Сибирские огни, № 4 - 1983
ка слагается из его истории, так и история народа есть сам народ. Чем более ярко вы ражена личность, тем выше ее интерес к собственной истории, к собственному станов лению, тем выше потребность самопозна ния. Советский народ—новая социальная общность—испытывает потребность в новом, еще более глубоком понимании себя и сво ей истории. Народу необходимо знать под линных героев и мучеников, знать свою роль в жизни других народов и’ всего чело вечества. Народу необходимо сознание свое го собственного пути в истории. Сознание не исключительности и избранности, кото рым обманывались и обманывали других, а сознание перенесенных лишений и страда ний, принесенных жертв и пережитых по ражений. И высокой гордости за обретения русского духа. Народу нужно подтвержде ние историей лучших своих качеств, высших сил и способностей. «Руси выпало в IX и X в>в. великое и ред костное счастье выдвинуть целую фалангу патриотов и великих людей... Славу Руси со ставляют не имена Рюрика, Олега и Игоря ч Рюриковичей, а имена Вадима Новгород ского, Дира и Аскольда Киевских, Мала Древлянского и его детей!» — пишет ученый и публицист А. Членов. Считает, что «по справедливости Козельск должен бы войти в анналы мировой военной история наравне с такими рагоборческими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и Севастополь, Брест и Сталинград»,—Владимир Чивили хин. На страницах романа С. Бородина впервые появляется имя Сергия Радонеж ского. Ставит вопрос о признании исто рических заслуг Михаила Тверского и его детей писатель Д. Балашов... На далеких исторических рубежах прохо дит передний край идеологической борьбы. Не только в столкновении между .капитализмом и социализмом, но и в борьбе против отжившего и косного понимания на сущных проблем и вопросов, против нравст венной относительности и этического реля тивизма. В безразличии к человеческому в -прош лом—равнодушие к человеческому в настоя щем и будущем. Разве может теория «пасоионарноети» или климатических причин монгольских завоева ний объяснить нам долгий и трудный путь каждого человека, вызвать сочувствие к не му, показать нам искры человеческого и не потерять их в прошедшем? Подлинное ра венство и равноправие обязывает нас при знавать равными нам по духу и человечно сти каждого из бывших прежде людей, при знать за каждым из них право на свободу, любовь, жизнь и сострадание. Обязывает нас понять и объяснить все причины и сте чения обстоятельств, превращавших равных нам людей в тупое и бездушное стадо, в же стокую и ненавистную силу, в Орду, при званную убивать и грабить, насиловать и уничтожать. Понять страх и обреченность каждого из тех, кто убивал, боясь быть уби тым, и насиловал под страхом насилия. Обя зывает, потому что наше время рождает примеры все более бесчеловечного отноше ния к себе подобным, все более страшных преступлений против человеческого по сво: им изуверским средствам. Понять, чтобы не допустить, чтобы искоренить; понять, ибо люди познают историческую необходимость не для того, чтобы ей подчиниться, а для то го, чтобы ей противостоять. Разве не обяза ны мы проследить от самых истоков все про явления настоящего человеческого духа, ис тина которого в преодолении всех препятст вий? Эту задачу решает искусство, постигая своим, пока еще интуитивным, путем изоб ражаемого человека. Оно еще только лишь намечает пути своей собственной научности. Сравнивает с нами формы и методы других наук, отыскивая в их предмете предмет свой собственный, как увидел в научных изыска ниях доктора исторических наук Л. Н. Гу милева свою тему писатель Владимир Чиви лихин. В поисках исторической правды он сопоставляет точки зрения различных лю дей, в судьбах которых по-своему преломи лась Русь, и в споре выбирает сторону, 'наи более отвечающую ему по духу, отвечающую истине. Все громче искусство заявляет о своем праве вести за собой науку. Заявляет, что науке не предоставлено право монопольного обращения с нашими нравственными ценно стями подобно тому, как она пользуется сво ими теориями. 'Вся наша этика, наше эмо циональное и оценочное отношение к дейст вительности есть результат долгого и труд ного исторического пути. Голос Владимира Чивилихина, протестующего против «новей ших исторических теорий», напоминает нам о том, что звание «гуманитарной» науки еще не свидетельствует о действительном гуманизме и человечности ее созидателей. Решение спора о нравственности науки, эти ке ее творцов приобретает все большее зна чение на фоне циничных признаний создате лей нейтронного оружия, организаторов пси- ходельческих экспериментов и поборников политического каннибализма. Никогда наука не была беспристрастным изучением фактов. Никакие космические, биологические, геогра фические предпосылки не в силах снять с кого бы то ни было ответственности за по ступки, дела, действия. Величайшим достижением искусства наше го времени является его убежденность в до стоверности своего знания о человеке, в цен ности своего нравственного багажа. Совер шенствуясь, искусство становится все более действенным средством познания человеком самого себя и своего места в изменяющемся мире, служит делу укрепления и защиты подлинной научности и человечности. Роман- эссе Владимира Чивилихина яркое тому подтверждение. А. ТАРАНИН «Истоки». Альманах. М., Молодая гвардия, 1982. Общежитие молодых дарований... Так бы и окрестил я альманах. И не из любви к ме тафорическим определениям. «Истоки» по сути и есть та крыша, под которой периоди чески (издание ежегодное) собираются мо лодые прозаики, поэты, критики, чтобы про верить свои творческие возможности на не предвзятом мнении широкого всесоюзного читателя (тираж сборника—50 тыс. экз.). Со всех концов страны собираются на эти страницы молодые литературные силы. Все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2