Сибирские огни, № 3 - 1983

Сибири», в котором нашли место 390 текстов, записанные различными собирателями в те­ чение полутора веков. В последнем по времени издания сборнике Р. П. Потанина опубликовала 509 текстов свадебных обрядовых песен. Сборник ос­ тавляет хорошее впечатление уже тем, что тексты размещены в той последовательности, в какой они звучали на русской сибирской свадьбе в далеком прошлом. Каждый цикл песен открывается небольшим, этнографиче­ ским очерком, вводящим в поэзию обряда. На добротной научной основе написаны вступительная статья, комментарии к тек­ стам, а справочный аппарат содержит необ­ ходимые сведения о сббытиях, собирателях, исполнителях, географическом распростра­ нении песен, их библиографии и т. д. Сборник вышел под редакцией ленинград­ ского ученого, доктора филологических на­ ук, профессора Б. Н. Путилова. А под редакцией крупнейшего ученого в области фольклористики, доктора историче­ ских наук Э. В. Померанцевой это же изда­ тельство в Новосибирске почти одновремен­ но со сборником Р. П. Потаниной выпустило в свет книгу Н. В. Соболевой «Русские на­ родные сатирические сказки Сибири». Н. В. Соболева много лет участвует в ра­ боте фольклорных экспедиций. Она слышала талантливых скдзочников в разных местах Сибири, записала от них тексты, при этом наблюдала за реакцией слушателей и ма­ нерой сказительского исполнения. *■ В результате многолетних наблюдений над бытованием сибирской сказки ею написано несколько научных статей, рефератов, до­ кладов. Составитель сборника из огромного потока сатирических сказок русского населения Си­ бири выбрала 123 текста, записанных от 75-ти сказителей Амурской, Иркутской, Ке­ меровской, Курганской, Новосибирской, Ом­ ской, Томской областей, Алтайского, Крас­ ноярского, Приморского краев, Бурятской и Якутской АССР. Тексты, записаны в различ­ ное время и различными собирателями, имена которых составляют гордость сибир­ ской фольклористики. Прочитав, книгу, чита­ тель узнает о неутомимой собирательской оаботе ученых нескольких поколений — о Е. А. Авдеевой, Р. П. Арефьеве, С. И. Гуля­ еве, И. А. Худякове, В. Г. Богоразе, А. М. Смирнове, М. К. Азадовском, А. В. Гуреви­ че, Л. Е. Элиасове и многих других. Узнает также о репертуаре и творческой манере ис­ полнения сказок замечательными сказителя­ ми Сибири — А. А. Дерягине, Н. О. Виноку­ ровой, Ф. И. Аксаментове, Е. И. Сороковико- ве-Магае. Пожалуй, впервые в сибирской фольклори­ стике обобщен опыт и подведен итог собира­ ния и изучения русской сатирической сказ­ ки почти за сто лет. Примечательно, что большая часть тек­ стов в сборнике публикуется впервые. Они взяты из различных центральных и сибир­ ских архивов и рукописных фондов. В науч­ ный оборот вводятся тексты, записанные со­ ставителем сборника и ее коллегами за последние годы. Сборник «Русские народные сатиричёские сказки Сибири» открывается интересной и содержательной статьей, в которой состави­ телем излагается принцип классификации текстов, принцип текстологической работы. Кроме того, в предисловии четко и ясно определены цели и задачи издания, объек­ тивно объяснена научная необходимость изу­ чения богатого и своеобразного пласта фольклора нашего края. В статье доказа­ тельно утверждается, что русские сатириче­ ские сказки до сих пор имеют в Сибири ши­ рокое распространение, несмотря на общее затухание жанра сказки. Нельзя не согласиться с утверждением ис­ следователя о том, что история бытования русских сатирических сказок на территории Сибири связана не только с особыми усло­ виями и географией распространения сказоч­ ного жанра, но и с национальным составом исполнителей русской сказки, а также с за­ имствованием русскими сказок других наро­ дов Сибири и возникающей в связи с этим проблемой межнациональных фольклорных связей. В памяти народа сатирическая сказка за­ крепилась главным образом как сказка о глупых' барах и жадных сластолюбивых по­ пах. Ученые всегда отмечали, что барин и поп — главные объекты народной сатиры, а социально заостренная сатирическая сказка была особенно широко распространена и составляет большую часть всего сказочного репертуара русского народа. Острая социальная направленность, клас- совоо чутьё, ненависть к угнетателям — од­ на из характерных черт русской сатириче­ ской' сказки, запечатлевшей борьбу трудово­ го народа в течение многих лет. Вера в будущее сочеталась у носителей и создателей сатирической сказки с беспощад­ ным осмеянием классовых врагов. Невежест­ венный, глупый, самодовольный барин, надменный царь, похотливый поп — непре­ менные персонажи народной сатиры. Сатири­ ческая сказка восстанавливает справедли­ вость: в сказке бедняк побеждает богатого, разоблачает обманщика и добивается счастья. Н. В. Соболева совершенно справедливо утверждает своими публикациями, что в ис­ тории заселения Сибири, переселения в Си­ бирь в течение XVI—XIX веков как в зерка­ ле отразились те общественные процессы, которые совершались в центральной части России. В Сибирь вольно или невольно на­ правлялись наиболее обездоленные, . проте­ стующие, бунтующие, активные, ищущие сво­ боды и независимости представители разных классов и сословий, в основном крестьяне и служилые люди. Большую ценность названному сборнику придают полевые записи замечательного уче- ного-фольклориста и сибиреведа профессора М. К. Азадовского, сделанные в 1915 году в Верхоленском крае Иркутской области, в 1925 и 1927 годах в Тункинской долине Бу­ рятии. После прочтения сборника Н. В. Соболе­ вой складывается твердое убеждение, что русская устно-поэтическая сатира по своим формам чрезвычайно разнообразна. Искря­ щееся остроумие и суровый сарказм — ос­ новные приемы народной сатиры — активно властвуют В публикуемых сказках. О живучести и современном бытовании в Сибири традиционной русской сказки и ее многочисленных носителях и исполнителях рассказала доктор филологических наук, профессор Иркутского педагогического ин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2