Сибирские огни, № 4 - 1983
Александр Плитченко В КОНТЕКСТЕ СИБИРИ Убеждение текущей критики в недоста точном качестве современной поэзии — ес тественно и традиционно. Слабая обоснованность этого убеждения так очевидна, что нет надобности особо до казывать ее, демонстрировать привычные парадоксы зрения среднего критика. Храню, как типический, номер одного московского журнала, где самоудрученный критик сету ет на «поэтическое безрыбье», и тут же в поэтической рубрике представлены Ярослав Смеляков и Николай Рубцов, причем луч шими стихами, которые теперь вдоль и по перек цитируются, в , частности и в под тверждение того, что прежде поэты были лучше, «сахар слаще, а вода — мокрей...» И правда, не напоминают ли иные крити ческие статьи сетованием своим на совре менность и обращенностью в прошлое эта кий раздумчивый разговор старцев у сель совета? «Вот раньше кони были сильны!..» А ми мо проезжает К-700. Человеку свойственно собственную ста рость частью воспринимать и как старение всего мира, а ощущение завершающейся собственной жизни — как конец света вооб ще. Не потому ли и каждое завершающееся поколение идеал свой видит в себе или своих предшественниках, но никак не в тех, кто идет ему на смену? «Здравствуй, племя младое, незнако мое!» — воскликнул не старец. «Учитель, воспитай ученика...» — написал тоже дале ко еще не старый поэт. И парадоксально, что в наши дни не старцы, а относительно молодые повторяют обыденные истины: раньше вода поэзии была мокрей, а сахар поэзии — был слаще... Вот Маяковский, вот Статья публикуется как продолжение дискус сии о поэзии (см. ДГа 9, П за 1982 г., № 1, 3 за 1983 г.). «У н а с есть критика, а нет лит ерат уры. Г д е ж е ты это н аш ел ? Нет, ф р а зу твою скаж ем н аоборот : лит ерат ура к о й -к а к а я у н а с есть, а критики нет...». А . С. П у ш к и н Кирсанов — и даже! —• вот Северянин —■ это мастера, не, чета теперешним. Критика поэзии преимущественно обра- щейа в прошлое^ Там и только там видит она Идеал, там и только там отыскивает она все мыслимые образцы на все случаи литературной жизни. Тогда как подлинная действительность, реальная жизнь и ее свет и боль, Поэзия, они обращены из настояще го в будущее и именно там, в будущем, а не в прошлом, видят Идеал, ради которого живут, который поют и созидают. Естест венно, я говорю не о том, что наследие и опыт прошлого должны быть исключены из критического обихода, я говорю только о том, что текущая критика поэзии нет-нет да и сворачивает на путь, который цолегче, доказывая, что Пушкин — гений, что Мая ковский — великий поэт. Современное литературное явление долж но вырасти, вызреть, стать очевидностью,— в идеале — завершиться внутри себя, чтобы его наконец-то заметили, открыли, воспели, поставили в ряд, обессмертили мудреными словами, да еще и посетовали притом лице мерно: не воздали, мол, должное этому поэ ту при его жизни! Практика текущей критики словно зада лась целью опровергнуть слова Есенина — «лицом к лицу лица не увидать, большое ви дится на расстоянье». «Лицом к лицу» кри тика может себе позволить чуть ли не пол года размышлять над этикой и эстетикой строки из стихов Юрия Кузнецова «Я пил из черепа отца», однако «на расстоянье», за пределами г. Москвы, она ничего не спо собна увидеть толком. И эту свою особен ность зрения критика выдает за действи тельное положение дел, вот и получается так: я не увидел, следовательно, этого нет. Не умея или не рискуя видеть современ ную ему поэзию, средний критик охотно и навязчиво учит: стихотворцев — писать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2