Сибирские огни, № 3 - 1983
п подобных случаях авторов я называть не буду): «Хорошо, когда на свете Есть места, в которых ты, Не жалея, на рассвете Мял красивые цветы». Веселым это хореем пи сано,— да только как тогда быть тем, кто, как, например, Владимир Поташов, не по собственной воле родился далеко от родины отцов, который на ■рассвете жизни не видел родины да и не представляет ее местом, где можно «мять красивые цветы»? Разве он меньше связан с родной землей, с народом, с природой родной Сибири? Взятая в чи стом виде гордость своим происхождением имеет морально сомнительный оттенок — еще В. Г. Короленко, замечая подобную тенденцию у некоторых своих современни ков, считал это явление подобным тому, как если бы некто хвастал своими родителями перед сиротой. И думается, не только осо бенности биографии, но и эта, выставляемая некоторыми поэтами напоказ, похвальба вызвала у В. Поташова такие горькие, та кие отчаянно русские строки: Никому не знакомый, Никому не родной От отцовского дома Щебень только сырой. Пальцы стиснув до хруста, У могил постоять - Это смертное чувство У меня не отнять. Следующий по глубине слой — элегиче ские стихи о невозвратности прошлого — также не является открытием наших поэтов, он есть почти в любой поэтической книжке последних лет. Явление настолько очевид ное, что многие такие стихи становятся объ ектами пародий, которые, как правило, строятся на одном и том же: мол, если те бе так жаль покинутых деревень — поез жай и поселись там) если жаль вырубленных лесов — поезжай и насади их снова... Это часто бывает хлестко — н никогда справед ливо. Поэты видят то, что они видят, чувст вуют «не пытаясь угодить». Если бы вместо элегий они все до одного отправились назад в покинутые села, работников в сельском хозяйстве прибавилось бы ненамного, но кто бы взывал к душе народной, кто бы помнил? Нет, не пустые это вздохи, это вы страдано. И несмотря ни на что, поэты про должают писать: Будьте вечны: белый сад. Вешний Сберег, воды... Возвращаются назад Гуси, а не годы... (В. П е т р о в ) Но путь забыт, Но кров покинут, И вздох растаял в пустоте... (В л. И в а н о в ) А иногда, как Л. Мерзликин, не без невесе лой иронии: Говорил, вспоминал, то. что мило. То. что дымкой закрыли года. Нам дороже всегда то. что было И чего не вернуть никогда. Следующий, еще более глубокий слой это восстановленные памятью картины^жнз- ни села и портреты его людей. Особенно полно представлен он в сборнике Н. Пи- скаева. Он, как бы предчувствуя свой ско рый уход, спешил воссоздать в стихах свою родную деревню, с ее трудом, с ее улицами, домами, огородами, с ее днями и ночами, с ее песнями, полями гречихи, коростелями. И с этими людьми: вот председатель, вот «мой сверстник Дмитрий Павлович' пасет в логу коров», а вот и водовоз — «он так сво ей должностью старой гордился, как будто министром каким-нибудь был»; вот мужики на конном дворе, прозванные «колхозной академией наук», обсуждают проблемы войны и мира. Вот, конечно, мама. А вот бедняга-гармонист, единственный на всю деревню «деятель искусства», который ...так из дома в дом ходил. Пока совсем не спился. Когда другой его сменил. Никто не спохватился. Эти портреты передают авторскую лю бовь, нежность, грусть, возмущение, со ставляют часть его собственной души. Ведь каждый портрет, как известно, всегда в ка кой-то степени и автопортрет. Александр Казанцев портреты своих ге роев пишет густо, детально и объемно. Так написан его лесник, бобыль Осип, деревен ские старухи (цикл из пяти стихотворений; пожалуй, лучшее его достижение в этом жанре). Не карикатурно, а с тем же зор ким реализмом написаны и портреты чело века, которого мучит совесть оттого, что он заработал себе пенсию вредным для на рода делом — вырубая леса («Газопровод чик») и ветерана войны, превратившегося в собственника, отгородившегося от людей забором («Окруженец)». Ни Пискаев, ни Казанцев не идеализируют прошлого, не скрывают недостатков родной деревни и ее людей — они пытаются разобраться во всем с полной искренностью, взять лучшее, оста вить позади ненужное. Удаются психологические портреты и Б. Климычеву, и Л. Мерзликину, но у них портрет менее связан с темой истоков, вы полняет другие художественные задачи. Но самое глубокое осмысление темы ис токов мы находим также у Климычева: и гражданское (в стихотворении про опу стевшие оела), и философское — .в стихот ворении «Точка»: Черемуха от инея бела, Перед крыльцом метелка вмерзла в бочку. Я глобус взял, на нем поставил точку И написал название села. Пускай меня географы простят, Мы здесь живем, и мы других не хуже... И описав в своей внимательно-подробной манере жизнь этой точки на глобусе, ми молетную и будничную — но одновременно вечную и праздничную, поэт заключает: И чей-то хохот около реки, И кто-то в свой дневник заносит строчку. Село печет блины и пирожки. Сжимает, негодуя, кулаки, Ликует, умирает от тоски, И это всё в мою вместилось точку. Такое осознание «самоценности» жизни села, провинции, ее полнейшего равенства с жизнью столиц, стран, материков и кон тинентов — вовсе не частное чувство влюб ленного в свое село частного человека. По ворот к «сельской теме» — такая же вели кая примета XX века, как и интерес к Ре бенку; это опять-таки расширение круга равных, доказательство прогресса. Ведь не секрет, что понимание прогресса в духе XIX
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2