Сибирские огни, № 3 - 1983
цистика. главным образом, хорошо ошущал литературную погоду своего времени. При всей ненадежности меры и числа в таком деликатном деле, как литература, вовсе не бесполезно спроецировать подобный подход и в наши дни, когда численность творче ского союза чуть ли не утроилась. Да и за боты аграрного сектора нашей экономики приросли несоизмеримо. Мы часто говорим о базовых отраслях экономики. О важности топливно-энергети ческого комплекса, приводящего в движение все наше хозяйство. Расхожими стали у нас клише типа «уголь — хлеб промышлен ности», «бумага — хлеб культуры» и др. Между тем сельское хозяйство как раз и обеспечивает производство того самого хле ба в его исходном, неметафорическом эна чении, без которого не может быть ни «хле ба промышленности», ни «хлеба культуры». Ориентированность публицистики на об суждаемый предмет обусловлена еще и тем, что в наши дни в подходе к проблеме села возобладало новое качество. Продовольст венная программа решается сегодня в ши роком экономическом контексте: интегра цией сельского хозяйства и обслуживаю щей его промышленности, отраслей загото вок и хранения, транспортирования и пере работки продуктов. Речь идет о принципи ально новом системном образовании. «Ныне у обширного дома три хозяина: Кузнец, Пахарь и Мельник. Их союз за ключен ради достатка на. столе у каждого, и называется он аграрно-промышленным комплексом, АПК. Кузнец сковал и отладил, Пахарь вырастил и убрал, Мельник довел до ума й до стола. Новая рожь возникла только у Пахаря, но они поделились, между собой, сочтя труды так, что никто не остал ся в накладе» '. ■ В таком подходе'к проблемам села есть еше одно новое качество, которое, впрочем, переосмысливает и отношения в «городской» нашей экономике. Все звенья народнохозяйственного ком плекса завязываются во взаимообусловлен ное целое. «...Стержнем Экономической политики ста новится дело, казалось бы, простое и очень будничное — хозяйское отношение к обще ственному добру, умение полностью целесо образно использовать все, что нас есть»* 2. Умение вести наш общий дом (этимологи чески греческое «экономика» как раз и во сходит к этому) и становится сегодня тем главным, определяющим, что наполняет смыслом и содержанием всю нашу хозяй ственную работу. Этими обстоятельствами, в основном, и объясняется необычное оживление деревен ского очерка. В таком объяснении, впрочем, лишь часть ответа. Остальное объясняется устоявшимся отрядом «деревенщиков», ус пешно работающих в нашей литературе уже много лет. Не берусь комментировать исто ки такой благодати, да в этом, вероятно, и нет необходимости. Важно другое — так или иначе сложившаяся ситуация оберну лась хорошими последствиями в текущем литературном процессе. 'Ю . Ч е р н и ч е н к о . Умение вести дом. Из записок тележурналиста. «Октябрь». 1981, № 8, с. 160. 2 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 42. Что же представляет собой аграрная пуб лицистика наших дней? Какова ее жанро вая и стилевая реализация? Насколько ус пешно решает она свою главную задачу — писать историю современности? Оперативно ли ее вмешательство в процессы, протекаю щие на селе? В конечном Очете, все это многообразие вопросов сводится к простой тираде: кто, что и как в публицистике. Повторюсь; при нятое в литературно-критическом обиходе членение на «деревенскую» и какую-то иную (городскую?) публицистику в какой-то мере условно, чтобы не сказать ущербно. В этом, кстати, убеждают и те предметные сдвиги, которые характерны для публицистики, тра диционно относимой к аграрной. Но не в , этом, видимо, суть. В конечном счете, если, скажем, Николай Смеляков в своем блиста тельном очерке «Роза ветров» («Дружба народов», 1980, № 10), получившем большой общественный резонанс, так много места уделяет разговору о положении дел в сель ском хозяйстве Франции или о качестве на ших сельхозмашин, поставляемых на экс порт,— не числить ведь одну часть этого ма териала по ведомству аграрному, а другую по международному... Если говорить о жанровом богатстве этого раздела нашей литературы, то сегодня пуб лицистика представлена практически всем: и статьей, и очерком, и обзором, и исследо ванием. А, скажем, в рамках очерка, в свою оче редь, наметился вполне закономерный «пе рекос» в сторону проблемного (тогда как еще недавно преобладали очерки-портреты). Впрочем, во многих материалах, у лучших мастеров жанра, эти типологические грани цы чаще всего бывают размыты. Сегодня, пожалуй, можно говорить об от четливо наметившемся тематическом обога щении жанра. Публицисты-аграрники отка зались, наконец, от набившего оскомину «джентльменского набора» тем и средств, чаще всего сводившегося к нерадивому пред седателю и порочной системе севооборота при жесткой регламентации каждого хо зяйственного решения настырными «район- щиками». Похоже, что Георгий Радов здесь почти закрыл тему, поставил все точки над «i» своей «Одой районщиКу», опубликованной eine в 1969 г. Хотя реликты проблемы, как увидит читатель несколько ниже, еще, увы, не списаны в литературный архив. Для лучших публикаций последних лет характерен довольно широкий взгляд на ос вещаемый предмет. Выражаясь современным языком, очеркисты реализуют системный подход к анализируемым явлениям. Не мо жет не порадовать серьезное обогащение исследовательского инструментария. В рам ках деревенской тематики обстоятельно об суждаются социально-экономические, куль турные, морально-этические проблемы. Пред метом забот жанра становятся вопросы ор ганизации и управления, расселения и по иска оптимального типа сельскЪго дома, миграции и кооперирования. Практически все «толстые» журналы зани маются сейчас проблемами села. Как прави ло, высоким профессионализмом отмечены публикации в «Новом мире», «Дружбе наро дов», «Октябре», «Знамени» (хотя последний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2