Сибирские огни, № 4 - 1983
прерогативы. Разумеется, масштабы ответ ственности, какую несет президент Чили и какая возложена на начальника геологиче ской партии Коломейцева — несопоставимы. Но дело в данном случае не в масштабах. Коломейцев, как и президент Альенде (при чем в одно и то же время), стоит перед вы бором, от которого зависят судьбы, жизни его подчиненных. И с этой точки зрения испытание, выпавшее на долю Коломейце ва, по нравственной своей сути ничем не от личается от того, которому подвергся Саль вадор Альенде. И, конечно, вполне естест венен здесь вопрос: вынес ли Коломейцев это испытание, на высоте ли он оказался как начальник партии, доказал ли свое соот ветствие тому важному делу, какое было ему доверено? Откровенно говоря, дать вразумительный, исчерпывающий ответ на эти вопросы очень трудно, быть может, даже вообще невоз можно. Ибо Евтушенко так усложнил и «зашифровал» своего Коломейцева, столь ко заложил в него противоречивых начал, и свойств, что герой этот оказался загадкой не только для читателя, но, похоже, и для самого автора. Первое впечатление от встречи с Коло мейцевым так и хочется выразить словами житейской поговорки: «Видали мы таких». Видали, причем, не столько в жизни, сколь ко на страницах других литературных про изведений. Коломейцев многими своими чертами напоминает тех «суперменов» от эпохи НТР, которые вершат свою великую миссию, не стесняясь в выборе средств и не церемонясь особо с общепринятыми норма ми человеческой этики. Здесь сразу приходят на память и Пешков, и Прончатов, и Ува ров, и многие другие известные персонажи, чье кредо — не щадя себя, не щадить и дру гих. Герой Евтушенко действует по этому же принципу. Он, не колеблясь, разделяет свою партию на две группы, с тем, чтобы одна ■продолжала плановый маршрут, а другая — под его личным руководством, с риском для жизни — устремляется вниз по бурной реке, в устье которой, по всем дан ным, должны быть залежи касситерита. Не могу здесь не заметить, что в этой части романа Евтушенко уж очень неоригинален, поскольку «ситуация раздела» давным-дав но отработана в нашей «геологической про зе». Для справки могу отослать читателя к повести Е. Городецкого «Лето' и часть сен тября», где все перипетии, связанные также с поисками ценного сырья, абсолютно иден тичны, почти «дословно» совпадают с теми, что описаны в «Ягодных местах». Похоже, Евтушенко слишком уж прельстила эта на дежная, накатанная беллетристическая до рожка. Прельстила, видимо, тем, что здесь появилась, отличная возможность для оправ дания, реабилитации своего героя, который поначалу не вызывает никакйх положитель ных эмоций у читателя. Как уже было ска зано, Коломейцев предстает вначале этаким рыцарем дела — без страхов, без колебаний, без всяких сантиментов. Как человек дела, он и к женщинам относится чисто практи чески, он ими пользуется —так, как поль зуются рабочим инструментом, посудой, постельными принадлежностями и прочими «предметами обихода». «Только один раз у меня с ним это и было,—- признается одна из жертв Коломейцева повариха Каля. Прямо около шурфа... И знаешь, одной толь ко рукой обнимал — из второй молотка ге ологического не выпускал. А сразу после этого сказал, когда у меня сердчишко, слов но зайчонок, прыгало: «Если протрепешь- ся, из экспедиции выгоню...» Как говорится, и вся любовь. И таких «подвигов»- у Коло мейцева немало, и если их все собрать, что называется, до кучи,— тип получается до вольно-таки мерзкий; создается даже впе чатление, что Евтушенко , задался целью развенчать этот тип, развеять миф о «дело вом человеке» эпохи НТР. Как вдруг на на ших глазах происходит удивительная мета морфоза, — притом происходит именно в тот момент, когда Коломейцев прибли жается к заветной цели, когда он вот-вот должен открыть залежи ценного кас ситерита. Похоже, автор вдруг ужаснулся: неужели столь важное геологическое откры тие будет совершено таким недостойным человеком? И Вот уже в роман в спешном порядке вводится эпизод из фронтового прошлого героя, эпизод, явно рассчитанный на то, чтобы читатель немало поразился, уз нав, каким чутким человеком был, оказыва ется, когда-то Коломейцев, способный вос принимать чужую боль как свою. Этот эпи зод, написанный, кстати, сильно и впечат ляюще, и в самом деле ошарашивает нас: даже как-то неловко становится за те ан типатии, которыми мы до этого успели про никнуться к Коломейцеву. Но ведь вызвал в нас эти антипатии не кто иной, как сам автор Или, быть может, фронтовой эпизод введен намеренно, ради контраста? Вот, мол, каким чутким, ранимым был некогда Коломейцев и вот каким толстокожим стал теперь. Но тогда опять же возникает воп рос: а почему таким был, но таким стал? В общем, ничего, кроме путаницы, этот фронтовой эпизод не вносит ни в характер Коломейцева, ни в повествование о его де яниях. Маловероятным выглядит и внезап ное прозрение героя, превращение его из грубого волюнтариста в человека глубоко страдающего, кающегося, терзающегося соз нанием вины перед другими. Весь этот сложный психологический акт уместился у Евтушенко буквально в одном абзаце и пе редан такими вот «проникновенными» фра зами: «Он не сказал ни единого слова, и только губы его, распухшие от укусов мош ки, беззвучно шевелились, а, глаза останови лись на какой-то невидимой другим точке. Коломейцеву казалось, что люди, сидевшие с ним у костра, были лишь призраками, а на самом деле все они погибли, и в этом виноват он, Коломейцев. Наконец он поти хоньку начал понимать, что они живы, но это его вины перед ними не меняло... И всплывали в Коломейцеве то одна его ви на, то другая, убивавшая людей или не уби вавшая, но от этого не перестающая быть ИННОЙ». Как видим, со своим волюнтаристом Коло мейцевым Евтушенко и поступил по-волюн таристски, дотянул-таки его до необходимо го уровня, поставил, пользуясь своей неог раниченной авторской властью, на должную духовную высоту, но никак не убедил при этом читателя, что герой действительно до стоин такой чести. Размеры журнальной статьи не дают нам возможности столь же подробно остановить ся на других персонажах многонаселенного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2