Сибирские огни, № 4 - 1983
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Владимир Шапошников * В НАЧАЛЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ Заметки о современном романе До чего порой быстро и стремительно ме няется литературная ситуация! Еще каких- то 5—6 лет назад погоду в нашей литера туре делала главным образом повесть; критики дружно писали о том, что именно этот жанр определяет лик современной прозы, «поставляет» нашему читателю наи более интересные и яркие художественные явления. В середине и конце 70-х так оно, по-видимому, и было. Достаточно вспом нить, что все самые шумные дискуссии той поры — о рабочей теме и герое эпохи НТР, о деревенской прозе и о прозе бытовой — возникали преимущественно вокруг пове стей Д. Гранина и Ю. Трифонова, В. Ас тафьева и В. Распутина, В. Белова и Е. Носова, Ф. Абрамова и С. Крутилина, И. Велембовской и И. Грековой... Начало восьмидесятых ознаменовалось новым «взрывом»; в бой, если так позволи тельно выразиться, вступила тяжелая ар тиллерия, и теперь на поле читательских интересов ложатся «снаряды» покрупнее — увесистые, солидные романы. Причем иные из них основательно сотрясают нашу лите-, ратурную атмосферу, их эхо разносится по всей территории страны, выходя нередко и за ее пределы. Почему роман снова вышел на передовые рубежи, оттеснив повесть на второй план,— объяснить этот факт и просто и сложно. С одной стороны, как будто все ясно: ро ман — жанр наиболее емкий, вместитель ный, в нем, как правило, присутствует мощ ное аналитическое начало наряду со стрем лением к обобщению, к синтезу, потому именно роман всегда говорил и говорит са мое последнее, самое веское слово в осмыс лении тех или иных сложных общественно- исторических и социально-психологических явлений. На то он, как говорится, и роман. Однако если мы поглубже вникнем в ны нешнюю литературную ситуацию и сличим, сопоставим ее с другими, более ранними периодами нашей русской и советской ли тературы, то обнаружим одну немаловаж ную деталь. Дело в том, что в русской и советской литературе роман всегда был признанным лидером; ему не свойственна была выжидательная тактика, он не отси живался в ожидании, когда явление отсто ится временем,— напротив, с оператив ностью и мобильностью, присущей разве что очерку и рассказу, он смело и реши тельно откликался на те события, которые будоражили общественное мнение и опре деляли лик эпохи. «Евгений Онегин», «Ге рой нашего времени», «Отцы и дети», «Что делать?», «Мать», «Поднятая целина», «Соть» — романы эти созданы именно по горячим следам событий, а не тогда, когда эти события перешли в разряд историче ских, стали достоянием летописных анна лов. Все это я говорю отнюдь не в •целях то го, чтобы бросить современным романистам упрек в осторожности, в стремлении непре менно соблюсти приличную, дистанцию времени. Но факт остается фактом: особен ность современного романа состоит как раз в том, что большинство произведений этого жанра обращены именно к событиям исто рии, пусть и не столь давней, но все же ис тории. Однако писателей здесь интересуют не столько сами события — они, как прави ло, хорошо известны и по учебникам исто рии, и по мемуарной 'литературе, и по художественным произведениям, созданным по «горячему следу»,— сколько их внутрен няя, диалектическая связь с современ ностью, то, как эти события, уже полностью принадлежа истории, тем не менее актив
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2