Сибирские огни, № 4 - 1983
го нет. Сабитжан, по слонам Едигея, со временный манкурт. А манкурт он и есть манкурт, он лишен памяти, лишен воспоми наний. Однако нам, читателям, кое-что из прошлого этого героя известно. Мы знаем, например, что Сабитжан, как сын многодет ного железнодорожного рабочего, был с малых лет определен в школу-интернат, окончил ее, поступил в институт, получил диплом, а затем и теплое местечко в одном из солидных учреждений в областном центре. Сабитжан. таким образом, рос в отрыве от семьи, от родного дома; потому он ничего и не унаследовал от своего отца Казангапа, человека такой же доброты и честности, как и Едигей. «...Что из того,— думает о Сабитжане Едигей,:— что обучал ся он на разных курсах да в разных инсти тутах. Может быть, его и Обучали для того, чтобы он сделался таким, каким оказался. Может быть, где-то есть кто-то проница тельный, как дьявол, который много трудов вложил в Сабитжана, чтобы Сабитжан стал Сабитжаном, а не кем-то другим». Разуме ется, Едигей в своих суждениях излишне категоричен. Разумеется, нелепо даже пред полагать, чтобы Сабитжана учили худому, что учителя и наставники специально при вивали ему все те дурные качества, которые так коробят старого, мудрого Едигея. Од нако школа, «разные курсы... да институты» помянуты отнюдь не всуе. Здесь, разумеется, не место вести подроб ный разговор о недостатках нашего школь ного дела, тем более что по этому поводу в печати было уже немало дискуссий и вы ступлений на самых различных уровнях. Но мне хотелось бы все-таки обратить вни мание на одно довольно странное обстоя тельство, которое имеет место в нашей школьной практике и которое давно уже вызывает тревогу у нашей общественности, в том числе и у писателей. Впрочем, тут бу дет не лишним снова привести небольшую выдержку из Айтматова — но только не из его романа, а из его речи на VII съезде пи сателей СССР. «...Я хотел бы сказать не сколько слов о проблеме школьного учителя как воспитателя, словесника, проповедника культуры, как основной фигуры в общест ве, связующей поколения и формирующей облик юных граждан. Да, такая проблема существует. И .не потому, что с учителем в стране что-то неладное, нет, он дает обра зование. Однако образование и воспита ние — далеко не одно и то же». Последнюю фразу я не случайно особо выделяю. Ибо вся беда нашей современной школы в том и состоит, что в ней упор делается на образование, что требуют, спрашивают с учителя прежде всего за успеваемость, за те пресловутые «проценты», которые давно уже стали притчей во языцех, однако по- прежнему остаются главным «показателем» работы учителя, воспитанию же в данной ситуации отводится роль бесплатного при ложения к образованию. Допустим, оценка за поведение давно уже стала в школе пу стой формальностью. Чтобы ученику за гру бость, хамство, бездушие, черствость поста вили бы неудовлетворительную оценку по поведению и лишили бы аттестата зрело сти — такого невозможно даже предста вить, У ученика имярек могут начисто от сутствовать элементарные нравственные качества, но если он покажет хотя бы тро ечные познания по основным предметам,— ему тут же будет выдан аттестат зрелости. Вот почему и выходит из стен школы не мало «питомцев» типа Сабитжана — лю дей, имеющих более-менее разносторонние представления о законах природы и об щественного развития, но не имеющих элементарных представлений о чести, долге, совести, обо всем том, что, но словам Айт матова, составляет «сокровенность чело веческую». Таким людям действительно далеко еще до «богов», о чем с болью и горечью говорит писатель в конце романа устами старого Едигея: «Жалко мне их... нет у них пути возвыситься в мыслях гак, как если бы каждый из них вдруг оказался бы богом... Никто из них богом не станет, но иначе и ты перестанешь существовать. Если человек не сможет возомнить себя втайне богом, ратующим за всех, как дол жен был бы ратовать ты о людях, то и те бя, боже, тоже не станет... А мне не хоте лось бы, чтобы ты исчез бесследно:..» Горестная молитва Едигея заставляет еще раз вникнуть в глубокий смысл «жесто кого» финала романа. Наверное, нам дейст вительно еще рано стремиться на встречу с «богами» — людьми более высокой циви лизации, коли сами мы еще далеко не «бо ги». Что толку будет из этой встре чи — встречи с грядущим, если мы еще недостаточно усвоили свое прошлое, не извлекли из него всех необходимых уроков, пренебрегаем порою бесценным духовным опытом предков своих? Выходить на встре чу с грядущим мы имеем право только во всеоружии всего своего громадного челове ческого опыта. А иначе... Иначе мы вообще можем не увидеть никакого будущего. Эти проблемы — об уровне человечности, о необходимости его единства — звучат тем более убедительно, что поставил их именно советский писатель, человек с комм унисти- ческим мировоззрением и народных созна нием. II Роман Евгения Евтушенко «Ягодные ме ста», в отличие от произведения Чингиза Айтматова, не вызвал' столь бурной реак ции в критике. Похоже даже, большинство критиков решило объявить бойкот извест ному поэту, впервые выступившему в жанре романа. Судите сами..Обычно чуть ли не каждое более-менее крупное произ ведение Евтушенко вызывает горячие спо ры, шумную полемику. А здесь — огромный роман, которому отдано несколько лет на пряженного труда, — и всего три-четыре рецензии. Прямо скажем, маловато. Осо бенно если учесть и объем самого романа, и притягательность имени поэта, и массу острейших, на мой взгляд, проблем, постав ленных Евтушенко с всегда присущей ему дерзостью и нелицеприятностью. Или, быть может, тут прав на сто процен тов автор одной из рецензий Виктор Горн, увидевший в романе лишь набор «заведо мых истин», которые изрекают персонажи, напоминающие «манекенов»? 1 Может, дей ствительно, Евг. Евтушенко создал нечто банальное, посредственное, недостойное да 1 См. альманах «Алтай», 13S2, Ж 2,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2