Сибирские огни, № 4 - 1983
народных песен о революция, гражданской войне, партизанской борьбе с белогвардей цами и интервентами. К ним приложен под робный комментарий с указанием источни ка и исполнителя произведения, а также всех известных его вариантов. В обширном вступительном очерке Л. Е. Элиасова дает ся представление о состоянии изучения на родной героико-революционной поэзии Си бири и характеризуются репертуары наибо лее значительных песенников — носителей этой устной традиции. Сбор народных революционных песен на чался уже в те бурные и героические годы, которые нашли в них свое отражение. Пер выми собирателями были сами неп'осред- ственньй очевидцы и участники граждан ской войны в Сибири и на Дальнем Восто ке. В некоторых их коллекциях (письмен ных и хранимых в памяти), скрупулезно изучаемых ныне фольклористами, содержит ся по сто, двести и более песен, многие из которых уникальны, ибо вышли уже из жи вого обращения и остались доступными лишь узкому кругу слушателей. Уходят из жизни последние ветераны гражданской войны, а вместе с ними уходят и песни, некогда поднимавшие народ на великие свершения. И поэтому мы должны быть благодарны исследователю за одно то, что его труд спас от забвения и сохранил для *потомков живые поэтические документы революции. К числу безусловных заслуг Л. Е. Элиасова следует отнести и то, что в ряде случаев ему удалось установить ав торов песен, считавшихся прежде безымян ными. Эпоха революции — время невиданного по своему размаху подъема устного народ ного творчества. Появляется значительное число ныне забытых поэтов-самоучек, при шедших в поэтическое творчество в бук вальном смысле «от сохи». Подавляющему большинству из них не хватало знаний, гра-, модности, но жажда самовыражения, стрем ление воспеть то новое, что пришло в жизнь страны, переполняли их сердца. В тени многих громких и славных имен певцов ре волюции они'не нашли своего места на страницах литературной истории, но твор чество их тем не менее остается фактом народной литературы, настоятельно требую щим своего изучения. Л. Е. Элиасов при вел сведения о некоторых из таких поэтов, чьи песни распевались в партизанских отря дах и на фронтах гражданской войны, за учивались наизусть и расходились в спи сках. Многие из сочиненных ими песен при обретали большую популярность и надолго сохранялись в народной памяти — исполне ние их фиксировалось двадцать и более лет спустя после написания. И пусть коря выми могут показаться строки — Пускай не складны наши речи, Пускай не связен наш рассказ,— Ведь мы лишь только слезли с печи, Где сотни лет держали нас,— но подлинно революционный пафос ощуща ется в концовке' этого стихотворения, быв шего некогда популярной песней: Пиши, трудящийся крестьянин, Писать и нам пришла пора, Дитя неволи и страданий, Бери оружие пера! Факты и воспоминания участников граж данской войны свидетельствуют о том, что песня была мощным оружием, которого боя лись враги. Архивная запись сообщает, что стихотворение крестьянина Федора Молча нова, распространенное в листовках в Бар гузине накануне прихода туда белых, так было расценено одним из семеновских офи церов: «Лучше бы нас встретили здесь шты ками в горячем бою, чем этими змеиными словами». За песни шли на смерть: сохрани лись протоколы военно-полевых судов, при говаривавших солдат и мирных граждан к казни за хранение песенников с революци онными стихами. На казнь тоже шли с пес ней. В написанном накануне расстрела письме партизана А. 3. Куприянова содер жится просьба к товарищам исполнить «на помин души» его любимую революционную песню, зовущую к «мщению за жертвы капи тала». В записанных историками и краеве дами воспоминаниях сибирских и дальне восточных партизан встречаются емкие ха рактеристики того влияния, которое песня оказывала на бойцов: «Песни очень пользи тельны, в них порох заложен, когда надо, он и взорваться может»; «Бывают и такие песни, что слушаешь их, и рука к винтовке тянется, чтобы зло искоренить, правду ут вердить». Участники гражданской войны вспомина ют, что песен было множество, а их вариан тов — еще больше (вплоть до того, что в каждой роте одна и та же песня пелась по- разному), песенники охотились за хорошей песней, достать которую было нелегко, и каждая счастливая находка составляла предмет гордости собирателя и его слуша телей. Это в полной мере учитывалось и поощрялось командирами и комиссарами партизанских отрядов, всячески способство вавших массовой песенной агитации. Мно гие из них были сами искренними любите лями народной революционной, песни, а не которые и их авторами (в частности, автор ство одной из помещенных в сборнике пе сен приписывается легендарному Сергею Лазо, который сам стал героем народного творчества). Специально заготовленные тексты раздавались на оперативных совеща ниях ко-мандиров и политработников для распространения среди бойцов. В Иркут ском областном архиве хранится подлинник документа, где есть такие строки: «При сем препровождаю оперативные сводки Главно го штаба Советских войск Северо-Восточно го фронта’14 и 17 сего ноября, песню о бое под Усть-Кутом и песню героям, погибшим под Усть-Кутом». Поистине, слово приравнивалось к штыку! Коли обратиться к источникам песнетвор- чества красных партизан, то сразу бросится в глаза их необычайное разнообразие. Здесь отразилась социальная неоднородность участников движения — вспомним хотя бы отряд Левинсона в «Разгроме». Против бе логвардейцев и иностранных интервентов поднялось практически все население Сиби ри и Дальнего Востока — и, соответственно, в революционной поэзии тех лет мы можем услышать отзвуки крестьянских, казачьих, шахтерских, солдатских песен. Она перера батывала и героические гимны прежних сражений (например, «Варяга»), и горькую удаль лубочной картинки («Последний но нешний денечек...»). Образованные слои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2