Сибирские огни, № 4 - 1983

лись на этот день по плану. С годами умыш­ ленно сократил круг знакомств, чтобы не от­ влекаться от главного —от своей работы. Александр Тихонов не однажды наблюдал на учебно-тренировочных сборах лучших биатлонистов страны, как Глинский делился, секретами скорости своих учеников. Он го­ ворил: «Мне лично неважно, откуда спортс­ мен: из Горького, из Новосибирска или Ир­ кутска. Главное —чтобы наша сборная была сильнейшей в мире». Немногие знают, что Глинский подготовил 36 мастеров спорта СССР по лыжному спорту. Новосибирск всегда славился спортивны­ ми талантами, особенно в зимних видах спорта. Выбор у Глинского был велик. Но взгляд тренера остановился на Александре Тихонове. Возможно, интуиция подсказала ему, что в этом пареньке кроется талант настоящего .бойца. Возможно, внимание Глинского привлекли ранние успехи Тихо­ нова на лыжне. Так или иначе, они не про­ шли мимо друг друга. Встретились, чтобы оставить славные страницы в отечественном и мировом биатлоне. — На первых же совместных трениров­ ках,— вспоминает Александр,— Евгений Дмитриевич заставлял меня «думать». Он всегда добивался от учеников не 'простого, механического выполнения задания, а осоз- наннрго, грамотного подхода ко всему, что нам приходилось выполнять на занятиях. Если выполняли упражнения с отягощениями или штангой, то должны были четко знать, какие из них лучше всего способствуют раз­ витию тех или иных качеств лыжника, с ка­ кими весами и в какой последовательности необходимо их выполнять, как лучше под­ вести себя к ответственным стартам. Чтобы не превращать тренировочные занятия в лек­ цию, он давал нам литературу или список литературы, с которой мы должны были обязательно познакомиться. Часто говорил, что тренер и ученик должны быть едино­ мышленниками во всем, что касается трени--1 ровочногр процесса,— «в одной упряжке идти». Наша совместная работа началась с обу­ чения и совершенствования техники пере­ движения на лыжах. Я не оговорился, ска­ зав «с обучения»! До прихода в группу Ев­ гения Дмитриевича я считал себя неплохим лыжником, одинаково владеющим всеми способами передвижения на лыжах, Раз вы­ игрываю, считал я, значит беГаю хорошо. Несколько занятий Евгений Дмитриевич смотрел, на мой бег и, конечно, как говорит­ ся, невооруженным глазом видел все по­ грешности в технике, но' обходился пока об­ щими замечаниями. Затем на одну из трени­ ровок пришел с киносъемочным аппаратом. Заснял мой бег и только тогда пригласил на обстоятельную беседу. После того, как я увидел на экране свой бег в замедленном темпе и Евгений Дмит­ риевич Тут же «разложил по полочкам» мою технику, я понял, что слишком ошибался в оценке своих возможностей, что мне, дейст­ вительно, надо начинать учиться бегать с азов. -Поэтому в первые годы тренировки у Глинского мне пришлось выполнять тысячи, десятки тысяч имитационных специальных упражнений лыжника для совершенствова­ ния техники бега. Я уже был олимпийским чемпионом в эстафете, чемпионом мира, а Глинский все еще не был полностью удовле­ творен моей техникой. Надо сказать он по­ стоянно искал у каждого ученика резервы скорости, постоянно выявлял недостающие элементы техники бега. Влияние Глинского на учеников было безгранично. Какими же достоинствами, ка­ кими качествами должен обладать тренер, чтобы в равной степени воздействовать од­ новременно на всех учеников и вместе с тем подбирать ключи к каждому из них?! Само собой разумеется, тренер должен сам обладать теми благородными качества­ ми высокообразованного и высокоорганизо­ ванного человека, педагога, которые он хо­ чет воспитать в учениках. Очень трудно рас­ считывать тренеру на уважение учеников, если в работе с ними он несдержан, вспыль­ чив по'мелочам, раздражителен, злопамятен, неискренен в отношениях,с людьми, завист­ лив, способен о своих воспитанниках и кол­ легах в глаза говорить одно, а за глаза — другое, если он притворяется, хитрит в мел­ ких корыстных целях, касается ли это поезд­ ки на соревнования, тренировочных сборов, перемены места работы, перехода из одного спортивного общества в другое и т. д. Невозможно также передать воспитанни­ кам нелюбовь, отвращение к курению, алко­ голю, обжорству, если сам тренер не рас­ стается с сигаретой, любит провести время в компании, не представляющей отдыха без спиртного, неумерен в еде, неряшлив- в одеж­ де. Такие горе-наставники опасны тем, что многие из них в прошлом были известными чемпионами, и ученики стараются им подра­ жать во всем. Ведь жизнь этих наставников вне стадиона или спортзала проходит ■на глазах у воспитанников, так как живут они часто на одних спортивных базах, в одних летних лагерях, в одних гостиницах на со­ ревнованиях или сборах. ■К счастью, таких тренеров становится все меньше и меньше. Но ведь дети, подростки, юноши настав­ ников не выбирают. Право отбора учеников дано тренеру.'Он может выбрать рз сотни, тысячи одинаковых ребят с десяток счаст­ ливчиков, которых на глазах сверстников пригласит в детскую спортивную школу, не ведая даже о том, что одним отбором, одним приглашением в спортсекцию поставил вы­ бранных в особое положение, выдвинув их в ранг «настоящих» спортсменов. А вот к какому наставнику попадут ребята, очень Скоро почувствуют и одноклассники, и учи­ теля, и родители... Идеальный тренер -р это тренер-пример, человек-пример. И не только большой спе­ циалист, но и большой души человек, обра­ зец нравственности, чистоты,, образован­ ности.. — Тренировки Глинского, беседы его,— говорит Тихонов,—запали в память навсег­ да. Его советы и сейчас помогают мне в трудные минуты. Глинский обладал удиви­ тельным спокойствием. Никогда не срывал плохое настроение на учениках и близких. Он часто говорил: «Не замыкайся 'в себе, присматривайся к товарищам, проникайся их тревогами, старайся понять друзей, соперни­ ков, будь внимателен к людям, работающим с тобой, окружающим тебя, ведь у каждого из них своя жизнь...» Не раз он говорил тренерам сборной: «Совершенно Нелепо требовать от спортсме­ на только победы. Ведь кто-то должен и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2