Сибирские огни, № 4 - 1983
но воздействуют на образ жизни и образ мышления современного человека... Наш двадцатый век уже на исходе, Ьсталось ме нее двух десятилетий до календарного за вершения этого едва ли не самого сложного, противоречивого, насыщенного глобальными потрясениями века. И стоит, видимо, удив ляться не тому, что обращение к истории, в основном к истории XX века, стало гла венствующим мотивом литературы послед них лет, а тому, что художники слова по- настоящему «заболели» новейшей историей лишь на самом исходе нашего столетия. Но, как говорится, лучше поздно... Сейчас со вершенно очевидно, что ни одну, даже са мую наимоднейшую, тему невозможно глу боко, серьезно осмыслить, не осветив при этом и некоторых страниц прошлого. Весь ма поучительным в этом отношении пред ставляется мне роман Д. Гранина «Карти на». Вроде бы по всем данным перед нами типичный «энтээровский» роман со всеми теми «злобами дня» и «велениями времени», которые в таком изобилии поставляет нам наш бурный век, именуемый эпохой науч но-технической революции. И если бы пи сатель ограничил себя кругом только этих актуально-утилитарных проблем —• была бы еще одна острая, на модной «энтээровской» платформе, вещица — не хуже и не лучше иных прочих, вокруг которых было в свое время столько шума и крика. У Д. Грани на же, как мы зна'ем, получился добротный, многоплановый роман, претендующий на серьезные философские выводы и обобще ния. И произошло это именно потому, что в роман властно вошла истЬрия, потому, что писатель предпринял смелую попытку рас смотреть самые насущные сегодняшние «злобы» и «моды» в контексте истории, увя зать их с общими тенденциями развития нашего общества. Итак, историзм, историческое мышление как стремление поверить историей день се годняшний со всеми его заботами, бедами и тревогами — вот что прежде всего отли чает ныне наш роман, вот благодаря чему этот жанр снова занял подобающее ему место в современной прозе. Сейчас мы- с полным на то основанием можем говорить о возрождении одной из самых главных тенденций русского романа — стремлении к постижению вечных тайн и загадок чело веческого бытия и сознания.- Причем как и в русском классическом романе так называе мые вечные проблемы возникают под пером наших романистов благодаря глубокому проникновению в сложности и противоречия действительности, той самой «жирой жиз ни», которая бурлит вокруг нас и требует от писателя только одного — мудрого, правдивого слова о ней. Именно таким правдивым словом .и явля ются те романы, о которых пойдет речь в наших заметках. Сразу оговорюсь: большинство из этих ро манов уже не только получили оценку в кри тике, но успели обрасти целыми исследова ниями, потому мое суждение -о них будет попыткой, с одной сторрны, как-то обобщить все сказанное, а с другой — я рискну внести некоторые коррективы и добавления в уже сложившиеся точки зрения на данные про изведения. Начать разговор о современном романе мне хочется с произведения, получившего, пожалуй, наибольший резонанс в критике. Я имею В виду роман Чингизр Айтматова «И дольше века длится день» (в отдельном издании «Буранный цолустанок»). . О романе этом написано уже предоста точно — столько, что, кажется, любая но вая рецензия и статья будет либо повторе нием, либо просто суммированием всех тех * суждений и размышлений, которые уже высказывались нач.страницах многих жур налов и газет. И вёе-таки, сдается мне, ро ман Айтматова, обросший уже целым биб лиографическим списком, далеко еще не ис черпан, он, как всякое значительное произ ведение, будет еще долго оплодотворять нашу общественную мысль. Это понятие «общественная мысль» я употреблею от нюдь не всуе. Мне хотелось бы оценить роман Айтматова с точки зрения самой ко ренной задачи, стоящей перед литературой. Ведь если литература, как мы говорим, яв ляется одной из форм общественного созна ния, то вполне логичен здесь будет вопрос: а что вносит роман «И дольше века...» именно в наше общественное сознание? Ка кими своими идеями подвигает он вперед нашу общественную мысль? Как будто бы критики, -писавшие о романе Айтматова, достаточно полно и вразумительно ответили на этот вопрос. Ну в самом деле, разве не работают на общественное сознание такие важные проблемы и вопросы, как конфликт живой природы и мертвой, бездушной тех ники, как предостережение о возможной катастрофе на всей нашей планете, как при зыв всегда -помнить прошлое и уважать мудрый духовный опыт предков?.. Безу словно, все эти проблемы, поднятые Айтма товым и подробно истолкованные его крити ками, играют существенную роль в духовной жизни человека XX века. Но раз-' ве эти и подобные им проблемы не стави лись в других произведениях; не звучали со страниц многих романов, повестей, пьес, созданных и вышедших 6 свет до романа Айтматова? А если звучали, то в чем тогда оригинальность романа «И дольше века...», почему это произведение стало новым сло вом, новой думой о нашем бурном, беспо койном веке? Да, Айтматов порой использует в своем романе темы и мотивы, вроде бы хорошо знакомые, едва ли не заимствованные, но, как всякий большой художник, дает этим мотивам совершенно новое развитие, извле кает из них свою, собственную мораль. Возьмем, к примеру, легенду о манкурте, которая так понравилась всем писавшим о романе Айтматова. По всем данным, это - не более чем вариация многочисленных фан тастических сюжетов о том, как человека обращают в робота, в бессловесную рабо чую скотину. Даже трудно перечислить все произведения отечественных и зарубежных фантастов,, где так или иначе обыгрывается эта «идея». Новинкой у Айтматова являет ся разве что способ обращения нормального человека_ в полуживотное — способ наибо лее, пожалуй, изуверский и садистский по сравнению с разного рода патентами АВ, вирусами В-13 и прочими «чудодейственны ми» препаратами, изобретенными писателя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2