Сибирские огни, № 4 - 1983

общества приносили с собой знание большой литературы. Так возникали тексты-подра­ жания Лермонтову, Некрасову, Сурикову, Михайлову (вернее, михайловскому пере­ воду из Г. Гейне). Были и своеобразные музыкальные «трофеи» — обработки мелодий, традицион­ но считавшихся офицерско-юнкерскими. Можно представить себе ярость белой гвар­ дии, когда пелись на «их» мотав гордые слова: Да здравствуй, свободна Советская Русь, Да здравствуй, рабочая воля! Мощным источником партизанского творчества была революционная классика: «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!». Трогательный и глубоко символичный факт: как свою, партизаны пели песню «Славься, свобода», созданную еще в 1861 году рево­ люционными студентами, которых бросили в казематы Петропавловской крепости. Так наглядно проявилась преемственность рево­ люционных традиций, в том числе и в ис­ кусстве. И, в свою очередь, варианты одной из наиболее популярных песен гражданской войны «Не вейтеся, чайки, над морем» пе­ лись на фронтах Великой Отечественной. Связь поколений не прерывалась — и не должна прерваться! Именно в сохранении этого единства заключен основной смысл старых песен. И поэтому легко прощаешь им отступление от литературных канонов, безыскусность и подчас наивность, вслу­ шиваясь в призывную музыку революцион­ ной борьбы. В заключение хотелось бы отметить бла­ городный труд В. М. Сидельникова и Р. П. Потаниной, " подготовивших книгу к изда­ нию. ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ И. Шильдяшов. Религия в Сибири и атеи­ стическое воспитание. Новосибирск, Наука, 1982 . Монография И. М. Шильдяшова в опре­ деленной мере выступает как исследование, претендующее на широкий исторический ох­ ват, всесторонний анализ особенностей ди­ намического процесса духовного становле­ ния населения Сибири в ходе социалистиче­ ского и коммунистического строительства, хотя автор и оговаривается, что он не пре­ тендует на исчерпывающую полноту рас­ сматриваемых проблем. Но то, что удалось осуществить автору, привлекает к его работе, заставляет просле­ дить вместе с ним основные религиозные направления, возникшие в Сибири в дорево­ люционный период, состояние и формы про­ явления религиозности населения, выявить причины ее сохранения в наше время, опре­ делить научные основы организации атеи­ стического воспитания. Православное миссионерство преследова­ ло две цели: обращение в христианство представителей нерусских национальностей и борьбу со старообрядческим расколом и сектантством. Сибирскому краю отводилось особое место в государственно-церковной политике. С одной стороны, здесь прожива­ ло много нерусских народностей, что созда- вале огромное поле деятельности для мис­ сионеров, с другой — через Сибирь проле­ гали пути проповедников на Дальневосточ­ ное побережье Тихого океана, Камчатку, Аляску, а также в Японию, Корею, Китай, где православие в своей миссионерской политике соперничало с католицизмом и буддизмом. Но христианство не принесло и не могло принести коренных перемен в положении аборигенного населения Сибири, ибо оправ­ дывало классовую эксплуатацию, несло но­ вые формы духовного гнета. Революция отделила церковь от государства и школу от церйви, положила начало массовому от­ ходу трудящихся от религии. Из края ре­ лигиозного Сибирь становится краем массо­ вого атеизма. В работе анализируется этот процесс, показана большая воспитательная работа, которую стали проводить партий­ ные организации региона сразу же после победы Октября. «Многого добились пар­ тийные и общественные организации Буря­ тии, Хакасии, Якутии и других республик в преодолении христианства и различных разновидностей религии,— отмечает ав­ тор.— Однако достижения научного атеиз­ ма не везде одинаковы, даже в рамках од­ ного района, округа, особенно в отдаленных селеньях и улусах». При этом верно подмечено, что древние религиозные представления и обряды сохра­ няются более прочно в сравнении с новыми религиозными воззрениями, какими явля­ ются (у народов Сибири) христианские об­ ряды. И в наше время продолжают сущест­ вовать пережитки специфических производ­ ственных культов и жертвоприношений у народов Севера. Они различны по форме, но суть их одна — умилостивить духов живот­ ных во имя удачной охоты или рыбной лов­ ли. Поэтому не снята со счетов большая и кропотливая воспитательная работа, и не только среди жителей севера Сибири, но и среди населения всего региона. Достигнутым успехам, встречающимся трудностям на этом пути, возникающим проблемам в атеистической работе посвя­ щаются заключительные разделы моногра­ фии. Автор обстоятельно анализирует со­ циальные причины существования религии, влиянию которой в той или иной степени подвержено в Сибири от 15 до 20% насе­ ления. Причины этого носят экономический, культурный, бытовой характер, они про­ являют себя в сохраняющемся экономиче­ ском неравенстве членов общества, неравен­ стве между мужчиной и женщиной в быту и семье, в различии между городом и дерев­ ней, между умственным и физическим тру­ дом, недостаточно высоком общеобразова­ тельном и культурном уровне отдельных членов общества и т. д. Заслуживает особого внимания акцент автора на индивидуальных, дифференциро­ ванных формах работы с верующими. На наш взгляд, соответствует многолетней практике и вывод о том, что в работе с верующими членами различных культовых сообществ необходимо придерживаться соб­ людения принципа поэтапного преодоления их религиозности. Это логично обосновано тем, что разрыв с религией и переход к атеизму, как правило, связаны с глубокой коренной ломкой психологии верующего, его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2