Сибирские огни, № 4 - 1983
А не сороки вгроскотали так — То едут, меж собой ведя беседу, Два хана половецких — хмурый Гзак С Кончаком злым — по Игореву следу. Не взграивали вороны тогда, И галки криком степь не оглашали. Сороки не трещали из гнезда, Лишь только полозы в траве шуршали. А дятлы тентом кажут путь к реке Двум беглецам по кручам и по долам. Да соловьи щекочут вдалеке, Свет предвещая пением веселым. Кончаку молвит кровожадный Гзак: «Коль сокол стал для нас недосягаем, Соколича, попавшего впросак, Мы стрелами златыми расстреляем». Гзе отвечает сумрачный Кончай: «Коль сокола поймать нам — труд напрасный. То сокольца, попавшего впросак, Опутаем мы девицею красной». И Гзак сказал: I «Коль так нам поступить. Ни сокольца не будет, ни девицы У нас с тобой. И как почнут нас бить В широком поле Половецком птицы!..» 5 А люди ликовали, веселясь, Что, землю нашу от тоски избавив, Когановы путины сбросил князь. Сын Святославов, Ольгов, Ярославов. И на исход его промолвил речь Боян, соловий времени былого: «О, тяжко, если голова без плеч, И зло же, если тело безголово! Без Игоря тоска ведь на Руси, А без Руси ведь Игорю нет жизни. Как солнце светится на небеси. Так Игорь светится в родной отчизне». в «Ты, Игорь-князь, земли родной краса!» — Поют девицы на брегах Дуная, И вьются в поднебесье голоса. До Киева чрез море долетая. Боричевой дорогою крутой — Знамение грядущей русской мощи — Князь едет к Богородице святой, К воздвигнутой у Торга Пирогоще. И на него, надеждою полна, В молитве к небу руки воздевая, С иконы смотрит юная жена — Русь возрожденная, Русь молодая. Нашел ведь Игорь.князь свою любовь, Преодолев немалые преграды. Великий жемчуг обретая вновь. Все грады веселы, все страны рады. 7 Допета песнь князей минувших лет. Песнь молодых князей теперь поется. О Игорь Святославич, светлый свет, Пусть слава первая тебе взовьется! Вторая, Буй Тур Всеволод,— тебе! Ты храбро бился в это лихолетье. Идя наперекор своей судьбе. Тебе, Владимир Игоревич,— третья! Так здравствуйте, дружина и князья! Радейте же о нас, о христианах, И защищайте отчие края От нахождения полков поганых! Ведь Русь-держава Выше всех святынь. Честь ей и слава. Братия! Аминь! ПРИМЕЧАНИЯ Настоящее стихотворное прочтение «Слова о полку Игоревен является закономер ным следствием моей работы над книгой «Жемчуг «Слова», или Возвращение Игоря», главы из которой публиковались в «Сибирских огнях» (М 10—12 за 1978 г. и № о, 10 за 1980 г.). Это, по существу, новая глава, где я сделал попытку практического приме нения выводов, содержащихся в «Жемчуге», т. е. я стремился подчеркнуть диалектич- ность художественного мышления древнего автора, понимая содержание его поэмы как долгий и трудный путь русского человека и Русской земли отидеалов «старого времени», мудрости «первой годины и первых князей» через погибель во власти тьмы., в плену за блуждений к новому жизнеутверждающему началу ,— иначе говоря, «отъ старого Вла- димера до нынешняго Игоря». В «Слове», как известно, много намеков, много глухих упоминаний, которые были понятны современникам, но которые сейчас требуют многочисленных пояснений. Я счел необходимым раскрыть по летописным источникам особо важные для понимания идей ного содержания «Слова» места (например, сюжет единоборства Мстислава с касож- ским князем Редедей), стараясь, естественно, держаться в пределах авторского стиля. Отдельные древнерусские и непереводимые слова (названия одежды, тканей, ору жия, народов, географических объектов и т. п.) поясняются ниже. Г. к.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2