Сибирские огни, № 3 - 1983

быть влюбленным, но слишком наблюдате­ лен, слишком проницателен, поаробуй тут полюби: Я хотел бы в тебе Жить стоглазо, стоусто, Но в тебе, как в избе Обворованной, пусто... Поворот шестой, логически вытекающий из предыдущего, самый, на наш взгляд, серьезный и искренний — ощущение дефи­ цита чувства любви, связанного с научно- технической ■революцией (то, что в статье А. Андрианова передано репликой «Ну, знаете, й наш век эмойиональных стрессов, информационного взрыва, экологического кризиса и. т. д.») Серьезная э п о ха , Серьезные дела... Конечно, эго плохо: БыЛа любовь,— прошла... (Г. К о н д а к о в ) Ну что же, это еще давно замечено Про­ зой (например, «Южно-Американский вари­ ант» С. Залыгина) — труд в наше время «больше», чем любовь. Даже самый лирич­ ный и наименее рассудочный из всех четыр­ надцати В. Поташов работу, во всяком слу­ чае, работу поэта, решительно ставит выше любви: И подошла. Своей щекой Ко мне прижалась. Ты пожелала стать строкой — Такая малость... И за чертой береговой Рассветом стала, Кустом ракитовым, травой, Ужель все мало?.. Ты стала небом и звездой... ...ручьем, водой в горсти, Глотком в дорогу. «Стихом». О женщина, прости. Ты просишь много. И только, пожалуй, Игорь Киселев не рисует жанровых сценок, нё отбивается от любви иронией, не констатирует с врачеб­ ной пунктуальностью ее клиническую смерть, но и он по-человечески тревожится, ...что сильный ветер века Вот-вот погасит эти огоньки. Обвинять поэтов в «ошибках» и требо­ вать «повышения количества и качества» любовных стихов было бы, по меньшей ме­ ре, смешно. Дело тут не в недоработках. Поэты — по-прежнему сейсмографы, чутко показывающие, что происходит в глубинах общественной жизни,— и несомненно, что в своем отношении к любви они, скажем так, п р е д с т а в и т е л ь н ы (а представи­ тельность темы, ее социальное значение для каждого момента истории помята давно, вспомним хотя бы статью Н. Г. Чернышев­ ского «Русский человек на rendez-vous»). Значит, в рассматриваемый момент не в поэзии, а в самом обществе что-то меняется, значит, это момент, когда старое отношение к любви отживает, а нов'ое еще не вполне сложилось. Поэтому в этом разделе ■мы больше задали вопросов, чем дали ответов. Итак, у нас получилась' моментальная групповая фотография. На ней четырнад­ цать лиц, одни видны четче, другие, менее четко, так получилось. Хотелось бы при­ стальнее вглядеться в ясный и грустный мир И. Киселева, в сюжетную изобретатель­ ность Б. Климычева, безоглядную лирич­ ность В. Поташова, в умение Н. Пискаева строить новое содержание из привычных, даже затертых слов, в чуть ворчливый юмор и прозорливость Л. Мерзликина.. Но о каж­ дом из них непременно еще напишут статьи. Нашей же задачей было — определить об­ щее, круг проблем и выходы из этого - кру­ га... Нет, никак нельзя сказать, что поэзия переживает кризис, что версификационное мастерство возросло, а содержание измель­ чало, о чем заявлялось не раз в литератур­ ных дискуссиях 1981 года. О достижениях литературы вообще нельзя судить ни по гр- дам (год на год не приходится), ни даже по десятилетиям. Говоря о провинциальных поэтах, Р. Ви- нонен справедливо заметил, что качествен­ ной разницы между их сборниками, издан­ ными в Москве и в Сибири, по сути нет. Такая же закономерность наблюдается и в нашем случае: из наиболее сильных сбор­ ников только «В час зари» Б. Климычева издан «Современником», сборники И. Кисе­ лева, Н. Пискаева и В. Поташова вышли в Кемерове, Л. Мерзликина — в Барнауле. Это уже заслуга не только поэтов, но и издательств, и заслугу эту можно назвать по имени: преодоление областничества. По сравнению с Прошлыми годами, виден изда­ тельский прогресс: стихи отбираются не по местным признакам; нет «паровозиков»,, т. е. первых отделов, состоящих из треску­ чих псевдозлободневных стихов, призван­ ных «вывезти» все остальные. Кэждого поэ­ та стараются представить попросту лучшим, что у него есть. А такой отбор — признак издательской культуры. Сибирский отряд поэтов, забывать это не надо, уже не раз становился в стране ведущим (смешно и грустно видеть газетную шапку «Сделаем Сибирь краем передовой культуры», будто речь о некой, до сих пор крайне бескуль- турной, провинции), И совершенно правиль­ ны претензии Р. Винонена к критике. Кри­ тик не может, уподобляясь средненькому читателю, замечать лишь то, что уже на ВИДу — либо общепризнано, либо лежит под рукой. . Особенно важно, чтобы критики^ не упу­ стили ничего в нынешней сибирской поэзии, чтобы каждый своеобразный поэт был уз­ нан и понят при жизни. Ведь — как можно понять и из прочитанных нами сборников — чувствуется, что поэзия наша ¿тоит н а к а ­ нун е , что все в ней напряжено. Эту атмо­ сферу хорошо передает стихотворение Б. Климычева «Год активного солнца», строками из которого хочется окончить эту статью: Это очень опасно и очень тревожно... В год активного солнца родится, возможно. Где-то возле Иркутска великий поэт. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2