Сибирские огни, № 4 - 1983
лись на этот день по плану. С годами умыш ленно сократил круг знакомств, чтобы не от влекаться от главного —от своей работы. Александр Тихонов не однажды наблюдал на учебно-тренировочных сборах лучших биатлонистов страны, как Глинский делился, секретами скорости своих учеников. Он го ворил: «Мне лично неважно, откуда спортс мен: из Горького, из Новосибирска или Ир кутска. Главное —чтобы наша сборная была сильнейшей в мире». Немногие знают, что Глинский подготовил 36 мастеров спорта СССР по лыжному спорту. Новосибирск всегда славился спортивны ми талантами, особенно в зимних видах спорта. Выбор у Глинского был велик. Но взгляд тренера остановился на Александре Тихонове. Возможно, интуиция подсказала ему, что в этом пареньке кроется талант настоящего .бойца. Возможно, внимание Глинского привлекли ранние успехи Тихо нова на лыжне. Так или иначе, они не про шли мимо друг друга. Встретились, чтобы оставить славные страницы в отечественном и мировом биатлоне. — На первых же совместных трениров ках,— вспоминает Александр,— Евгений Дмитриевич заставлял меня «думать». Он всегда добивался от учеников не 'простого, механического выполнения задания, а осоз- наннрго, грамотного подхода ко всему, что нам приходилось выполнять на занятиях. Если выполняли упражнения с отягощениями или штангой, то должны были четко знать, какие из них лучше всего способствуют раз витию тех или иных качеств лыжника, с ка кими весами и в какой последовательности необходимо их выполнять, как лучше под вести себя к ответственным стартам. Чтобы не превращать тренировочные занятия в лек цию, он давал нам литературу или список литературы, с которой мы должны были обязательно познакомиться. Часто говорил, что тренер и ученик должны быть едино мышленниками во всем, что касается трени--1 ровочногр процесса,— «в одной упряжке идти». Наша совместная работа началась с обу чения и совершенствования техники пере движения на лыжах. Я не оговорился, ска зав «с обучения»! До прихода в группу Ев гения Дмитриевича я считал себя неплохим лыжником, одинаково владеющим всеми способами передвижения на лыжах, Раз вы игрываю, считал я, значит беГаю хорошо. Несколько занятий Евгений Дмитриевич смотрел, на мой бег и, конечно, как говорит ся, невооруженным глазом видел все по грешности в технике, но' обходился пока об щими замечаниями. Затем на одну из трени ровок пришел с киносъемочным аппаратом. Заснял мой бег и только тогда пригласил на обстоятельную беседу. После того, как я увидел на экране свой бег в замедленном темпе и Евгений Дмит риевич Тут же «разложил по полочкам» мою технику, я понял, что слишком ошибался в оценке своих возможностей, что мне, дейст вительно, надо начинать учиться бегать с азов. -Поэтому в первые годы тренировки у Глинского мне пришлось выполнять тысячи, десятки тысяч имитационных специальных упражнений лыжника для совершенствова ния техники бега. Я уже был олимпийским чемпионом в эстафете, чемпионом мира, а Глинский все еще не был полностью удовле творен моей техникой. Надо сказать он по стоянно искал у каждого ученика резервы скорости, постоянно выявлял недостающие элементы техники бега. Влияние Глинского на учеников было безгранично. Какими же достоинствами, ка кими качествами должен обладать тренер, чтобы в равной степени воздействовать од новременно на всех учеников и вместе с тем подбирать ключи к каждому из них?! Само собой разумеется, тренер должен сам обладать теми благородными качества ми высокообразованного и высокоорганизо ванного человека, педагога, которые он хо чет воспитать в учениках. Очень трудно рас считывать тренеру на уважение учеников, если в работе с ними он несдержан, вспыль чив по'мелочам, раздражителен, злопамятен, неискренен в отношениях,с людьми, завист лив, способен о своих воспитанниках и кол легах в глаза говорить одно, а за глаза — другое, если он притворяется, хитрит в мел ких корыстных целях, касается ли это поезд ки на соревнования, тренировочных сборов, перемены места работы, перехода из одного спортивного общества в другое и т. д. Невозможно также передать воспитанни кам нелюбовь, отвращение к курению, алко голю, обжорству, если сам тренер не рас стается с сигаретой, любит провести время в компании, не представляющей отдыха без спиртного, неумерен в еде, неряшлив- в одеж де. Такие горе-наставники опасны тем, что многие из них в прошлом были известными чемпионами, и ученики стараются им подра жать во всем. Ведь жизнь этих наставников вне стадиона или спортзала проходит ■на глазах у воспитанников, так как живут они часто на одних спортивных базах, в одних летних лагерях, в одних гостиницах на со ревнованиях или сборах. ■К счастью, таких тренеров становится все меньше и меньше. Но ведь дети, подростки, юноши настав ников не выбирают. Право отбора учеников дано тренеру.'Он может выбрать рз сотни, тысячи одинаковых ребят с десяток счаст ливчиков, которых на глазах сверстников пригласит в детскую спортивную школу, не ведая даже о том, что одним отбором, одним приглашением в спортсекцию поставил вы бранных в особое положение, выдвинув их в ранг «настоящих» спортсменов. А вот к какому наставнику попадут ребята, очень Скоро почувствуют и одноклассники, и учи теля, и родители... Идеальный тренер -р это тренер-пример, человек-пример. И не только большой спе циалист, но и большой души человек, обра зец нравственности, чистоты,, образован ности.. — Тренировки Глинского, беседы его,— говорит Тихонов,—запали в память навсег да. Его советы и сейчас помогают мне в трудные минуты. Глинский обладал удиви тельным спокойствием. Никогда не срывал плохое настроение на учениках и близких. Он часто говорил: «Не замыкайся 'в себе, присматривайся к товарищам, проникайся их тревогами, старайся понять друзей, соперни ков, будь внимателен к людям, работающим с тобой, окружающим тебя, ведь у каждого из них своя жизнь...» Не раз он говорил тренерам сборной: «Совершенно Нелепо требовать от спортсме на только победы. Ведь кто-то должен и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2