Сибирские огни, № 3 - 1983
Сибири», в котором нашли место 390 текстов, записанные различными собирателями в те чение полутора веков. В последнем по времени издания сборнике Р. П. Потанина опубликовала 509 текстов свадебных обрядовых песен. Сборник ос тавляет хорошее впечатление уже тем, что тексты размещены в той последовательности, в какой они звучали на русской сибирской свадьбе в далеком прошлом. Каждый цикл песен открывается небольшим, этнографиче ским очерком, вводящим в поэзию обряда. На добротной научной основе написаны вступительная статья, комментарии к тек стам, а справочный аппарат содержит необ ходимые сведения о сббытиях, собирателях, исполнителях, географическом распростра нении песен, их библиографии и т. д. Сборник вышел под редакцией ленинград ского ученого, доктора филологических на ук, профессора Б. Н. Путилова. А под редакцией крупнейшего ученого в области фольклористики, доктора историче ских наук Э. В. Померанцевой это же изда тельство в Новосибирске почти одновремен но со сборником Р. П. Потаниной выпустило в свет книгу Н. В. Соболевой «Русские на родные сатирические сказки Сибири». Н. В. Соболева много лет участвует в ра боте фольклорных экспедиций. Она слышала талантливых скдзочников в разных местах Сибири, записала от них тексты, при этом наблюдала за реакцией слушателей и ма нерой сказительского исполнения. *■ В результате многолетних наблюдений над бытованием сибирской сказки ею написано несколько научных статей, рефератов, до кладов. Составитель сборника из огромного потока сатирических сказок русского населения Си бири выбрала 123 текста, записанных от 75-ти сказителей Амурской, Иркутской, Ке меровской, Курганской, Новосибирской, Ом ской, Томской областей, Алтайского, Крас ноярского, Приморского краев, Бурятской и Якутской АССР. Тексты, записаны в различ ное время и различными собирателями, имена которых составляют гордость сибир ской фольклористики. Прочитав, книгу, чита тель узнает о неутомимой собирательской оаботе ученых нескольких поколений — о Е. А. Авдеевой, Р. П. Арефьеве, С. И. Гуля еве, И. А. Худякове, В. Г. Богоразе, А. М. Смирнове, М. К. Азадовском, А. В. Гуреви че, Л. Е. Элиасове и многих других. Узнает также о репертуаре и творческой манере ис полнения сказок замечательными сказителя ми Сибири — А. А. Дерягине, Н. О. Виноку ровой, Ф. И. Аксаментове, Е. И. Сороковико- ве-Магае. Пожалуй, впервые в сибирской фольклори стике обобщен опыт и подведен итог собира ния и изучения русской сатирической сказ ки почти за сто лет. Примечательно, что большая часть тек стов в сборнике публикуется впервые. Они взяты из различных центральных и сибир ских архивов и рукописных фондов. В науч ный оборот вводятся тексты, записанные со ставителем сборника и ее коллегами за последние годы. Сборник «Русские народные сатиричёские сказки Сибири» открывается интересной и содержательной статьей, в которой состави телем излагается принцип классификации текстов, принцип текстологической работы. Кроме того, в предисловии четко и ясно определены цели и задачи издания, объек тивно объяснена научная необходимость изу чения богатого и своеобразного пласта фольклора нашего края. В статье доказа тельно утверждается, что русские сатириче ские сказки до сих пор имеют в Сибири ши рокое распространение, несмотря на общее затухание жанра сказки. Нельзя не согласиться с утверждением ис следователя о том, что история бытования русских сатирических сказок на территории Сибири связана не только с особыми усло виями и географией распространения сказоч ного жанра, но и с национальным составом исполнителей русской сказки, а также с за имствованием русскими сказок других наро дов Сибири и возникающей в связи с этим проблемой межнациональных фольклорных связей. В памяти народа сатирическая сказка за крепилась главным образом как сказка о глупых' барах и жадных сластолюбивых по пах. Ученые всегда отмечали, что барин и поп — главные объекты народной сатиры, а социально заостренная сатирическая сказка была особенно широко распространена и составляет большую часть всего сказочного репертуара русского народа. Острая социальная направленность, клас- совоо чутьё, ненависть к угнетателям — од на из характерных черт русской сатириче ской' сказки, запечатлевшей борьбу трудово го народа в течение многих лет. Вера в будущее сочеталась у носителей и создателей сатирической сказки с беспощад ным осмеянием классовых врагов. Невежест венный, глупый, самодовольный барин, надменный царь, похотливый поп — непре менные персонажи народной сатиры. Сатири ческая сказка восстанавливает справедли вость: в сказке бедняк побеждает богатого, разоблачает обманщика и добивается счастья. Н. В. Соболева совершенно справедливо утверждает своими публикациями, что в ис тории заселения Сибири, переселения в Си бирь в течение XVI—XIX веков как в зерка ле отразились те общественные процессы, которые совершались в центральной части России. В Сибирь вольно или невольно на правлялись наиболее обездоленные, . проте стующие, бунтующие, активные, ищущие сво боды и независимости представители разных классов и сословий, в основном крестьяне и служилые люди. Большую ценность названному сборнику придают полевые записи замечательного уче- ного-фольклориста и сибиреведа профессора М. К. Азадовского, сделанные в 1915 году в Верхоленском крае Иркутской области, в 1925 и 1927 годах в Тункинской долине Бу рятии. После прочтения сборника Н. В. Соболе вой складывается твердое убеждение, что русская устно-поэтическая сатира по своим формам чрезвычайно разнообразна. Искря щееся остроумие и суровый сарказм — ос новные приемы народной сатиры — активно властвуют В публикуемых сказках. О живучести и современном бытовании в Сибири традиционной русской сказки и ее многочисленных носителях и исполнителях рассказала доктор филологических наук, профессор Иркутского педагогического ин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2