Сибирские огни, № 3 - 1983
просят поэта почитать новые стихи. Просы пается сын Багрицкого, будущий самобыт ный стихотворец, впоследствии геройски погибший на фронте Великой Отечествен ной войны, .а тогда совсем маленький маль чик Сева. «Мама,— спрашивает он,— это пришли писатели? А Лермонтов тоже при шел? Нет? А почему?» Такой легкий, теплый, сердечный юмор характерен для всего повествования Е. Пав- личенко. В рассказе «В разные годы» писатель знакомит нас с историей написания поэмы «Смерть пионерки», поэмы, навсегда вписав шей имя Багрицкого в советскую литера туру: Нас водила молодость В сабельный поход. Нас бросала молодость На кронштадтский лед... Под этими пламенными строками с пол ным на то жизненным, гражданственным, писательским правом может подписаться и Евгений Максимович Павличенко — наш старейший, но не стареющий духом това-. р.ищ . ' МАРИЯ БУШУЕВА Геннадий Емельянов. Истины на камне. Фан тастическая повесть. Кемерово. Кемеров ское книжное изд-во, 1982. Земной звездолет, пролетая к дальним пределам галактики, высаживает юного героя повести космонавта Ло на планету в одной из звездных систем. Население пла неты — племена, страдающие от голода, холода, а главным образом от дикости и суеверий, вызванных утратой «истин, запи санных на камне», истин, которыми ранее руководствовались эти племена, истин, со общенных им высокоцивилизованными при шельцами... Бездумное, инерционное прав ление старейшие, которые руководствуются уже только одной истиной, оговариваю щей их приоритет (рассматривается период, эквивалентный раннему, рабовладению), - об рекает народ этой планеты на медленное вымирание. Так что перед космонавтом Ло стоит очень и очень сложная задача — про будить народ к мысли, к самостоятельному действию, убедить народ в том, что надо руководствоваться в жизни не «истиной на камне», а истинным положением жизни, ис тинными ценностями, главная из которых —- право на жизнь каждого разумного су щества. В свое повествование автор, ранее широ ко известный, как автор повестей о совре менности, о рабочем классе Сибири, удачно вписывает и сугубо фантастические элемен ты: тучи странно-разумной космической са ранчи, которая не ведает, для чего ей разум; деревья, содержащие жизненный эликсир, однако и убивающие все живое; неизвест ную инопланетную цивилизацию, зашедшую в тупик в своих философских устремлениях к абсолютному знанию... Начало повести звучит гимном приключе нию. Ло — романтик, он смело, не разду мывая, вступает в контакт с аборигенами, старается всячески помочь вымирающим племенам. Ло противопоставлен многим своим сверстникам — «вполне благополуч ным людям» Земли. В его высказываниях проскальзывают чуть ли не байррновские нотки: сознание своей исключительности, авантюрность, желание испытывать себя трудностями, борьбой со стихией. «Я всег да хотел настоящего»,— говорит Ло. Под настоящим понимается борьба, необходи мость которой на спокойной Земле будуще го во многом утрачена. Однако Г. Емельянов тонко показывает, что при всех своих устремлениях Ло оста ется продуктом — порождением «вполне бла гополучного общества». При малейшей трудности рядом с ним возникает робот, своеобразная кибернетическая няня, опе кающая своего героя, ограждающая его от опасностей полудикой планеты. Наибо лее ответственные решения', ' требующие большой затраты умственной энергии, Ло препоручает «Мозгу» — электронному ра зуму корабля. Именно эта, если так можно выразиться, личная неоснащенность героя и помогает ему найти выход из создавшегося положе ния: Ло уводит племена из мрака, но Ло, который боролся с «истинами на камне», сам вырубает новые изречения на старом камне, ибо только так, только через эту форму аборигены способны воспринять ра зумное... Книга проникнута присущим Г. Емелья нову юмором, яркими портретами, динами кой действия, то есть всем тем, что было характерно для прежних его «земных» Фро- иэведений. Думается, читатели с интересом познако мятся с еще одной гранью самобытного дарования Геннадия Емельянова. АНАТОЛИЙ ШАЛИН Е. Н. Антипин. Компас поведения. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 г. В книге Е. Н. Антипина рассматривается работа областной партийной организации по нравственному воспитанию трудящихся. В книге нет категорических суждений или нравоучений, она результат глубоких раз думий над самой актуальной проблемой коммунистического воспитания. Используя труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии, а также социологические исследования, проведенные в партийных организациях Восточной Сиби ри, автор показывает работу Иркутской партийной организации по воспитанию со ветского человека, . всестороннему разви тию личности. Небольшая по объему, книга 1довольно емко раскрывает важнейшие вопросы идео логической работы — мораль и развитие личности, эстетическое просвещение, климат коллектива. Книга написана популярно, читается лег ко и интересно. Автор делает попытку сконструировать систему нравственного воспитания, что зас луживает внимания и может быть использо вано в практической работе. Значительное место автор уделяет значению мер воспита ния, недопустимости «воспитательного прес синга». Массовые мероприятия порою быва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2