Сибирские огни, № 3 - 1983
По коль скоро это так, не здесь ли особен но остро ошушается нужда в трудосбере гающей технологии? ,Не селу ли прежде все го нужны машины, которые умеют делать многое? И делать это хорошо — непремен ное уточнение! Признаем: сегодня наша промышленность этого архиважного соци ального заказа еще не выполняет. Цена такой нерасторопности техническо го прогресса непомерно высока. Скажем, только по «северному шелку» — очень трудо емкому льну-долгунцу,— по данным Всесо юзного научно-исследовательского института льна, эффективная механизация технологи ческих' процессов, в пересчете даже на по ловину посевных площадей, позволила бы сэкономить в льноводстве за один год более 7 миллионов человеко-дней. При этом в наи более напряженный период полевых работ (август — сентябрь) можно высвободить не менее 150 тысяч человек! '. Не случайно уже упоминавшийся предсе датель колхоза «Молдино» Е. А. Петров, теперь уже на страницах очерка Леонида Иванова (Слово о русском , льне.— «Ок тябрь», 1982, № 4 ), проблемой номер один определяет создание надежной конструкции льнокомбайна, машины по вязке снопов и др. Ведь то, что сегодня поставляет промышлен ность, существенной помощи льноводам не оказывает. Очеркист приводит газетное сви детельство: директор завода - «Бежецксель- маш», выпускающего льнокомбайны, сетует печатно на то, что потребители отказывают ся от его продукции. И теперь на террито рии завода стоят сотни нереализованных ком байнов. Читатель п-шимает: льнокомбайн — это не копеечная поделка. И такое затоварива ние, кроме всего прочего, слишком уж нак ладно для национальной экономики. На непростительно медленную . поступь технического прогресса сетует и Николай Николаевич Смеляков в уже упоминавшейся «Розе ветров». Оценки одного из руководи телей внешнеторгового ведомства страны как нельзя более доверительны — экспорт очень точно определяет здесь «момент истины»: «Промышленность нашей страны произво дит огромное количество тракторов, многие из которых пользуются спросом за грани цей... Но, как это ни досадно, кабины к на шим тракторам, поставляемым на экспорт, мы покупаем у других стран. При этом свою родную кабину срезаем и выбрасываем, а новую, иноземную, устанавливаем. Тратим валюту, материалы и труд. Даем зарабаты вать капиталистам, вместо того, чтобы де лать современные кабины на наших заво дах... • Уже ясно слышу вопрос: почему же так получается?.. Ведь сотни тысяч и даже мил лионов тракторов работают в сельском хо зяйстве страны и никто не просит менять ка бины... Объяснение простое. Нашим механи заторам не из чего выбирать». (Выделено мной.— И. Д.). Ладно бы еше отставание шло только, скажем, по эстетическим параметрам. Так ведь зарубежные фирмы, специализирующи еся на выпуске кабин, начиняют сНою про дукцию той новейшей техникой, что гаранти рует интерьеру звуко- и пыленепровицае-1 1См. газету «Известия» от 27 августа 1982.г., Г? 239 мость. Здесь обеспечивается наиболее бла гоприятный температурный режим. Сидения и рычаги управления в таких «кэбах» про ектируются с учетом требований дизайна и эргономики. Такой шик, естественно, стоит больших денег. Но можно ли считать это расточительностью, коль скоро затраты воз даются высоким комфортом работающего и, следовательно; высокой производитель ностью? Обстоятельство, скажем прямо, не из последних по важности. Если в страдную пору тракторист проводит в кабине весь световой день, если работать ему приходит ся не под сенью деревьев, а в условиях па лящего зноя, если в кабине и очень пыльно, и высокий уровень шума, тут уж экономия себе дороже. Тема очерка Н. Смелякова — Франция семидесятых. Рассказ о внешнеполитических и торгово-экономических связях ведется на фоне широкой панорамы жизни этой стра ны — одной из ведущих цитаделей запад ного мира. Разговору о сельском хозяйстве в очерке отводится всего одна глава — «Французский фермер выбивает машину». Но даже столь небольшого пространства автору вполне до статочно, чтобы представить богатый кон центрат интересных наблюдений. Отдельные из них, кстати, серьезно «подрывают» усто явшиеся представления о,том, «что такое хорошо и что такое плохо» в нашей агри культуре. Оговорюсь: главка об этой высокоэффек тивной и развитой отрасли национальной экономики Франции не составляет исключе ния в контексте всего очерка. О чем бы ни рассказывал публицист — об особенностях ли современного градостроительства или о металлургических минизаводах, об органи зации фирменного обслуживания оборудо вания или о' постановке проектного дела,— он никогда не забывает сверхзадачи очер ка: возможности использовать полезный опыт. У автора «Деловой Америки» и вы шедшей позже книги публицистики «С чего начинается Родина» — очень зоркий глаз. И честное перо. И когда он говорит, к при меру, что строителям у нас прощается мно гое из того, что в других странах карается законом, то это диктуется не только желани ем ужесточить наши правовые нормы... Но вернусь к тому месту очерка Смеляко ва, который согласуется с темой нашего раз говора. Публицист сетует на несовершенство нашей сельскохозяйственной техники, на значительные потери зерна из-за отсутствия нужных складов, из-за того, что инфра структура р своем комплексе не отвечает потребностям сельскохозяйственного произ водства. На то, что фундаментальная наша наука пока, к сожалению, сделала для этой базовой отрасли слишком мало. В условиях, когда необходимо срочное ре шение коренных проблем села, Смеляков не видит прока от эпически -спокойных речей, не подпираемых конкретными делами. «О каких электронных ускорителях для сте рилизации зерна с целью уменьшения его потери при хранении можно говорить, если нет в достаточном количестве складов, даже простых...». Хотите лучше ощутить социальную «тем пературу» вопроса? Прочтите в параллель Черниченко. Хотя бы вот это:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2