бы достигнуть.значительных ус пехов в изобразительном искусстве, но он избрал другую сферу приложения таланта: востоковедение. За годы обучения дома в Петрограде, в Лондонском университете, Гарварде и Сорбонне он в совершенстве изучил различные диалекты тибетского и монгольского языков, оовоил китайский, персидский, пали, санскрит. Внимательное изучение восточных языков было для него не самоцелью, а всего лишь средством по знания глубинных сущностей азиатского мира-. Ради неустанного научного поиска и от правилась в 1925 году в свой нелегкий, свя занный со многими трудностями и лишения ми путь Центральноазиатская экспедиция — сначала через Кашмир и Ладак в Восточ ный Туркестан, а затем обратно — из Улан- Батора через Гоби и Цинхай в Центральный Тибет и Сикким. Этому выдающемуся пред приятию, проведенному в лучших традици ях русских путешественников, посвящена книга Н. К. Рериха «Алтай — Гималаи», хорошо знакомая советским читателям. Те перь к ней прибавилась и книга Юрия Ни колаевича ’«По тропам Срединной Азии», созданная на основе экспедиционных днев ников и изданная в этом году в Хабаровске в серии «Первопроходцы». Стили этих книг совершенно различны. Николай Константинович говорит о прошед ших событиях своим неповторимым, возвы шенно взволнованным, иногда сбивчивым слогом, его сын, -как правило, описывает их довольно подробно и бесстрастно, иногда несколько суховато. Это и понятно,— ведь, публикуя свои дневниковые записи, Юрий Николаевич представлял прежде всего науч ный отчет о работе экспедиции. Поэтому он столь тщательно описывает пройденные маршруты, определенная часть которых бы ла освоена европейцами впервые. Специально нужно отметить, что экспе диция, предпринятая Рерихами в практиче ски неизведанные глубины Азиатского кон тинента, проходила в исключительно трудных условиях. Врагами путешественников стали разреженный воздух высокогорий, отчего у людей развивалась болезнь сердца, опуха ли руки, ноги и лицо, жестокие морозы, достигавшие 50 градусов по Цельсию, прон зительные ветры бескрайних просторов. От бескормицы и утомления один за другим падали выносливые и привычные ко всему верблюды и яки, люди порой не имели сил двигаться вперед. Все это позволяет в пол ной мере оценить научный героизм и просто человеческое мужество замечательных рус ских первопроходцев. На Ю. Н. Рерихе лежали весьма сложные и трудоемкие обязанности по поддержанию связей с местными властями, по снабжению экспедиции вьючными животными и вообще всем необходимым для поддержания поряд ка в лагере. Прекрасно справляясь со всем этим беспокойным хозяйством, он, несмотря на недомогание, успевал отмечать и прово дить предварительное обследование наибо лее интересных памятников. Особое внимание Юрий Николаевич уде лял культовым сооружениям и реликвиям буддизма, а также добуддийским верова ниям Тибета. По этим поводам в текст записей часто включаются экскурсы в исто рию и практику индо-тибетских религий. Об ращая свои научные интересы, как всегда, в сторону наименее изученных и наиболее трудных для исследования проблем, Ю. Н. Рерих посвятил немало времени и оил воп росам происхождения и характера древней ших верований Тибета, известных под име нем религии бон. Полученные им введения позволили значительно углубить и расши рить существовавшие к этому времени пред ставления об этом уникальном феномене ду ховной культуры тибетцев, охарактеризовать бонский пантеон, культовую практику и ри туал этой религии, основанной на шамани- стичеСких по своей сути воззрениях, уходя щих корнями в доиндоевропейскую эпоху. Одним из замечательных результатов эк спедиции стало открытие так называемого «звериного стиля» у кочевников Северного Тибета. Выяснилось, что некоторые предме ты местные жители украшали "стилизован ными фигурками животных, аналогии кото рым прослеживались среди скифских и си бирских находок. Данный сюжет (так же, как и ряд других), впоследствии подробно разработанный и дополненный, послужил основой для специальной работы. Таким образом, дневник является уникальным для историка документом, в котором отражены начальные этапы исследования: фиксация находок и первые, но уже довольно глубо кие мысли Ю. Н. Рериха по их поводу. Его внимание привлекало все -— насы щенная сложной космологической симво ликой культовая архитектура ламаистских храмов и монастырей, загадочные мегалити ческие сооружения Тибета, ориентированные по важнейшим астрономическим коорди натам и поразительно напоминающие не только кромлехи и дольмены даледой Бре- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2