Сибирские огни, № 3 - 1983

'ро обличительная: «Не сгруби. Не сруби. Не сгуби». Над поэзией нашей витает дух «Записок натуралиста» Вернадского. , И звучит эхо войны. «Так нежно тоскую стихами, так грубо с тобой говорю» (Вл. Иванов) Хотела я закончить на этом обзор основ­ ных моментов поэзии, особо характерных для наших четырнадцати авторов, когда на глаза мне попалась «Литературная газета» со статьей Аристарха Андрианова «Любовь к прекрасной даме или... к стереосистеме?» («Литературная газета», 11 ноября, 1981), а в . ней тревожные подзаголовки: «Диаг­ ноз: атрофия души», «Сигнал тревоги или проблеск надежды?» Еще одна статья о те­ ме любви в нашей литературе. Тема веч­ ная — но ведь вечны и читательские письма — мол, куда и почему ушла из поэ­ зии любовь, да и верно ли, что ушла... Вот и А. Андрианов беседует сам с со­ бой: «А не уходит ли из нашей литературы лю­ бовь?.. Где они — современные Ромео и Джульетта, «я помню чудное мгновенье» в поэзии, где романтика возвышенных чувств, верность и самоотверженность в любви;— скажите, куда все это подевалось? — Позвольте, позвольте, уж что-что, а любовь... .Вот и там, и тут... Сегодня столь­ ко пишут о личном! Уже стали общим мес­ том семейные неурядицы, супружеские из­ мены, любовные треугольники. Разве не так? — Ну, знаете, в наш век1 эмоциональных стрессов, информационного взрыва, эколо­ гического кризиса и прочих перегрузок не хватало еще всепоглощающих любовных страстей! Увы, порох чувств небесконечен, и на все его хватать не может! — Не может, верно. А все же грустно... Задумаемся, какому же именно мнению от­ дать предпочтение в этом воображаемом диалоге». В самом деле — какому? Ну как тут снова не перечесть наши сборники — уже и под этим углом зрения? Уточним только, что ждем мы от поэзии вовсе не пропаганды «всепоглощающих страстей», не анализа любовных треуголь­ ников, не толкования «о личном» — мы ждем опять-таки, как и в других темах, внимания к подробностям душевного мира, искренности и человечности, притом чело­ вечности все возрастающей. Ведь любовь, первым признаком которой является (по Гёте) «избирательное сродство» — это част­ ный, но и самый яркий случай возможности человеческого общения, состоявшегося кон­ такта. Конечно, очень хотелось бы видеть наших авторов сборников в первых рядах, хоте­ лось бы у них прочесть стихи о любви, рав­ ные хотя бы стихам В. Соколова или.А. Ко­ четкова (помните — «С любимыми не рас­ ставайтесь!»). Но, к сожалению, приходится сказать, хотя, как и следовало ожидать, стихов о любви очень много, они более чем традиционны. Постараемся добросовестно рассмотреть все имеющиеся повороты темы. Воспоминания о чувственных наслажде­ ниях: «И с соседскою врачихой Во лесочек ухожу», «Возьму тебя, как бабочку в ще­ поть»... Это, конечно, не лФбовь. Эпичёски изложенная история первого поцелуя: ...девчонку в темном зале паренек поцеловал, она «впервые сорвала Багряный плод и губы обагрила», «сгорела рыжая морошка, Сожгла наш первый поцелуй», «И вон при­ пухло под губой — Ах, мама, это от моро­ за». История эта сложена из стихотворений четырех(!) поэтов. Но это также не лю­ бовь — так, жанровая картинка в стиле «ретро», песенный набор 50-х годов. Поворот третий —; продолжение того же ретро, попытки написать портрет любимой, которую зовут Валентина, Любка, Светла­ на и пр. (не без влияния Ярослава Смеля- кова, Павла Васильева, Бориса Корнилова). Результат несколько пугает. У любимой зубоньки, локотки, сердечко, собольи брови, «газовый шарфик, русая-* прядь, вздернутый носик, голос грудной»... И это пишут те же поэты, которым так хорошо удаются портреты друзей-односельчан... Они уже нашли время вглядеться в деревню, в ее людей, в, природу, но еще не сумели увидеть лица близкого человека! Может быть, счи­ тая это менее важным? Может быть, ду­ мая — уж это-то всегда успеется? А ведь раньше (см. предыдущий раздел) так думали и о природе... Или слишком всерьез приня­ ли утверждение, что «лицом к лицу лица не увидать»? Но продолжаем. Поворот четвертый — разговор о любви в связи с бытом и семьей: «А в доме каж ­ дый стать хотел Невиноватым...», «Не хо­ дим в гости И гостей не ждем... как-то мы не так живем». Это семьи несчастные, а вот и счастливые: «Хороша молодая жена, Та, что пышки печет в воскресенье», «Снимали тогда мы времянку... И две наши комнаты полнил Божественный запах борща»... Сно­ ва не любовь: в лучшем случае — социоло­ гия, а чаще опять-таки — жанровые кар­ тинки. Если во всех, перечисленных случаях про­ сто не принимается в расчет личность люби­ мого (любимой), то на следующем повороте мы сталкиваемся с анализом характера, личности — со. знаком минус — бывших любимых. Например, у Л. Мерзликина. Д е­ вушка с таким восторгом смотрит на арену цирка, так делается при этом хороша, что ее спутник уже думает признаться ей в любви, но происходит следующее: Цирк трудился в сиянии света. Ты шепнула в восторге, как все: — Интересно, а сколько за это Получает вон тот, в колесе? Это хорошее юмористическое стихотворе­ ние, конечно, опять не о любви — о мещан­ стве. А вот еще: I Ты играла мне Шопена, Украшала им себя. Лирический герой умен и наблюдателен, н0 он _ за сто верст от любви... Он хочет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2