Сибирские огни, № 3 - 1983

просят поэта почитать новые стихи. Просы­ пается сын Багрицкого, будущий самобыт­ ный стихотворец, впоследствии геройски погибший на фронте Великой Отечествен­ ной войны, .а тогда совсем маленький маль­ чик Сева. «Мама,— спрашивает он,— это пришли писатели? А Лермонтов тоже при­ шел? Нет? А почему?» Такой легкий, теплый, сердечный юмор характерен для всего повествования Е. Пав- личенко. В рассказе «В разные годы» писатель знакомит нас с историей написания поэмы «Смерть пионерки», поэмы, навсегда вписав­ шей имя Багрицкого в советскую литера­ туру: Нас водила молодость В сабельный поход. Нас бросала молодость На кронштадтский лед... Под этими пламенными строками с пол­ ным на то жизненным, гражданственным, писательским правом может подписаться и Евгений Максимович Павличенко — наш старейший, но не стареющий духом това-. р.ищ . ' МАРИЯ БУШУЕВА Геннадий Емельянов. Истины на камне. Фан­ тастическая повесть. Кемерово. Кемеров­ ское книжное изд-во, 1982. Земной звездолет, пролетая к дальним пределам галактики, высаживает юного героя повести космонавта Ло на планету в одной из звездных систем. Население пла­ неты — племена, страдающие от голода, холода, а главным образом от дикости и суеверий, вызванных утратой «истин, запи­ санных на камне», истин, которыми ранее руководствовались эти племена, истин, со­ общенных им высокоцивилизованными при­ шельцами... Бездумное, инерционное прав­ ление старейшие, которые руководствуются уже только одной истиной, оговариваю­ щей их приоритет (рассматривается период, эквивалентный раннему, рабовладению), - об­ рекает народ этой планеты на медленное вымирание. Так что перед космонавтом Ло стоит очень и очень сложная задача — про­ будить народ к мысли, к самостоятельному действию, убедить народ в том, что надо руководствоваться в жизни не «истиной на камне», а истинным положением жизни, ис­ тинными ценностями, главная из которых —- право на жизнь каждого разумного су­ щества. В свое повествование автор, ранее широ­ ко известный, как автор повестей о совре­ менности, о рабочем классе Сибири, удачно вписывает и сугубо фантастические элемен­ ты: тучи странно-разумной космической са­ ранчи, которая не ведает, для чего ей разум; деревья, содержащие жизненный эликсир, однако и убивающие все живое; неизвест­ ную инопланетную цивилизацию, зашедшую в тупик в своих философских устремлениях к абсолютному знанию... Начало повести звучит гимном приключе­ нию. Ло — романтик, он смело, не разду­ мывая, вступает в контакт с аборигенами, старается всячески помочь вымирающим племенам. Ло противопоставлен многим своим сверстникам — «вполне благополуч­ ным людям» Земли. В его высказываниях проскальзывают чуть ли не байррновские нотки: сознание своей исключительности, авантюрность, желание испытывать себя трудностями, борьбой со стихией. «Я всег­ да хотел настоящего»,— говорит Ло. Под настоящим понимается борьба, необходи­ мость которой на спокойной Земле будуще­ го во многом утрачена. Однако Г. Емельянов тонко показывает, что при всех своих устремлениях Ло оста­ ется продуктом — порождением «вполне бла­ гополучного общества». При малейшей трудности рядом с ним возникает робот, своеобразная кибернетическая няня, опе­ кающая своего героя, ограждающая его от опасностей полудикой планеты. Наибо­ лее ответственные решения', ' требующие большой затраты умственной энергии, Ло препоручает «Мозгу» — электронному ра­ зуму корабля. Именно эта, если так можно выразиться, личная неоснащенность героя и помогает ему найти выход из создавшегося положе­ ния: Ло уводит племена из мрака, но Ло, который боролся с «истинами на камне», сам вырубает новые изречения на старом камне, ибо только так, только через эту форму аборигены способны воспринять ра­ зумное... Книга проникнута присущим Г. Емелья­ нову юмором, яркими портретами, динами­ кой действия, то есть всем тем, что было характерно для прежних его «земных» Фро- иэведений. Думается, читатели с интересом познако­ мятся с еще одной гранью самобытного дарования Геннадия Емельянова. АНАТОЛИЙ ШАЛИН Е. Н. Антипин. Компас поведения. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 г. В книге Е. Н. Антипина рассматривается работа областной партийной организации по нравственному воспитанию трудящихся. В книге нет категорических суждений или нравоучений, она результат глубоких раз­ думий над самой актуальной проблемой коммунистического воспитания. Используя труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии, а также социологические исследования, проведенные в партийных организациях Восточной Сиби­ ри, автор показывает работу Иркутской партийной организации по воспитанию со­ ветского человека, . всестороннему разви­ тию личности. Небольшая по объему, книга 1довольно емко раскрывает важнейшие вопросы идео­ логической работы — мораль и развитие личности, эстетическое просвещение, климат коллектива. Книга написана популярно, читается лег­ ко и интересно. Автор делает попытку сконструировать систему нравственного воспитания, что зас­ луживает внимания и может быть использо­ вано в практической работе. Значительное место автор уделяет значению мер воспита­ ния, недопустимости «воспитательного прес­ синга». Массовые мероприятия порою быва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2