Сибирские огни, № 3 - 1983
чуть ироничное, порой и взрывчатое, нор мальное мужское достоинство. Он был че ловеком, «принявшим жизнь — со 'всеми ее нехватками, с тюрьмой и сумой, с черной работой, с редкими праздниками и тяжелы- ,ми похмельями — не как проклятие, а как свою мужицкую норму». На фронте он был шесть дней, ровно шесть дней он воевал, словно в самом деле он и был тот средне статистический пехотинец, о котором позднее доложат математическим языком исследо ваний о войне. Но он, конечно, был солда том не статистическим, а реальным. Живым, настоящим отцом и солдатом. «...Таких вот,— напишет потом его сын,— чернорабо чих войны, поставляла на фронт улица моего детства». Получив повестку, отец поспешил доделать крышу, перекрыл на зи му землянку, где оставалась его семья. «Уже впотьмах закончил он эту работу, а утром, чуть свет, собрался на другую». Этой повестью Николай Самохин сделал то, что в жизни каждого человека является делом самым, наверное, необходимым и значительным: исполнил долг свой перед отцом. Он сделал это как сын, как человек своего времени, как гражданин, ' наконец, как писатель. В этом смысле, полном само го высокого значения, правомерно сказать, что он, может, написал главную свою по весть и совершил главный свой поступок. Потом будут другие повести и дела, они станут значимы по-своему. Но место, кото рое заняла в его творчестве эта повесть,' всегда останется за ней. И вот особенность настоящего произведе ния литературы: совершая этот поступок «за себя», писатель сделал необходимое и значительное дело и за всех нас. Книга была бы неполной, а дело, которое делает ею Самохин, было бы незавершен ным, не напиши он третьей повести. Она о матери, она — памяти матери, и называет ся она: «Наследство». Собственно, и вся книга могла бы так называться, ведь в этом слове заключены благодарность, ощущение неразрывности связи поколений, преемст венность в самом глазном. Эта повесть — почти хроника. Впечатле ние такое, что читаешь практически доку ментальную запись событий:.смерть матери, потрясшая взрослого уже сына, похороны, осознание того, что произошло... Надо сказать, хроникальность, сжатость изложения, порой сухость, а где-то и бег лость прорисовки производят неоднозначное впечатление. Иногда они подчеркивают трагизм происходящего. А иногда, очень уж хочется, и бывает необходимо, чтобы перо автора задержалось и выписало этот харак тер, этот эпизод, сделало еще одно из ма леньких чудес, которые может проза, там, где перо лишь коснулось бумаги. Матери в повести уже нет — повесть на чинается с известия о ее кончине. Но, вста вая в воспоминаниях, мать делается жи вым человеком для нас. «А что завещала?..— размышляет сын.— А жизнь свою и завещала, муки свои, под вижничество свое —>опять же ради жизни. Его жизни. И веру завещала. Она верую щая была. Не в бога верила, а в то, что жить надо. Необходимо. И что впереди будет лучше. Не может не быть: ведь за что-то хлещется человек. Она так и говорила: «Не зря же хлещемся*. И хлесталась. До послед него часа...» \ Закрываешь эту книгу со счастливым чувством душевного осветления, и благо дарность охватывает к автору за то, что он обратился к людям со своим сокровен ным, и воззвал к самому лучшему в нас, и вызвал в ответ самые прекрасные движения в наших душах. В самом деле, что большее он мог сде лать для отца и матери? И для нас с вами, читатель. ДАВИД КОНСТАНТИНОВСКИЙ Е. Павличенко. Вчера был бой... Рассказы. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. Рассказы старейшего новосибирского пи сателя Евгения Максимовича Павличенко адресованы школьникам, основа новелли стической прозы, составившей эту книгу,— судьба, биография самого Евгения Макси мовича. Взволнованно, тепло пишет ой , о своих друзьях, с которыми начинал рабо тать в молодой советской республике, о тех, с .кем шел по нелегким фронтабьйг-до рогам Великой Отечественной... / За нехитрыми строками каждого расска за угадывается, чувствуется душа писателя, его добрая, честная «память сердца». На примере обоих героев Евгений Павли ченко учит не умению жить, а умению жить ради других людей, умению переносить трудности как испытание мужественности, в котором выковывается сила человеческого духа. Писатель учит умению и необходимо сти в самых тяжелых условиях сохранять не только в помыслах, но и в поступках — прекрасные идеалы добра, правды и красо ты, наши советские идеалы. После стрельбы еще дрожат руки у бой ца Ивана («Зеленая скрипка»), но он, «овла дев собой, прижал к плечу скрипку, взмах нул смычком и зазвучал ее чистый, уверенный голос...» Продолжилась песня, не погибла красота, за которую и сража лись' люди. Погибает Виктор Семенов («Тетрадь Вик тора»), однако страницы, «заполненные сти хами и песнями»,— след и свет его высокой души — остаются жить, а вдохновенные слова героя становятся главной мыслью книги Е. Павличенко, а может быть, и всего его творчества: «Сколько вокруг больших, замечательных людей!» Особый интерес вызывают страницы кни ги,- посвященные поэзии. В рассказе «На Степной» Евгений Максимович воскрешает в памяти те дни, когда он впервые пришел в одесский Клуб поэтов. «Для меня по сей день,— пишет он,— одинаково живы, лю бимы и дороги ушёдаиие из жизци Багриц кий, Петров, Олеша, Резников, Сосюра, Кирсанов, Колычев и еще много поэтов, прозаиков, начинавших свой путь отсюда, из клубной комнаты, не вмещавшей желаю щих послушать, почитать, поспорить...» Симпатией, восхищением проникнуты строки воспоминаний об Эдуарде Багриц ком. Вот молодой Евгений Павличенко с тремя товарищами по перу приходит к Багрицкому, жившему в годы гражданской войны в холоде, впроголодь, но одержимому своим любимым делом. Молодые ребята
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2