Сибирские огни, № 4 - 1983
Каждый поэт входит в литературу имен но своим, особым, особенным, тем, что от личает его творчество от творчества пред шественников и современников, но еще и тем, насколько по-своему, особо и особенно продолжил (развил) этот поэт определен ную часть многогранного духовного явле ния, имя которому — традиции русской поэзии. Это же — очевидно — относится и к группам поэтов, течениям, направлениям, Школам. Особенными вошли в русскую поэ зию Хлебников и Маяковский, Есенин и Твардовский, Заболоцкий и Мартынов. Что их объединяло и различало? Что их «двои ло»? Какой «Уральский хребет»? Как бы то ни было, но каждый из нас может про должить и тот, и другой, и третий ряд внут ри русской поэзии без ущерба для ее це лостности, без нарушения «истинного масштаба явлений», напротив, для перспек тивного выявления масштаба. Особенности той или иной «поэтической школы» неоспоримо, как и поэзия вообще, связаны, в частности, и с пространством — постижением и преображением его. (Ска жем, Маяковский — это по преимуществу пространство Второй природы, созидаемое человеком. Есенин — это пространство Первой природы — созидающее человека.) Пространство в данном контексте пони мается как форма существования традиций русской поэзии (пространство духа) и как вполне реальное 'географическое, жиз ненное пространство, ибо две эти ипостаси пространства и формируют личность поэта, относя его к той или иной «поэтической школе» внутри традиций, внутри литератур ного метода. 4 Итак,, предположив наличие «особой» си бирской поэзии, необходимо обозначить и ее особенные черты, благодаря которым она органически входит живой и неотъем лемой частью в поэзию русскую. Каковы истоки сибирской поэзии, исто рия, традиции, современное состояние? Ес тественно, невозможно здесь с какой-либо полнотой ответить на эти вопросы. Посиль ной будет только попытка наметить пути для дальнейших размышлений о сибирской поэзии *. Сибирская поэзия относительно молода и исходно демократична. Она родилась не в вековых центрах рус ской культуры, не в родовых поместьях и дворянских гнездах. Не пестовалась она в салонах, не питалась прямыми контактами с изощренным, но. отошедшим от натуры, Западом. Сибирская поэзия, как и сибирскии ха рактер,— основа русской культуры нашего региона,— заложены смелыми и предпри имчивыми землепроходцами,, казаками и пахарями, искателями воли и лучшей до ли, осваивателями новых земель. В основе сибирской поэзии — характеры и судьбы 1 Исходно отрицающих наличие сибирской поэзии отсылаем к двум многотомным изданиям, предпринимаемым Западно-Сибирским книжным издательством (г. Новосибирск). Первое — пять томов «Литературного наследства Сибири», вто рое _ десятки томов «Библиотеки сибирской поэ зии», среди которых, пожалуй, голькО том А Т Твардовского, необоснованно изданный имен но в «Б С П », нарушает ее научность. Стоит ли го ворить, что и Твардовский, и Некрасов хотя и писали о Сибири, но считать их по преимуществу поэТами Сибири — ошибочно. тех наших пращуров, которые в массе своей совершили грандиозный подвиг — подвиг- нули Русь к новому этапу развития, к ос воению пространства за Камнем, за Ура лом. Сибирская 1 поэзия пришла по Владимир ке с лихими ссыльными людьми. Она осно вана, в какой-то мере, и декабристами, и всеми теми, включая раскольников, кто' бо ролся с самодержавием, и, как наказание, обретал в Сибири — родину. Показательно — «Житие, протопопа Ав вакума» открыло серию «Литературные памятники Сибири» (г. Иркутск). Многотомное издание русского народно го творчества нашего региона -—.ещё одного из истоков сибирской поэзии — позволяет с достаточной определенностью судить об особенностях русского фольклора Сибири, которые не могли не сказаться и сказались на литературе Зауралья. В конце концов, как мораль и этика крепостничества, поме щичье иго в Повольжье или Нечерноземье отчетливо и ярко выразилось в словесном творчестве, в характере крестьянства этих областей, так и отсутствие — хотя бы — помещика не могло не выразиться в сибир ском крестьянском характере! Скажем, в особенном отношении к труду, в понимании большей его радостности, чем подневольно сти, в ощущении меньшей отчужденности от мира. Четыреста лет освоения русским народом Зауралья — это история не только освоения нового географического, природного прост ранства, но и освоение нового духовного, художественного пространства — постоян ное взаимодействие с мощными многовеко выми пластами культур коренных народов Сибири, усвоение их этики и эстетики, ес тественных для этой земля и условий жиз ни на ней. Это взаимопроникновение, взаимообога- щение, известная трансформация русской культуры в Сибири, в среде культур корен ных народов, выделяет сибирскую .поэзию, придает представителям ее черты своеобра зия. Думается, уже этого, самого общего, очер-. ка истоков достаточно будет для того, что бы у внимательного и заинтересованного в истине критика появилось желание не, пред полагать, а увидеть за Уральским хребтом равнодушия, разделяющего литературу на столичную и провинциальную,— те Самые «яркие и своеобразные поэтические инди видуальности», о которых говорит Роберт Винонен, увидеть особенности лирического характера нашей поэзии, особое художест венное воплощение времени и пространства поэтами Сибири — от Петра Дра-верта до Виктора Крещика, от Ивана Ерошина до Владимира Балачана, от Ильи Мухачева до Александра Кухно... Понимание сибирской поэзии как явления даст возможность честному критику напи сать точно и объективно о русских поэтах Зауралья. Ведь, откровенно говоря, утверж дение «Нет особой сибирской поэзии» рав нозначно в контексте статьи Роберта Вино- нена утверждению — ничего особенного в поэзии за Уралом нет: Поскольку при всей интересносги или неинтересности, боль шей или меньшей талантливости, отпущен- хэсрт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2