Сибирские огни, № 4 - 1983

го нет. Сабитжан, по слонам Едигея, со­ временный манкурт. А манкурт он и есть манкурт, он лишен памяти, лишен воспоми­ наний. Однако нам, читателям, кое-что из прошлого этого героя известно. Мы знаем, например, что Сабитжан, как сын многодет­ ного железнодорожного рабочего, был с малых лет определен в школу-интернат, окончил ее, поступил в институт, получил диплом, а затем и теплое местечко в одном из солидных учреждений в областном центре. Сабитжан. таким образом, рос в отрыве от семьи, от родного дома; потому он ничего и не унаследовал от своего отца Казангапа, человека такой же доброты и честности, как и Едигей. «...Что из того,— думает о Сабитжане Едигей,:— что обучал­ ся он на разных курсах да в разных инсти­ тутах. Может быть, его и Обучали для того, чтобы он сделался таким, каким оказался. Может быть, где-то есть кто-то проница­ тельный, как дьявол, который много трудов вложил в Сабитжана, чтобы Сабитжан стал Сабитжаном, а не кем-то другим». Разуме­ ется, Едигей в своих суждениях излишне категоричен. Разумеется, нелепо даже пред­ полагать, чтобы Сабитжана учили худому, что учителя и наставники специально при­ вивали ему все те дурные качества, которые так коробят старого, мудрого Едигея. Од­ нако школа, «разные курсы... да институты» помянуты отнюдь не всуе. Здесь, разумеется, не место вести подроб­ ный разговор о недостатках нашего школь­ ного дела, тем более что по этому поводу в печати было уже немало дискуссий и вы­ ступлений на самых различных уровнях. Но мне хотелось бы все-таки обратить вни­ мание на одно довольно странное обстоя­ тельство, которое имеет место в нашей школьной практике и которое давно уже вызывает тревогу у нашей общественности, в том числе и у писателей. Впрочем, тут бу­ дет не лишним снова привести небольшую выдержку из Айтматова — но только не из его романа, а из его речи на VII съезде пи­ сателей СССР. «...Я хотел бы сказать не­ сколько слов о проблеме школьного учителя как воспитателя, словесника, проповедника культуры, как основной фигуры в общест­ ве, связующей поколения и формирующей облик юных граждан. Да, такая проблема существует. И .не потому, что с учителем в стране что-то неладное, нет, он дает обра­ зование. Однако образование и воспита­ ние — далеко не одно и то же». Последнюю фразу я не случайно особо выделяю. Ибо вся беда нашей современной школы в том и состоит, что в ней упор делается на образование, что требуют, спрашивают с учителя прежде всего за успеваемость, за те пресловутые «проценты», которые давно уже стали притчей во языцех, однако по- прежнему остаются главным «показателем» работы учителя, воспитанию же в данной ситуации отводится роль бесплатного при­ ложения к образованию. Допустим, оценка за поведение давно уже стала в школе пу­ стой формальностью. Чтобы ученику за гру­ бость, хамство, бездушие, черствость поста­ вили бы неудовлетворительную оценку по поведению и лишили бы аттестата зрело­ сти — такого невозможно даже предста­ вить, У ученика имярек могут начисто от­ сутствовать элементарные нравственные качества, но если он покажет хотя бы тро­ ечные познания по основным предметам,— ему тут же будет выдан аттестат зрелости. Вот почему и выходит из стен школы не­ мало «питомцев» типа Сабитжана — лю­ дей, имеющих более-менее разносторонние представления о законах природы и об­ щественного развития, но не имеющих элементарных представлений о чести, долге, совести, обо всем том, что, но словам Айт­ матова, составляет «сокровенность чело­ веческую». Таким людям действительно далеко еще до «богов», о чем с болью и горечью говорит писатель в конце романа устами старого Едигея: «Жалко мне их... нет у них пути возвыситься в мыслях гак, как если бы каждый из них вдруг оказался бы богом... Никто из них богом не станет, но иначе и ты перестанешь существовать. Если человек не сможет возомнить себя втайне богом, ратующим за всех, как дол­ жен был бы ратовать ты о людях, то и те­ бя, боже, тоже не станет... А мне не хоте­ лось бы, чтобы ты исчез бесследно:..» Горестная молитва Едигея заставляет еще раз вникнуть в глубокий смысл «жесто­ кого» финала романа. Наверное, нам дейст­ вительно еще рано стремиться на встречу с «богами» — людьми более высокой циви­ лизации, коли сами мы еще далеко не «бо­ ги». Что толку будет из этой встре­ чи — встречи с грядущим, если мы еще недостаточно усвоили свое прошлое, не извлекли из него всех необходимых уроков, пренебрегаем порою бесценным духовным опытом предков своих? Выходить на встре­ чу с грядущим мы имеем право только во всеоружии всего своего громадного челове­ ческого опыта. А иначе... Иначе мы вообще можем не увидеть никакого будущего. Эти проблемы — об уровне человечности, о необходимости его единства — звучат тем более убедительно, что поставил их именно советский писатель, человек с комм унисти- ческим мировоззрением и народных созна­ нием. II Роман Евгения Евтушенко «Ягодные ме­ ста», в отличие от произведения Чингиза Айтматова, не вызвал' столь бурной реак­ ции в критике. Похоже даже, большинство критиков решило объявить бойкот извест­ ному поэту, впервые выступившему в жанре романа. Судите сами..Обычно чуть ли не каждое более-менее крупное произ­ ведение Евтушенко вызывает горячие спо­ ры, шумную полемику. А здесь — огромный роман, которому отдано несколько лет на­ пряженного труда, — и всего три-четыре рецензии. Прямо скажем, маловато. Осо­ бенно если учесть и объем самого романа, и притягательность имени поэта, и массу острейших, на мой взгляд, проблем, постав­ ленных Евтушенко с всегда присущей ему дерзостью и нелицеприятностью. Или, быть может, тут прав на сто процен­ тов автор одной из рецензий Виктор Горн, увидевший в романе лишь набор «заведо­ мых истин», которые изрекают персонажи, напоминающие «манекенов»? 1 Может, дей­ ствительно, Евг. Евтушенко создал нечто банальное, посредственное, недостойное да­ 1 См. альманах «Алтай», 13S2, Ж 2,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2