Сибирские огни, № 4 - 1983
ной им критиком,—А. Кобенков, В. Липа тов, Б. Лапузин, Н. Еремин, А. Пчелкин (да еще теми стихами, которые пронаблю дал Роберт Винонен!), едва ли показательно определяют современное состояние сибир ской поэзии в ее собственном реальном кон тексте. Истинное положение частностей можно корректно выявить только в их отношениях с целым, в которое они входят. Смутность «всероссийского контекста», как целого, поз воляет Роберту Винонену удовлетворяться случайными сопоставлениями поэтов. Не сравнивают же книжку П. Вегина «Три сос ны» со сборником Н. Рубцова «Сосен шум», хотя в названиях книг есть общее растение. А тут почему-то Юрий Кузнецов, поэт за служенно известный, сравнивается с Ана толием Пчелкиным, который представляется критику незаслуженно неизвестным, и моск вич проигрывает жителю Дальнего Восто ка! Ну, а если Юрия Кузнецова сравнить с Борисом Лапуэиным — не проиграет? Что же из этого? Что это за образцы, эта лоны, к которым надо приставлять поэтов Сибири, чтобы выявить их истинный мас штаб? Не поверяем же мы Кирсанова — Бло ком, а Тряпкина — Сельвинским, но со сверстниками или менее известными авто рами позволяем себе проделать любой эк сперимент, пытаясь упрекнуть кедр за то, что .на нем не вызревают тыквы. Общее своеобразие, общие особенности сибирской поэзии — вот то целое, исходя из которого и можно понять частности, вот тЬт реальный, а не умозрительный контекст, в котором возможно правильное и перспек тивное прочтение современных поэтов Си бири. Какими именами вне русской класси ки мы поверяем сегодняшнюю нашу поэзию? Это — Павел Васильев, Леонид Мартынов, Иван Брошин, Илья Мухачев, Сергей Мар ков... В свете этих имен, в свете традиций этих поэтов, возможно, яснее увидятся: напряженная драматическая рабочая ли рика Михаила Асламава (г. Хабаровск), поиски новых материалов, - сюжетов, средств выражения и всегдашнее острое чувство дня Романа Солнцева (г. Красно ярск) , органичность, гармония живого мира че ловеческой природы у Виктора Баянова (г. Кемерово), песенный лад стихав Владимира Макаро ва (г. Омск), необыденность положений героя и макси мализм романтического чувства в книгах Вильяма Озолина (г. Барнаул), тонкость философического письма о хрупкости живой души в миниатюрах Васи лия Казанцева (г. Павлов Посад), трудный ход самоопределяющейся эпиче ской мысли Анатолия Преловского (г. Моск ва),' то озорная, то серьезная демократичность1 сцен в стихах Леонида Мерзликина (г. Бар наул), удивление, первичность взгляда на мир, а отсюда и его резкое и яркое отражение у Леонида Андреева (г. Благовещенск)... В свете славных имен сибирских поэтов, заявивших о себе в двадцатые годы, объем ной увидится «новосибирская школа», оп ределяющая поэтическое лицо Сибири, рав но как «иркутская школа» определяет звучание оибирской прозы. Поэтому не более чем курьезом выглядят «нимбы», отмеченные Робертом Вйноненом, и вся эта «нимбоотдача» разве что может претендовать на серьезность, но таковой не является. С одной стороны, трудно вслед за автором восхищаться цитируемыми сти хами Анатолия Пчелки.на, а с другой сторо ны, не станешь же всерьез воспринимать как критику напутствие Владимира. Цыби- на, предпосланное книжке молодого сти хотворца! Подобным напутствиям всегда и всюду свойственны сверхдобрые пожела ния и щедрые авансы, таковы законы этого жанра. Преувеличенным выглядит гнев Ро берта Винонена, который он обрушивает на автора газетной, непрофессиональной рецен зии. Стоит ли грохотать по поводу случай ного или явно непрофессионального? Почему бы, скажем, не обратиться к статьям Александра Михайлова, много и толково писавшего о поэтах Сибири? Тогда бы и появилась реальная возможность серь езного разговора. Но тут-то и являет нам статья ’ Роберта Винонена еще одну, типическую для теку щей критики, показательную сторону. Наша уважаемая пресса (особенно это ярко прослеживается по «Л. Г.») постоянно, до уныния, отмечая общее отставание со временной поэзии от поэзии прошлого, на все лады (тем не менее!) хвалит и рекламиг рует поэтов. Хвалит, хвалит, да вдруг и спохватится — ведь надо же и требовательность проявлять! И тогда, как закон, как правило, отыски вается «мальчик для битья» — какой-ни будь живущий, предпочтительно, в глухой провинции автор нескольких поэтических сборников, изданных мизерным тиражом и, естественно, совершенно безвестный. И — раззудись плечо! — тут-то критик дает во лю своему сафказму, юмору, иронии, прин ципиальности и бескомпромиссности, тут-то он блещет именно критическим стилем. . Вот я и не. понимаю — или это игра в бирюльки, или действительная забота о судьбах литературы? Роберт Винонен, следуя традиции —мечи молнии, но знай в кого,—даже облегчил се бе задачу, он выбрал явно уж слабые стихи А. Кобенкова, вытащил наугад из книжки Б. Лапузина (там ошибиться трудно) и за ключил широковещательно: «Общероссий ская забота поэзии — проблема качества» (а может быть, забота А. Кобенкова и Б. Лапузина?) Экое, ей-богу, открытие — надо писать хорошо и не надо писать плохо! Но критик тут не останавливается. Он учит, как писать хорошо, ничуть не сомне- Ь61 11 Сибирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2