Сибирские огни, № 4 - 1983
стихи, собратьев по перу — критические опусы. Никто не отрицает дидактического (в частности) предназначения критического слова, но когда идет массированное, тоталь ное взаимообучение, когда даже тень сом нения в идеальности собственного вкуса, знаний и зрения напрочь исчезла из статей критиков, когда, судя по этим статьям,— все знают всё, — невольно возникает мысль: а может быть, это знание, демонстрируе мое всеми, просто набор банальных очевид ностей? Ибо принадлежащее всем — ничье, а литература оперирует личностными исти нами, выраженными в художественно-субъ ективных образах чувствуемой мысли. Так чему же великодушно учат настойчи вые критики несмышленых стихотворцев? Достаточное количество публикаций, по священных состоянию и делам текущей поэ зии, позволяет выделить их типические черты, отметить навязчивые мотивы, под черкнуть общие места. И в этом отноше нии решительная статья Роберта Винонена, наверное, не столь спорна, не столь поле- 'мична, сколь показательна. На мой взгляд, статья его являет в неза вуалированном виде главное и характерное для теперешней критики поэзии. Причем, пользуясь термином Роберта Винонена, кри тики «столичной», которая порою с ленивым великодушием бросает свой, утомленный модными именами, взор за пределы Садо вого кольца, а то и — страшно сказать — за пределы Московской области! Повторяю, разговор Роберта Винонена не затуманен критикоподобной и наукообраз ной фразеоманией, утверждения, что «рань ше сахар был слаще», не перевешивают над остальными, и все это вкупе доступно по ниманию, любопытно и — еще раз — пока зательно. Посылы статьи «Трое в нимбах — герой, поэт, критик» таковы: 1. «Нет такой особой «сибирской» поэзии. Уральский хребет двоит страну, но не ли тературу». 2. «Я говорю о критике не только сугубо местной, так сказать областной, или ши ре — региональной, но и о столичной, приз ванной, казалось бы, лучше видеть истин ный масштаб явлений». 3. «Общероссийская забота поэзии — это, грубо говоря, проблема качества...» Роберт Винонен поясняет, что проблема-качества — вечна, что качественные стихи надо было писать во все времена, надо будет писать и впредь. «...здесь (в Сибири.— А. П.) проживает, вероятно, немало своеобразных и ярких поэ тических индивидуальностей...» — предпо лагает Роберт Винонен и, не называя тако вых, заявляет, что о поэтах Сибири надо говорить только «во всероссийском кон тексте». Определение сверхвсеобъемлющего кон текста — общее место многих статей, как бы «критическая пропись», однако остано вимся и зададимся вопросом: что же это такое — «всероссийский контекст»? Что та кое «всероссийская поэзия», как закончен ная в смысловом отношении часть некоего текста? Русская? Русская советская? Поэзия всех народов России, включая Башкирию, Татарию, Алтай, Якутию, Бу рятию?.. Не логичнее ли было бы тогда говорить о «контексте поэзии народов СССР», ведь и ее не «двоит» ни Уральский хребет, ни Волга, ни Каспийское море? А уж если стараться быть совсем широ ким в своих взглядах, то надо было взле теть над грешной почвой текущего дня, да и признать, что ни горы, ни океаны, в сущ ности, «не двоят» поэзию, поскольку есть же понятие — мировая литература! И в этом «контексте» воздать должное и А. Пчелки ну, и Н. Еремину... Понятие «всероссийская поэзия», как это следует из статьи «Трое в нимбах...», более тяготеет к некоему административному, тер риториальному обозначению явления, чем к пониманию поэзии как рода духовной дея тельности. Умозрительность «контекста» повлекла за собой и совершенно случайный и непо казательный подбор имен и критиков и сти хотворцев, о произведениях которых гово рит Роберт Винонен, пытаясь проникнуть в суть литературного процесса Зауралья. Такое создается впечатление, что в Сибири не выходило ни одной книги о поэзии, не публиковалось ни одной серьезной статьи о стихах, что критика поэзии здесь нахо дится в самом плачевном состоянии. Обра тись автор к книгам Г. Кондакова, В. Кор- жева, Ю. Мосткова, А. Никулькова, Н. Яновского — ему трудно было бы сохра нить столь решительное, а отчасти и высо комерное отношение к литературе Сибири. Равнодушие к собратьям по критическо му перу выглядит еще более удивительным, если учесть, что Роберт Винонен, не «двоя» поэзию, «троит» критику. Он объявляет, что есть и «областная», и «региональная», и «столичная» критика. И что у каждой из них свои задачи — одна (областная) приз: вана видеть менее истинный масштаб явле ний, другая (региональная) — более ис тинный, третья (столичная) — окончательно и бесповоротно истинный. (Не буду лишать критиков возможности Ответить Роберту Винонену. Он так реши тельно и безапелляционно поделил их на «три сорта» — всяк сверчок знай свой ше сток! Удивлюсь только — оказывается, как просто стать критиком, способным видеть истинный масштаб литературных явлений,— нужно только переселиться в стольный град, заиметь столичную прописку! Какое милое, самоуспокоительное и сколь навязчиво вну шаемое нам заблуждение, что вне столиц уж и нет литературы!..) Однако вернемся к первому «киту», к первому посылу статьи «Трое в нимбах...» — «нет особой сибирской поэзии». Вернемся и спустимся не в умозрительное, а в реаль ное литературное пространство нашего ог ромного края и для первоначального раз говора о нем изберем несколько иные точки отсчета. А именно, предположим, что критика на ша при всем своем многообразии — едина, а русская поэзий в единстве своем — много образна, представляет, собой органическое единство особенностей. Поэзия складывается как раз из «своеобразных и ярких индиви дуальностей», которых, по предположению Роберта Винонена, «проживает» в Сибири немало,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2