Сибирские огни, № 3 - 1983

ститута Е. И. Шастина в книге «Сказки, сказочники, современность», которая также увидела свет в конце 1981 года в Иркут­ ске. Рассуждая о судьбе традиционной волшеб­ но-фантастической сказки, автор постоянно акцентирует внимание на том, что фольк­ лор сибиряков — достояние народное, до­ стояние нашей многонациональной культуры, чуо лучшие образцы сказок живут века, пе­ реходят из уст в уста, от поколения к поко­ лению, продолжая удивлять слушателей и исследователей фольклора неожиданными и емкими поэтическими образами. Говоря о современном бытовании фольк­ лора, Е. И. Шастина справедливо отмечает, что многие произведения фольклора посте­ пенно ушли или уходят из жизни, поэтому необходимо успеть записать и обнародовать их, сохранив тем самым для будущих поко­ лений. Вот почему каждая новая публика­ ция произведений народного творчества и монографических исследований о .них — со­ бытие значительное в фольклористике. Е. И. Шастина много лет занимается со­ биранием и изучением русской народной поэзии Сибири вообще и народной сказки в частности. Она руководит работой фольклор­ ных экспедиций, организуемых Иркутским пединститутом. В результате многолетней со­ бирательской и научно-исследовательской работы ею написано большое количество на­ учных работ, получивших благодарное при­ знание специалистов и читателей. И рецензи­ руемая книга Е И. Шастиной также создана на материале наблюдений над современным бытованием народной сказкй в селах Вос­ точной Сибири. В основном автором исполь­ зованы записи фольклорных экспедиций Ир­ кутского пединститута, с 1966 года изучающих живое бытование устной народ­ ной поэзии в Приленье. Во вступительной статье — «Слово об этой книге» — автор четко и конкретно оп­ ределила цели и задачи издания, объяснила научную необходимость изучения богатого и своеобразного пласта фольклора края. Е. И. Шастина назвала массу имен соби­ рателей, путешественников, •этнографов, писателей, записи которых много лет проле­ жали в архивах, музеях, библиотеках, от­ метила вклад многих из них и научную цен­ ность собранных материалов. Как же трансформировалась волшебно­ фантастическая сказка в Сибири? Какова ее судьба сегодня? Что из себя представляет современный сказочник? Каков он? На 'эти и связанные с ними вопросы Е. И. Шастина обстоятельно и убедительно ответила в гла­ ве «Мир волшебной сказки и современный сказочник». ♦Сказковеды утверждают, что, живя в ве­ ках, передаваясь из уст в уста, фольклорные тексты постоянно видоизменяются, приобре­ тают новые черты, порожденные новой дей­ ствительностью, но все изменения обусловле­ ны творческой индивидуальностью сказителя. Автор верно, отмечает, что новые принци­ пы изображения волшебно-фаШгастического мира современным сказочником связаны с изменениями в творческом подходе рассказ­ чика к традиционным сюжетным темам и об­ разам. Сказочная традиция не статична. Но­ вые времена, новые исторические условия порождали видоизменения сказок. Сказите­ ли перерабатывали их так, что они отвечали духовным запросам той среды, в которой эти сказки живут, кому адресуются испол­ нителями. «Новый подход к многовековой сказочной традиции,— пишет Е. И. Шастй- на,— отражает трансформацию ее восприя­ тия в связи с эволюцией художественного народного мышления» (стр. 92). Характеризуя фольклорный материал верхнеленских сказок, собранный в течение более 50-ти лет (начиная от первых записей 1915 г. М. К. Азадовским и до экспедиций Иркутского пединститута), автор объемно представляет читателю формирование, раз­ витие и становление верхнеленской фольк­ лорной традиции, связанной со своеобразием этнического состава населения. В прилен- ских селах жили такие известные ныне ска­ зители, как Н. О. Винокурова, И. И. Пермя­ ков, И. Шеметов, П. Н. Большедворская, А. В. Данилова, А. И. Токарева, М. Медве­ дев, Е. Ананьев, Ф. И. Аксаментов. В 1915 году М. К- Азадовский открыл, как он сам говорил, «мощные залежи сказочного богатства» среди русского старожильческого населения края. Записи последующих лет показали, что верхнеленская сказка продол­ жает весьма активно бытовать. Дети и виу- • ки, родственники и односельчане названных выше сказителей восприняли не только сю­ жеты сказок, но и манеру исполнения своих предшественников. Автор монографии колоритно представила, что в селах верхнеленского края существова­ ли целые династии сказочников, мастерство которых передавалось от поколения к поко­ лению.' Фольклорная атмосфера края яви­ лась тем живительным источником, который постоянно питал и питает творчество талант­ ливых сказочников, вобравших в себя луч­ шее, что накопилось в художественной куль­ туре народа, населяющих верхнеленский край. Справедливо Е. И. Шастина отмечает и факт почтительного отношения к сказителям, которые всегда пользовались уважением жителей верхнеленских сел. Этот факт мо­ жет засвидетельствовать и автор этих строк, записывавший фольклорный материал в тех местах в начале 60-х годов. С большой симпатией и любовью к поэ­ тическому творчеству написаны страницы, повествующие о представителях фольклор­ ных школ края — об А. А. Дерягине, Р. И. Шеметовой, 3. Е. Пермяковой, К- Е. Вино­ курове, Т. П. Дуловой, о сказочнике-быто- писателе Ф. Е. Томшине и многих других. Автору исследования удалось лаконично, тонко, с глубоким филологическим анализом вскрыть творческую лабораторию сказите­ лей, передать своеобразие и художественные особенности исполненных ими сказок. Сложную структуру этого жанра, которым мастерски владеют сказители верхнеленско­ го края, исследователь проследила на приме­ рах волшебно-фантастических сказок, при­ чем сконцентрировала внимание на психоло­ гических и реалистических элементах свой­ ственных текстам, записанных в различные годы и различными собирателями. У фольклористов сложилось общее мнение о том, что местность, где бытует сказка, на­ кладывает на нее свой отпечаток,, что суще­ ствует глубокая связь сказки с жизнью насе­ ления того края, где она бытует. Этого же мнения придерживается и Е. И. Шастина. Особенно рельефно она подчеркивает это в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2