Сибирские огни, № 4 - 1983
принимать самые разнообразные формы, применяться к самым различным обстоя тельствам. Рассказ Т. Набатниковой «Капитан» как будто бы всего-навсего о юношеской любви, которая со временем истаяла, сошла, как первый снег. Но при внимательном прибли жении мы увидим трагедию прагматика (сама героиня рассказа поначалу этого и не ощущает), живущего четко оконтурен ным, распланированным будущим, но. уже потерявшего прошлое, а в нем — чистую, не растраченную на «лисьи» хитрости и рационалистические расчеты, душ£. Уже в шестнадцать лет Галка примеряет свою первую любовь на вырост и уверенно пере шагивает ее ради «приличной» жизни. Не которое время она самодовольно чувствует себя «стреляной лисой», но ее «лисье пре восходство» не только не делает Галку счастливой, но попросту выхолащивает ее существование: дни идут и ей уже «не за что зацепиться в потоке временя». Прагматизм героев рассказа Г. Копыти- на «Возвращение» выявляется на ином уровне бытия — в сфере производственных отношений. Ма становимся свидетелями сю жетной ситуации, в которой добро и зло открыто противоборствуют, на первый взгляд, когда хороший инженер водной ин спекции защищает в открытом поединке природу от плохих хозяйственников, стре мящихся во что бы та ни стало сдать не доделанный свиноводческий комплекс. Од нако, используя эту, как говорят спортсме ны, наигранную комбинацию, автору удалось сказать и свое небанальное слово. Читая рассказ, мы как-то не ощущаем, несмотря на жесткую заданность схемы, деление на плохих и хороших персонажей. Все жиз ненно сложнее. И хозяйственники, и инже нер Буйницкий, отказывающийся подписать приемочный акт,— люди ответственные, прекрасно понимающие важность постав ленных перед ними задач. Но если у хозяй ственников распространение чувства ответ ственности локализовано днем сегодняш ним, то Буйницкого отличает сверх того ответственность перед будущим. С этих по зиций его ответственность более духовна, гражданственна и... исторична. «Он взгля нул на все сегодня с ним происшедшее и подумал, что здоровье реки зависело от нравственного здоровья Сухарева, директо ра свинокомплекса и других людей. Ведь ®се они — звено длинной и крепкой цепи. Начало, ее — деды и прадеды, а конец — их дети, уже народившиеся, и те, которым предстоит народиться. От них ничего не за висит и от них зависит все. И, говоря о добре, которое побеждало зло, потому что «кто-то не давал злу сомкнуть свой круг... даже ценой овоей жизни», автор с невесе лой иронией замечает, что его-то герою, его Буйяицкому пришлось преодолевать «обыч ную гражданскую апатию»... Герой рассказа В. Курносенко «Побег» пытается преодолеть равнодушие, рождае мое сухим, голым профессионализмом. Мо лодой врач вдруг с ужасом замечает, что с трезвым, холодным профессиональным умением от него уходит другое, не менее важное умение — умение сострадать лю дям, умение чувствовать чужую боль как свою. Рассказ «Побег» едва, ли можно при числить к распространенной ныне «меди цинской» прозе. Автор поднимает общечело веческие, философские вопросы. Это не только вопрос о всепроникающем гуманиз ме, это и вечная проблема отношения к смерти. Герой В. Курносенко не пускается в отвлеченное теоретизирование и мудрст вование— мы видим целую эволюцию его взглядов. В начале рассказа перед вами юный доктор, только начинающий свою практику, но зато готовый помочь всем и вся бескорыстным участием. И для него пока «любая смерть — это итог. Всех, все го человечества». Со временем настало при выкание — самое, наверное, страшное, что может быть для врача, да только ли для врача — привыкание к чужой боли и чужой смерти. У В. Курносенко привыкание это изображено психологически точно, худо жественно впечатляюще. А с привыкацйем, с атрофированием души, как последняя вспышка, как своеобразная агония духов ного начала приходит настоятельнейшая потребность полного самоопределения, не обходимости окончательного выбора. Или «подойти поближе — соумереть с каждым, кого хоронишь», как когда-то, в молодости, когда не было еще страха перед собствен ной смертью. Но для этого, признается ге рой «Побега», он «не годился», потому что «слишком любил себя». Или же «остаться снаружи, привыкнуть». Герой В. Курносенко выбирает иное — «отойти совсем. Сберечь ся, надеясь на что-то пока неясное и нере шенное». Отсюда и название — «Побег». В. Курносенко удалось завязать в один узел проблемы как специфически-профеосио- нальные, социально-нравственные, так и философские. И, вероятно, я не особенно ошибусь, если назову рассказ «Побег» од ним из лучших произведений альманаха «Истони»-82. Заканчивая разговор об альманахе, хо телось бы отметить работу составителей сборники И. Митрофанова (поэзия) и А. Лобановой (проза), собравших интерес ный и разнообразный по составу и звучанию ансамбль молодых литераторов. АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН Героическая поэзия гражданской войны в Сибири. (Сост., автор вступит, статьи и при мем. Л. Е. Элиасов]. Новосибирск, Наука, Сиб. отд-ние, 1982. Рекомендуемая читателю книга —■по смертное издание труда известного сибир ского ученого профессора Л. Е. Элиасова, отдавшего более сорока лет своей жизни делу собирания и Изучения фольклора Си бири. Ему принадлежит большое число ста тей, монографических исследований и сбор ников, посвященных теме гражданской вой ны в устном народном творчестве сибиря ков. Созданию этой последней книги пред шествовал многолетний кропотливый труд: в ее основу легли записи, сделанные в ходе многочисленных фольклорных экспедиций, материалы архивных разысканий, данные, полученные при изучении периодических изданий эпохи революции и 20-х годов, ставших ныне библиографической редкостью и рассеяных по многим библиотекам и хра нилищам страны. Квита представляет собой научную публикацию текстов более трехсот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2