Сибирские огни, № 4 - 1983

народных песен о революция, гражданской войне, партизанской борьбе с белогвардей­ цами и интервентами. К ним приложен под­ робный комментарий с указанием источни­ ка и исполнителя произведения, а также всех известных его вариантов. В обширном вступительном очерке Л. Е. Элиасова дает­ ся представление о состоянии изучения на­ родной героико-революционной поэзии Си­ бири и характеризуются репертуары наибо­ лее значительных песенников — носителей этой устной традиции. Сбор народных революционных песен на­ чался уже в те бурные и героические годы, которые нашли в них свое отражение. Пер­ выми собирателями были сами неп'осред- ственньй очевидцы и участники граждан­ ской войны в Сибири и на Дальнем Восто­ ке. В некоторых их коллекциях (письмен­ ных и хранимых в памяти), скрупулезно изучаемых ныне фольклористами, содержит­ ся по сто, двести и более песен, многие из которых уникальны, ибо вышли уже из жи­ вого обращения и остались доступными лишь узкому кругу слушателей. Уходят из жизни последние ветераны гражданской войны, а вместе с ними уходят и песни, некогда поднимавшие народ на великие свершения. И поэтому мы должны быть благодарны исследователю за одно то, что его труд спас от забвения и сохранил для *потомков живые поэтические документы революции. К числу безусловных заслуг Л. Е. Элиасова следует отнести и то, что в ряде случаев ему удалось установить ав­ торов песен, считавшихся прежде безымян­ ными. Эпоха революции — время невиданного по своему размаху подъема устного народ­ ного творчества. Появляется значительное число ныне забытых поэтов-самоучек, при­ шедших в поэтическое творчество в бук­ вальном смысле «от сохи». Подавляющему большинству из них не хватало знаний, гра-, модности, но жажда самовыражения, стрем­ ление воспеть то новое, что пришло в жизнь страны, переполняли их сердца. В тени многих громких и славных имен певцов ре­ волюции они'не нашли своего места на страницах литературной истории, но твор­ чество их тем не менее остается фактом народной литературы, настоятельно требую­ щим своего изучения. Л. Е. Элиасов при­ вел сведения о некоторых из таких поэтов, чьи песни распевались в партизанских отря­ дах и на фронтах гражданской войны, за­ учивались наизусть и расходились в спи­ сках. Многие из сочиненных ими песен при­ обретали большую популярность и надолго сохранялись в народной памяти — исполне­ ние их фиксировалось двадцать и более лет спустя после написания. И пусть коря­ выми могут показаться строки — Пускай не складны наши речи, Пускай не связен наш рассказ,— Ведь мы лишь только слезли с печи, Где сотни лет держали нас,— но подлинно революционный пафос ощуща­ ется в концовке' этого стихотворения, быв­ шего некогда популярной песней: Пиши, трудящийся крестьянин, Писать и нам пришла пора, Дитя неволи и страданий, Бери оружие пера! Факты и воспоминания участников граж­ данской войны свидетельствуют о том, что песня была мощным оружием, которого боя­ лись враги. Архивная запись сообщает, что стихотворение крестьянина Федора Молча­ нова, распространенное в листовках в Бар­ гузине накануне прихода туда белых, так было расценено одним из семеновских офи­ церов: «Лучше бы нас встретили здесь шты­ ками в горячем бою, чем этими змеиными словами». За песни шли на смерть: сохрани­ лись протоколы военно-полевых судов, при­ говаривавших солдат и мирных граждан к казни за хранение песенников с революци­ онными стихами. На казнь тоже шли с пес­ ней. В написанном накануне расстрела письме партизана А. 3. Куприянова содер­ жится просьба к товарищам исполнить «на помин души» его любимую революционную песню, зовущую к «мщению за жертвы капи­ тала». В записанных историками и краеве­ дами воспоминаниях сибирских и дальне­ восточных партизан встречаются емкие ха­ рактеристики того влияния, которое песня оказывала на бойцов: «Песни очень пользи­ тельны, в них порох заложен, когда надо, он и взорваться может»; «Бывают и такие песни, что слушаешь их, и рука к винтовке тянется, чтобы зло искоренить, правду ут­ вердить». Участники гражданской войны вспомина­ ют, что песен было множество, а их вариан­ тов — еще больше (вплоть до того, что в каждой роте одна и та же песня пелась по- разному), песенники охотились за хорошей песней, достать которую было нелегко, и каждая счастливая находка составляла предмет гордости собирателя и его слуша­ телей. Это в полной мере учитывалось и поощрялось командирами и комиссарами партизанских отрядов, всячески способство­ вавших массовой песенной агитации. Мно­ гие из них были сами искренними любите­ лями народной революционной, песни, а не­ которые и их авторами (в частности, автор­ ство одной из помещенных в сборнике пе­ сен приписывается легендарному Сергею Лазо, который сам стал героем народного творчества). Специально заготовленные тексты раздавались на оперативных совеща­ ниях ко-мандиров и политработников для распространения среди бойцов. В Иркут­ ском областном архиве хранится подлинник документа, где есть такие строки: «При сем препровождаю оперативные сводки Главно­ го штаба Советских войск Северо-Восточно­ го фронта’14 и 17 сего ноября, песню о бое под Усть-Кутом и песню героям, погибшим под Усть-Кутом». Поистине, слово приравнивалось к штыку! Коли обратиться к источникам песнетвор- чества красных партизан, то сразу бросится в глаза их необычайное разнообразие. Здесь отразилась социальная неоднородность участников движения — вспомним хотя бы отряд Левинсона в «Разгроме». Против бе­ логвардейцев и иностранных интервентов поднялось практически все население Сиби­ ри и Дальнего Востока — и, соответственно, в революционной поэзии тех лет мы можем услышать отзвуки крестьянских, казачьих, шахтерских, солдатских песен. Она перера­ батывала и героические гимны прежних сражений (например, «Варяга»), и горькую удаль лубочной картинки («Последний но­ нешний денечек...»). Образованные слои

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2