Сибирские огни, № 4 - 1983

ка слагается из его истории, так и история народа есть сам народ. Чем более ярко вы­ ражена личность, тем выше ее интерес к собственной истории, к собственному станов­ лению, тем выше потребность самопозна­ ния. Советский народ—новая социальная общность—испытывает потребность в новом, еще более глубоком понимании себя и сво­ ей истории. Народу необходимо знать под­ линных героев и мучеников, знать свою роль в жизни других народов и’ всего чело­ вечества. Народу необходимо сознание свое­ го собственного пути в истории. Сознание не исключительности и избранности, кото­ рым обманывались и обманывали других, а сознание перенесенных лишений и страда­ ний, принесенных жертв и пережитых по­ ражений. И высокой гордости за обретения русского духа. Народу нужно подтвержде­ ние историей лучших своих качеств, высших сил и способностей. «Руси выпало в IX и X в>в. великое и ред­ костное счастье выдвинуть целую фалангу патриотов и великих людей... Славу Руси со­ ставляют не имена Рюрика, Олега и Игоря ч Рюриковичей, а имена Вадима Новгород­ ского, Дира и Аскольда Киевских, Мала Древлянского и его детей!» — пишет ученый и публицист А. Членов. Считает, что «по справедливости Козельск должен бы войти в анналы мировой военной история наравне с такими рагоборческими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и Севастополь, Брест и Сталинград»,—Владимир Чивили­ хин. На страницах романа С. Бородина впервые появляется имя Сергия Радонеж­ ского. Ставит вопрос о признании исто­ рических заслуг Михаила Тверского и его детей писатель Д. Балашов... На далеких исторических рубежах прохо­ дит передний край идеологической борьбы. Не только в столкновении между .капитализмом и социализмом, но и в борьбе против отжившего и косного понимания на­ сущных проблем и вопросов, против нравст­ венной относительности и этического реля­ тивизма. В безразличии к человеческому в -прош­ лом—равнодушие к человеческому в настоя­ щем и будущем. Разве может теория «пасоионарноети» или климатических причин монгольских завоева­ ний объяснить нам долгий и трудный путь каждого человека, вызвать сочувствие к не­ му, показать нам искры человеческого и не потерять их в прошедшем? Подлинное ра­ венство и равноправие обязывает нас при­ знавать равными нам по духу и человечно­ сти каждого из бывших прежде людей, при­ знать за каждым из них право на свободу, любовь, жизнь и сострадание. Обязывает нас понять и объяснить все причины и сте­ чения обстоятельств, превращавших равных нам людей в тупое и бездушное стадо, в же­ стокую и ненавистную силу, в Орду, при­ званную убивать и грабить, насиловать и уничтожать. Понять страх и обреченность каждого из тех, кто убивал, боясь быть уби­ тым, и насиловал под страхом насилия. Обя­ зывает, потому что наше время рождает примеры все более бесчеловечного отноше­ ния к себе подобным, все более страшных преступлений против человеческого по сво: им изуверским средствам. Понять, чтобы не допустить, чтобы искоренить; понять, ибо люди познают историческую необходимость не для того, чтобы ей подчиниться, а для то­ го, чтобы ей противостоять. Разве не обяза­ ны мы проследить от самых истоков все про­ явления настоящего человеческого духа, ис­ тина которого в преодолении всех препятст­ вий? Эту задачу решает искусство, постигая своим, пока еще интуитивным, путем изоб­ ражаемого человека. Оно еще только лишь намечает пути своей собственной научности. Сравнивает с нами формы и методы других наук, отыскивая в их предмете предмет свой собственный, как увидел в научных изыска­ ниях доктора исторических наук Л. Н. Гу­ милева свою тему писатель Владимир Чиви­ лихин. В поисках исторической правды он сопоставляет точки зрения различных лю­ дей, в судьбах которых по-своему преломи­ лась Русь, и в споре выбирает сторону, 'наи­ более отвечающую ему по духу, отвечающую истине. Все громче искусство заявляет о своем праве вести за собой науку. Заявляет, что науке не предоставлено право монопольного обращения с нашими нравственными ценно­ стями подобно тому, как она пользуется сво­ ими теориями. 'Вся наша этика, наше эмо­ циональное и оценочное отношение к дейст­ вительности есть результат долгого и труд­ ного исторического пути. Голос Владимира Чивилихина, протестующего против «новей­ ших исторических теорий», напоминает нам о том, что звание «гуманитарной» науки еще не свидетельствует о действительном гуманизме и человечности ее созидателей. Решение спора о нравственности науки, эти­ ке ее творцов приобретает все большее зна­ чение на фоне циничных признаний создате­ лей нейтронного оружия, организаторов пси- ходельческих экспериментов и поборников политического каннибализма. Никогда наука не была беспристрастным изучением фактов. Никакие космические, биологические, геогра­ фические предпосылки не в силах снять с кого бы то ни было ответственности за по­ ступки, дела, действия. Величайшим достижением искусства наше­ го времени является его убежденность в до­ стоверности своего знания о человеке, в цен­ ности своего нравственного багажа. Совер­ шенствуясь, искусство становится все более действенным средством познания человеком самого себя и своего места в изменяющемся мире, служит делу укрепления и защиты подлинной научности и человечности. Роман- эссе Владимира Чивилихина яркое тому подтверждение. А. ТАРАНИН «Истоки». Альманах. М., Молодая гвардия, 1982. Общежитие молодых дарований... Так бы и окрестил я альманах. И не из любви к ме­ тафорическим определениям. «Истоки» по сути и есть та крыша, под которой периоди­ чески (издание ежегодное) собираются мо­ лодые прозаики, поэты, критики, чтобы про­ верить свои творческие возможности на не­ предвзятом мнении широкого всесоюзного читателя (тираж сборника—50 тыс. экз.). Со всех концов страны собираются на эти страницы молодые литературные силы. Все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2