Сибирские огни, № 3 - 1983

Н. Бейлина ГОД АКТИВНОГО СОЛНЦА, ИЛИ Моментальная фотография четырнадцати сибирских поэтов '* Дискуссия, затеянная Р. Виноненом !, бе­ зусловно, заслуживает того, чтобы быть подхваченной , и продолженной. И, конечно же, здесь нужны не абстрактные, безадрес­ ные рассуждения «по поводу». Здесь прежде всего требуется деловой, заинтересованный разговор с привлечением новых поэтических имен и произведений. И коль скоро Р. Винонен упрекает (и спра­ ведливо!) критиков в недостаточном вни­ мании к поэтам, живущим в провинции, по­ пытаюсь в меру своих сил этот пробел вос­ полнить. Эти четырнадцать сборников стихов выш­ ли в Москве, Новосибирске, Барнауле, Ом­ ске, Кемерове в 1980—1981 гг. Четырнадцать поэтов... Среди них те, кого я знаю и читаю давно, и те, с кем встреча­ юсь впервые; авторы многих книг и авторы первой книги; профессионалы и совмещаю­ щие поэзию с основной специальностью; двенадцать мужчин и две женщины. Воз­ раст? Некоторые в аннотациях названы «мо­ лодыми», но это — не о возрасте. Никто, увы, не может сказать о себе: «Иду кра­ сивый, двадцатидвухлетний»... Можно ли определить по этим сборникам состояние поэзии именно начала 80-х годов? К сожалению, нет. Как и по всем другим сборникам, изданным в те же годы. А дело вот в чем... Нет, лучше «спрячусь за цита­ ту». Вот что- сказано в одном из новых фрагментов солоухинских «Камешков на ладони» («Лит. Россия», № 21, 1981): «Ког­ да Блок заканчивал новый цикл стихов, че­ рез три недели он держал уже в руках1 1 См. «Сибирские огни». 1982, №№ 9, 11, 1983, Мв 1. книжку с этим циклом... Во всем этом есть большой смысл. Важно оставить позади на­ писанное, освободиться от него (издать), чтобы идти далыйе. Профессионалы знают, как легко и жадно пишется после выхода книги, на пустом, так сказать, месте и как, напротив, написанное, но еще не изданное, тянет назад, задерживает, словно путы, от которых,необходимо освободиться»... Словом, сборники, даже первые, вовсе не содержат в себе стихов, написанных только в 80-е'годы, а являются своего рода итого­ выми. От этого создается впечатление некой одышки, точно каждый автор только что поднялся в гору с большим грузом. Два сборника — Николая Пискаева и Владимира Поташова — опубликованы по­ смертно... у Несмотря на такую — прямо скажем — нелегкую издательскую ситуацию, можно порадоваться тому, что голоса поэтов не слились в хор, где ...как его ни слушай, Едва ли различишь на вид. Кто в песню вкладывает душу, А кто губами шевелит. * (И. К и с е л е в ) И если «поневоле итоговый» характер сборников не дает полной возможности оце­ нить в движении творчество каждого от­ дельного поэта, он зато позволяет разгля­ деть некотбрые общие тенденции поэзии, темы и мотивы, в . ней преобладающие, сильные и слабые ее стороны, направление общего пути. Попытаемся сделать хотя бы это. Во всех сборниках можно выделить около десятка тем, волнующих всех, поэтов без

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2