Сибирские огни, № 4 - 1983

АВАРЫ. Известны в «ГТовести временных лет» под именем «обры». АКСАМИТ. Дорогая ткань типа бархата. БЕБРЯНЫЙ. Бебр — белая шелковая ткань особой выделки. БЕЛЬ. Серебро, серебряная монета. БОЛВАН. Идол, истукан, столп. БОЛОНЬ. Гора, наиболее защищенное мес­ то города-. БОСУВЫЙ. Вероятно, «серый». БОСЫЙ ВОЛК. Неясный образ. Возможно, «быстроногий». В фольклоре встре­ чается «босой волк». БРЕМЕНА. Тяжести. БУСОВЫЙ. Темный, мрачный. БЫЛИ. По-видимому, «бояре». ВЕЛЕС. Скотий, т. е. нелюдской, бог; бог тьмы, печали, мертвого, старого вре­ мени. ГОТЫ. Западные германские племена. ДАЖДЬБОГ, ДАЖЬБОГ. Верховное бо­ жество племени северян, Черниговско- Северской земли. ДЕБРЬ. Щель, брешь, дверь. ДЕРЕМЕЛА. Вероятно, литовское племя. ДИВ. Птицеподобное нйвершие стяга, ски­ петра. ЖЛЯ. См. КАРНА. ЗАБРАЛО. Верх крепостной стены. ЗАСАПОЖНИК Нож, носившийся за голе­ нищем сапога. ЗЕГЗИЦА. Либо кукушка, либо чайка, что вероятней. ИСТЯ ГНУТЬ. Отковать, оттянуть, как лез­ вие меча, сабли. КАРНА. Полагают, что Карна и Жля —др.- русск. погребальные божества. Не ли­ шена оснований догадка о родстве этих образов с Карна-Жуль (Карна- Зуль) — «князь тьмы» (карна — «тьма, преисподняя», жуль — «княдь, царь, дьявол»). Этим именем Восток и Степь называли Александра Маке­ донского — Искандера Двурогого. КАРНА в переносном смысле — По­ ловецкая земля, река Каяла. Вариант стихотворного прочтения с учетом этой версии: А Игорева храброго Полка Не воскресить! Возликовала Карна — Каяла, половецкая река. И Жля явился, подлый й коварный. И поскакал он по Руси, злодей. Принес он горя и страданий много, Поиссушил он смдгою людей, Меча ее из пламенного рога. КАСОГИ. Племя, населявшее область Се­ верного Кавказа. КВЕЛИТЬ. Обижать, доводить до слез. КМЕТЫ. Отборные воины. КИСАНЬ. Погань. КЛЮКА. Лукавство, неправда. КНЕС. Поперечный кровельный брус. КОГАН. Хан. КОРСУНЬ. Греческая колония Херсонес. КОЩЕЙ. Скот, раб. КУРА. Крепостная насыпь, стена. МОГУТЫ. Возможная этимология: «могу­ чие». МЫТ. Быть в мытех — линять. НЕМИГА. Река, на которой стоял Минск. НОГАТА. Мелкая др.-русск. монета, 1/20 гривны. НОСАДЫ. Ладьи с «насаженными», над­ шитыми бортами. ОЛЬБЕРЫ. Возможная этимология: «бо­ гатыри, великаны». ОРЬТМА. Накидка, попона. ПАПОЛОМА. Погребальное покрывало. ПАПОРЗИ. Возможно, «молодые воины». ПАРДУЖЬЕ ГНЕЗДО. Неясный образ; по­ лагают, что «пардужье» возникло о г «пардус» — гепард. ПОВИТЫ. Рождены. ПЯТОК. Пятница. РЕВУГИ. Возможная этимология: «силачи, герои». РЕЗАНА. Мелкая др.-русск. монета, 1/50 гривны. РОСЬ. Правый приток Днепра. В оригина­ ле: «по Реи». СМАГА. Жар, огонь, сухость. СМОРЦЫ. Огненные столпы в небе. СТРИБОГ. Входил в др.-русск. языческий пантеон как божество восточных на­ родов, населявших Поле. Называя ветры «Стрибожьими внуками», автор имеет в виду то, что ветры веяли со степной, враждебной стороны. СТРИК-УСЫ. По предположению первых издателей, «секиры». СТУЖИЕ. Острие копья, стяга. СТУГНА. Правый приток Днепра. СУДА. Левый, приток Днепра. СУЛИЦА. Метательное копье. СУРОЖ. Крепость в Крыму. Ныне Судак. ТАТРАНЫ. Возможная этимология: «опыт­ ные, зрелые». ТОЛКОВИН: Язычник. ТОПЧАКИ. Возможная этимология: «краси­ вые, статные». ТРОЯН. Языческий аналог христианской Троицы, тресветлое солнце; бог, гос­ подь. Тропа Троянова — путь божий, небесный, солнечный, истинный. Век Троянов — век господский, равный 1000 лет. По древним представлени­ ям, от начала мировой истории до «сего времени» было шесть господ­ ских веков, шесть тысячелетий. На­ стоящий век — седьмой, последний. День Троянов — праздник, подобный Троице,— хождение в рощу, завива­ ние березки, что называлось «ходить на Трояны». Земля Троянова — мир божий, белый свет. ТУЛЫ. Мешки, колчаны. УГРЫ. Венгры. УСОБИЦА. В значении «война, битва, сра­ жение» ХАРАЛУГ. По-видимому, «булат». ХИНОВЕ. В «Задонщине» отождествляют­ ся с татарами. ХОРС. Верховное божество южно-русских племен, ЧАГА. Пленница. ШЕЛЬБИРЫ. Возможная этимология: «властные». ШЕРЕШИРЫ. Вид оружия. ЯПОНЧИНЦА. Накидка, плащ. ЯТВЯГИ. Одно из литовских племен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2