Сибирские огни, № 3 - 1983
ститута Е. И. Шастина в книге «Сказки, сказочники, современность», которая также увидела свет в конце 1981 года в Иркут ске. Рассуждая о судьбе традиционной волшеб но-фантастической сказки, автор постоянно акцентирует внимание на том, что фольк лор сибиряков — достояние народное, до стояние нашей многонациональной культуры, чуо лучшие образцы сказок живут века, пе реходят из уст в уста, от поколения к поко лению, продолжая удивлять слушателей и исследователей фольклора неожиданными и емкими поэтическими образами. Говоря о современном бытовании фольк лора, Е. И. Шастина справедливо отмечает, что многие произведения фольклора посте пенно ушли или уходят из жизни, поэтому необходимо успеть записать и обнародовать их, сохранив тем самым для будущих поко лений. Вот почему каждая новая публика ция произведений народного творчества и монографических исследований о .них — со бытие значительное в фольклористике. Е. И. Шастина много лет занимается со биранием и изучением русской народной поэзии Сибири вообще и народной сказки в частности. Она руководит работой фольклор ных экспедиций, организуемых Иркутским пединститутом. В результате многолетней со бирательской и научно-исследовательской работы ею написано большое количество на учных работ, получивших благодарное при знание специалистов и читателей. И рецензи руемая книга Е И. Шастиной также создана на материале наблюдений над современным бытованием народной сказкй в селах Вос точной Сибири. В основном автором исполь зованы записи фольклорных экспедиций Ир кутского пединститута, с 1966 года изучающих живое бытование устной народ ной поэзии в Приленье. Во вступительной статье — «Слово об этой книге» — автор четко и конкретно оп ределила цели и задачи издания, объяснила научную необходимость изучения богатого и своеобразного пласта фольклора края. Е. И. Шастина назвала массу имен соби рателей, путешественников, •этнографов, писателей, записи которых много лет проле жали в архивах, музеях, библиотеках, от метила вклад многих из них и научную цен ность собранных материалов. Как же трансформировалась волшебно фантастическая сказка в Сибири? Какова ее судьба сегодня? Что из себя представляет современный сказочник? Каков он? На 'эти и связанные с ними вопросы Е. И. Шастина обстоятельно и убедительно ответила в гла ве «Мир волшебной сказки и современный сказочник». ♦Сказковеды утверждают, что, живя в ве ках, передаваясь из уст в уста, фольклорные тексты постоянно видоизменяются, приобре тают новые черты, порожденные новой дей ствительностью, но все изменения обусловле ны творческой индивидуальностью сказителя. Автор верно, отмечает, что новые принци пы изображения волшебно-фаШгастического мира современным сказочником связаны с изменениями в творческом подходе рассказ чика к традиционным сюжетным темам и об разам. Сказочная традиция не статична. Но вые времена, новые исторические условия порождали видоизменения сказок. Сказите ли перерабатывали их так, что они отвечали духовным запросам той среды, в которой эти сказки живут, кому адресуются испол нителями. «Новый подход к многовековой сказочной традиции,— пишет Е. И. Шастй- на,— отражает трансформацию ее восприя тия в связи с эволюцией художественного народного мышления» (стр. 92). Характеризуя фольклорный материал верхнеленских сказок, собранный в течение более 50-ти лет (начиная от первых записей 1915 г. М. К. Азадовским и до экспедиций Иркутского пединститута), автор объемно представляет читателю формирование, раз витие и становление верхнеленской фольк лорной традиции, связанной со своеобразием этнического состава населения. В прилен- ских селах жили такие известные ныне ска зители, как Н. О. Винокурова, И. И. Пермя ков, И. Шеметов, П. Н. Большедворская, А. В. Данилова, А. И. Токарева, М. Медве дев, Е. Ананьев, Ф. И. Аксаментов. В 1915 году М. К- Азадовский открыл, как он сам говорил, «мощные залежи сказочного богатства» среди русского старожильческого населения края. Записи последующих лет показали, что верхнеленская сказка продол жает весьма активно бытовать. Дети и виу- • ки, родственники и односельчане названных выше сказителей восприняли не только сю жеты сказок, но и манеру исполнения своих предшественников. Автор монографии колоритно представила, что в селах верхнеленского края существова ли целые династии сказочников, мастерство которых передавалось от поколения к поко лению.' Фольклорная атмосфера края яви лась тем живительным источником, который постоянно питал и питает творчество талант ливых сказочников, вобравших в себя луч шее, что накопилось в художественной куль туре народа, населяющих верхнеленский край. Справедливо Е. И. Шастина отмечает и факт почтительного отношения к сказителям, которые всегда пользовались уважением жителей верхнеленских сел. Этот факт мо жет засвидетельствовать и автор этих строк, записывавший фольклорный материал в тех местах в начале 60-х годов. С большой симпатией и любовью к поэ тическому творчеству написаны страницы, повествующие о представителях фольклор ных школ края — об А. А. Дерягине, Р. И. Шеметовой, 3. Е. Пермяковой, К- Е. Вино курове, Т. П. Дуловой, о сказочнике-быто- писателе Ф. Е. Томшине и многих других. Автору исследования удалось лаконично, тонко, с глубоким филологическим анализом вскрыть творческую лабораторию сказите лей, передать своеобразие и художественные особенности исполненных ими сказок. Сложную структуру этого жанра, которым мастерски владеют сказители верхнеленско го края, исследователь проследила на приме рах волшебно-фантастических сказок, при чем сконцентрировала внимание на психоло гических и реалистических элементах свой ственных текстам, записанных в различные годы и различными собирателями. У фольклористов сложилось общее мнение о том, что местность, где бытует сказка, на кладывает на нее свой отпечаток,, что суще ствует глубокая связь сказки с жизнью насе ления того края, где она бытует. Этого же мнения придерживается и Е. И. Шастина. Особенно рельефно она подчеркивает это в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2