Сибирские огни, № 4 - 1983
союзное заочное литературное объединение при издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», главная цель которого—оказание помощи молодым талантливым авторам, в первую очередь на ударных комсомольрких стройках страны, постоянно поддерживает контакты с литобъединениями БАМа, Саяно- Шушенской ГЭС, «Атоммаша», Иркутской, Челябинской, Томской и других областей. Конкретным результатом таких творческих контактов и является каждый новый выпуск альманаха «Истоки». «Исто»и»-82 составили свыше тридцати поэтов и почти два десятка прозаиков. Де ло, конечно, не в количестве, но, согласи тесь, более полусотни новых имен сразу — это внушительно и говорит о том, что наша литература обладает значительными ре зервами. Попутно заметим, в альманахе не мало сибиряков: новосибирцы Т. Набатнико- ва, В. Курносенко, А. Михеев, читинец Г. Ко пытни, иркутянин Г. Кольцов, уроженец Но восибирской области С. Комиссаров... Итак, с чем же идут к читателю молодые поэты и прозаики «Истоко®»-82? Может показаться удивительным, но са мой важной темой поэзии альманаха ста ла—война. Ей посвящена значительная и, наверное, лучшая часть стихотворений. «Я родился за год до войны» (Ю. Неизвест ный), «Эхо войны», «Вдова» (А. Кузмичев- ский), «Атака» (Г. Зайцев), «Солдаты воз вращаются с войны» (В. Крикуненко)... Как видим, сами названия многих стихотворе ний говорят за себя. «Память мне покоя не дает»,—пишет Ю. Неизвестный и становится понятным, по чему обращаются к теме войны невоевав шие. Правда, под памятью здесь подразуме вается не только и не столько память оче-, видца (хотя и встречаются стихи, навеян ные ею), сколько благодарная память моло дого поколения, та самая память, что не да ет забыть, что «за нас дрались бойцы и в нашу память марш Победы врезан» (В. Кри- куненко), и которая нас, нынешних, настой чиво призывает к сохранению мира на зем ле, «чтобы земля не стонала сырая, чтоб ее не кромсал искореженный взрывом металл» (Г. Зайцев). И не случайно тема войны у многих поэтов альманаха органично сопря жена с любовью к Родине, к родной земле и природе, с темой созидательного труда на благо своей Отчизны. Ведь мир, труд, чувст во патриотизма — те главные измерения бытия, в которых существовал, существует и будет существовать человек. Разумеется, далеко не все интересно и ху дожественно полноценно в поэтическом разделе «Истоков»: немало шумных декла раций по поводу очевидного, встречаются бледные, невыразительные строфы и стихот ворения, однако в общем перед нами доста точно цельный и свежий по поэтическому взгляду мир гражданской (преимуществен но) лирики молодых. В меньшей, может быть, степени, но «эхо войны» ощущается и в прозе альманаха. И. Крамаренко в рассказе «У Дарницы, на берегу Днепра», В. Рыбин в «Солдатской звезде», С. Комиссаров в рассказе «Дорога в Ракиты» пытаются понять, почувствовать психологию человека военного поколения. М. Шутов в новелле «Деревья без вершин» и А. Сизов в рассказе «Три покссева» стре мятся передать всю жестокость и несправед ливость войны через личное ее ощущение обожженной памятью детства. Надо сказать, что вообще память (не только о детстве — о любви, о скитаниях по свету, о начале своего духовного станов ления, об историческом прошлом страны) стала доминантой, определяющей -движение творческого сознания молодых поэтов и прозаиков «Истоков»-82. И это, естественно, ибо с памяти и начинается художник. И пре дельно четко единую многомерность памяти выразил А. Сизов в рассказе «Три покссе- ва»: «А я стоял и отчетливо сознавал, что никогда не сотрутся в памяти эти картины, как не прекратится связь с ним, с твоим прошлым, с твоими истоками, и незримая эта нить от прошлого через тебя, песчинки в истории, протянется дальше, к будущим временам. И нельзя, никогда нельзя ни оборвать эту вить, ни позабыть о ней хоть на минуту...» Правда, молодому художнику ни на ми нуту не следует забывать и о том, что па мять художническая не тождественна на шей «дежурной» памяти, впитывающей в себя все без разбора. Она и отличается как раз способностью жестко отбирать самое значительное и типическое. Игнорируя это непременное условие, пишущий рискует скатиться к описательству, зариеовочности. Так, на мой взгляд, случилось с этюдом А. Михеева «Дрова для костра», где тон кая акварельная лиричность, не наполнен ная никакой отчетливой мыслью или чувст вом, кроме банальной «охоты к перемене мест», в конце концов лопается, как радуж ный мыльный пузырь, оставляя в душе ра зочарование по поводу того, что лирический герой, выписанный необычно, прочертил не босклон рассказа и исчез в никуда, появив шись ниоткуда. Необязательностью отличаются и «Обыч ные воспоминания» Е. Пазимой. Более того, аморфность «воспоминательного процесса» в этом рассказе не согласуется с верным в принципе выводом в финале — «детство мудро: предметы не суть». У молодой же писательницы, судя по ее экскурсоводче ским описаниям улицы Воровского, получи лось наоборот. Читая «мемуаристичесвие» рассказы ав торов «Истоков»-82, замечаешь одну осо бенность: воспоминания детства начинают работать на полную мощь, играть новыми красками чаще всего тогда, когда они вхо дят в соприкосновение с сегодняшней соци альной злободневностью. Вот вроде бы традиционное воздыхание по ушедшему де ревенскому детству в рассказах В Пшенич никова «Машка» и И. Дедова «Деревенские мотивы». Ан нет: авторы не ушедшим ум-и- ' ляются, а, глядя на минувшее, настоящим и будущим озабочены. Волнует их, что с на стающим благополучием постепенно исчеза ет из человеческих отношений духовность, мелеет нравственность. Радуется, от всей души радуется мать лирического героя то му, что хорошо, сыто жить нынче стали, но и тревога примешивается к этой радости, горечь: «Митя, ведь люди вроде как поме шались на деньгах! На уме только деньги! Жадные, завистливые стали». Мысль о праг матизме, вытесняющем духовность, зву чит , и в других рассказах альманаха. Молодые авторы сборника наглядно пока зывают, что уродливое это качество может т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2