Сибирские огни, № 3 - 1983
Отсюда и радость, когда удается что-то в природе сберечь: Он заповеден, этот лес, Он — мой... (Ж. З ы р я н о в а ) И если когда-то А. К. Толстой мог писать эпически: «Благославляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды», то И. Киселев не бла- гославляет землю, а благодарит ее. За то, Что повидать живых твоих зверей Успели мы не только в зоопарке.« М — просит у нее прощения: Прости, земля! Пьянея от побед. Мы мало ценим твой высокий свет. Без нас жила ты миллионы лет. Мы без тебя не проживем и года. Так изменились времена. Тут надо сказать еще несколько слов о том, как же следует расценить все возра стающее обилие подробностей в стихах о природе. Не заметить этого возрастания нельзя, оно свойственно всей нашей поэзии, по этому вопросу существует уже целая критическая литература. Сошлемся, напри мер, на статьи Виктора Кочеткова «Меж звездной и земною бездной. Размышления по поводу альманаха «Поэзия» («Литера турное обозрение», № 12, 1981) и Ларисы Васильевой «Угадывать... и ошибаться» («Литературная газета», 23 октября, 1981). Лариса Васильева объясняет стремление к дробности, дискретности — как и тяготе ние к «астральным» и «апокалиптическим» мотивам — следующим образом: «поэзия... проходя вместе с людьми все фазы их раз вития, неизменно приобретает черты того или ийого времени, его окраску, его звуча ние... Этот окрашенный воздух искусства, имеющий не "только свой цвет времени, но и вкус, и запах, и форму, есть, по-моему, не что иное, как веяние ее Величества моды, великой временщицы, безраздельяо царя щей, но безропотно сдающей позиции перед веянием новых времен». Впрочем, из статьи Л. Васильевой понят но, что «моду» она рассматривает широко, как «дух времени», .а не прихоть сегодняш него дня и даже часа. Но тут ,ведь досадуй не досадуй, а еще в «Фаусте» герой сето вал, что «Дух времени — увы — не что иное, Как отраженье века временное В ли це писателя: его лишь дух и склад!» (пер. Холодковского). Назовем ли мы это «мо дой» или «духом времени» — ответа на свой вопрос не полечим. Ведь ни у кого из наших* поэтов нет элементарного стремле ния «влиться в хор» или «выделиться из хора». Поэтому важно не то, чтобы ^как-то н а з в а т ь это необычное для старой поэ зии сочетание обостренного внимания к каждой «мелочи» со стремлением в космос, к звездам. Важно, в е р н о л и отражают поэты свое время и откуда именно взялось у них такое сочетание стремлений. Ко четков объясняет это тем, что устав от бы товой подробности, от мира «привычных об разов и фраз», поэты ищут выхода, прибе гая к «допингу устрашающих метафор». В качестве примера он приводит близкое к мироощущению и наших поэтов четверости шие Л. Смирнова: Ласточки летают вечерами. Над притихшим мечутся бугром. Может, чья-то смерть не за горами, Может, просто молния и гром. Комментируется это так: поэт «словно отпугивает от стиха убаюкивающую тиши ну». Мне кажется, что этот факт нельзя объ яснить ни литературными приемами, ни Ли тературной модой -ь- а только жизнью. Не такая она у нас тихая, чтобы кому-либо, тем более поэту, довелось устать от этой тишины, приправить ее остреньким. Если так вообще когда-нибудь было, то разве в начале прошлого века, у романтиков, когда жизнь действительно шла медленнее, и ’ смотреть, как «ласточки летают вечерами» и «тихо стелется у ног дымом голубица», можно было не спеша — никуда это не де нется и завтра, и послезавтра. Тогда и правда хотелось людям, как нынче только детишкам в лагере, послушать вечерами страшненькое — про Светлану, Ленору... А нынче нам больше приходится смотреть в газеты, чем под ноги, чаще видеть (слава богу, пока на экранах) полет баллистиче ских ракет, чем ласточек. Нам-то зачем от пугивать тишину? Фразы наподобие треть его стиха в цитированном четверостишии вырываются из нас, увы, сами. И «мода» эта длится с самой войны. И нам хотелось бы переменить ее — да нет, произвольно — не можем. Именно перед лицом апокалипсиса под робности жизни бесценны. Все наши поэты т= юлько в лесу, но и в городе замечают все, что в нем составляет приметы живой природы, а не «сумму тех нологии», воспринимают, как близкое су щество, каждое в отдельности городское дерево: И я, устав ходить по кругу В холодной сырости ночной. К большому дереву, как к другу. Прижался мокрою спиной. И в начинавшейся простуде , Все явственней казалось мне: Шептало дерево, что люди Не одиноки на земле... (И. К и с е л е в ) Они обязательно замечают и городскую, пробившуюся сквозь асфальт траву, и дух леса в, казалось бы, мертвых предметах. Так, у В. Поташова есть стихотворение с вполне прозаическим названием «Метла»: Поистерлась метла, гляжу. Вид не тот, что имела когда-то. Дай-ка, думаю, пересажу. Поистерлась метла-то.. Забыл про нее, и вдруг В цеху, средь железного храпа. У сердца моего участился стук — До чего знакомый запах! Едва уловимый, иной, Не из тех-, которые по соседству. Далекий такой, родной. Напоминающий деревню и детство. ,.И вдруг ахнул: это ж ладони мои * Запах метлы березовой сохранили! Смерть дерева, зверя, прицы издавна была темой рассказов, поэм и стихов. Немало на эту тему и в наших сборниках. Измени лась интонация: она не элегическая, а ост-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2