Сибирские огни, № 4 - 1983
общества приносили с собой знание большой литературы. Так возникали тексты-подра жания Лермонтову, Некрасову, Сурикову, Михайлову (вернее, михайловскому пере воду из Г. Гейне). Были и своеобразные музыкальные «трофеи» — обработки мелодий, традицион но считавшихся офицерско-юнкерскими. Можно представить себе ярость белой гвар дии, когда пелись на «их» мотав гордые слова: Да здравствуй, свободна Советская Русь, Да здравствуй, рабочая воля! Мощным источником партизанского творчества была революционная классика: «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!». Трогательный и глубоко символичный факт: как свою, партизаны пели песню «Славься, свобода», созданную еще в 1861 году рево люционными студентами, которых бросили в казематы Петропавловской крепости. Так наглядно проявилась преемственность рево люционных традиций, в том числе и в ис кусстве. И, в свою очередь, варианты одной из наиболее популярных песен гражданской войны «Не вейтеся, чайки, над морем» пе лись на фронтах Великой Отечественной. Связь поколений не прерывалась — и не должна прерваться! Именно в сохранении этого единства заключен основной смысл старых песен. И поэтому легко прощаешь им отступление от литературных канонов, безыскусность и подчас наивность, вслу шиваясь в призывную музыку революцион ной борьбы. В заключение хотелось бы отметить бла городный труд В. М. Сидельникова и Р. П. Потаниной, " подготовивших книгу к изда нию. ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ И. Шильдяшов. Религия в Сибири и атеи стическое воспитание. Новосибирск, Наука, 1982 . Монография И. М. Шильдяшова в опре деленной мере выступает как исследование, претендующее на широкий исторический ох ват, всесторонний анализ особенностей ди намического процесса духовного становле ния населения Сибири в ходе социалистиче ского и коммунистического строительства, хотя автор и оговаривается, что он не пре тендует на исчерпывающую полноту рас сматриваемых проблем. Но то, что удалось осуществить автору, привлекает к его работе, заставляет просле дить вместе с ним основные религиозные направления, возникшие в Сибири в дорево люционный период, состояние и формы про явления религиозности населения, выявить причины ее сохранения в наше время, опре делить научные основы организации атеи стического воспитания. Православное миссионерство преследова ло две цели: обращение в христианство представителей нерусских национальностей и борьбу со старообрядческим расколом и сектантством. Сибирскому краю отводилось особое место в государственно-церковной политике. С одной стороны, здесь прожива ло много нерусских народностей, что созда- вале огромное поле деятельности для мис сионеров, с другой — через Сибирь проле гали пути проповедников на Дальневосточ ное побережье Тихого океана, Камчатку, Аляску, а также в Японию, Корею, Китай, где православие в своей миссионерской политике соперничало с католицизмом и буддизмом. Но христианство не принесло и не могло принести коренных перемен в положении аборигенного населения Сибири, ибо оправ дывало классовую эксплуатацию, несло но вые формы духовного гнета. Революция отделила церковь от государства и школу от церйви, положила начало массовому от ходу трудящихся от религии. Из края ре лигиозного Сибирь становится краем массо вого атеизма. В работе анализируется этот процесс, показана большая воспитательная работа, которую стали проводить партий ные организации региона сразу же после победы Октября. «Многого добились пар тийные и общественные организации Буря тии, Хакасии, Якутии и других республик в преодолении христианства и различных разновидностей религии,— отмечает ав тор.— Однако достижения научного атеиз ма не везде одинаковы, даже в рамках од ного района, округа, особенно в отдаленных селеньях и улусах». При этом верно подмечено, что древние религиозные представления и обряды сохра няются более прочно в сравнении с новыми религиозными воззрениями, какими явля ются (у народов Сибири) христианские об ряды. И в наше время продолжают сущест вовать пережитки специфических производ ственных культов и жертвоприношений у народов Севера. Они различны по форме, но суть их одна — умилостивить духов живот ных во имя удачной охоты или рыбной лов ли. Поэтому не снята со счетов большая и кропотливая воспитательная работа, и не только среди жителей севера Сибири, но и среди населения всего региона. Достигнутым успехам, встречающимся трудностям на этом пути, возникающим проблемам в атеистической работе посвя щаются заключительные разделы моногра фии. Автор обстоятельно анализирует со циальные причины существования религии, влиянию которой в той или иной степени подвержено в Сибири от 15 до 20% насе ления. Причины этого носят экономический, культурный, бытовой характер, они про являют себя в сохраняющемся экономиче ском неравенстве членов общества, неравен стве между мужчиной и женщиной в быту и семье, в различии между городом и дерев ней, между умственным и физическим тру дом, недостаточно высоком общеобразова тельном и культурном уровне отдельных членов общества и т. д. Заслуживает особого внимания акцент автора на индивидуальных, дифференциро ванных формах работы с верующими. На наш взгляд, соответствует многолетней практике и вывод о том, что в работе с верующими членами различных культовых сообществ необходимо придерживаться соб людения принципа поэтапного преодоления их религиозности. Это логично обосновано тем, что разрыв с религией и переход к атеизму, как правило, связаны с глубокой коренной ломкой психологии верующего, его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2