Сибирские огни, № 3 - 1983

лей не удручали его. Он всегда умел найти для рабочих Интересное дело, увлечь их и жизненной необходимостью возводимого объек+а, и новизной, оригинальностью за­ дачи. Многое роднило Кондратюка с Никити­ ным: оба они с детства Загорелись идеями, порожденными научной фантастикой, и по­ рознь определили себе одинаковую цель — лишить фантастику сказочности, Кумиром Кондратюка долгое время был герой роман Бернгарда Келлермана «Тон­ нель» инженер Мак-Аллан. Под его влияни­ ем Юрий Кондратюк еще в гимназические годы ' задумал вывести на поверхность земли тепловую энергию ядра планеты и начал работать над проектом сверхглубоко­ го тоннеля. Он определил параметры оптимального створа тоннеля-шахты, решил проблему извлечения грунта на поверхность с по­ мощью «самотасок», которые впоследствии приспособил для транспортировки зерна. Ему потребовалось изучить маркшейдер­ ское дело, и он изучил его, чтобы опреде­ лять плотность залегания различных пород в мантии Земли. Ему пришлось оставить свой вожделенный труд, когда он убедил­ ся, что современные- механизмы не в со­ стоянии обеспечить проходку скважины на большие глубины. Эти юношеские поиски не прошли для не­ го бесследно. Много лёт спустя Кондратюк вместе с Никитиным взяли подряд на раз­ работку конструкции шахтного копра в скользящей опалубке. Тогда Юрий Василье­ вич открыл своему другу такое многообра­ зие знаний о глубинных слоях недр, что их оказалось более чем достаточно,; чтобы они во весь период работы рад шахтным копром не отвлекались ни на какие побочные проб­ лемы, кроме конструкторских. Казалось, Кондратюк знал все: на каких глубинах ка­ кая температура, какое давление, какая влажность. В какую бы область знаний ни вникал он, как бы глубоко ни зарывалась его мысль, его память намертво закрепля­ ла весь объем собранной однажды инфор­ мации. Прошла юность, а всесильная тяга к изоб­ ретательству стала еще сильнее и толкала его на новые подвиги. Не сумев пробиться к ядру Земли современными ему средства­ ми, он решил сам создать их и начал изоб­ ретать сверхмощные электродвигатели. Но, исчерпав все, что можно было выжать из тогдашней электромеханики, он отбросил ее и, чтобы обеспечить нужную ему энерго­ вооруженность скоростной глубинной про­ ходки, начинает конструировать, ракетный двигатель. В 1919 .году, он был в двух ша­ гах от того открытия,-которое сделал Ди­ зель, но в это время мысль его из глубин Земли перенеслась в открытый космос. С 1919 года Юрий Кондратюк не расста­ вался с коленкоровой тетрадью, в которой сформулировал свои отправные принципы полетов на Луну. Строго вертикальная глубинная шахта превратилась, благодаря его инженерной фантазии, в жерло — ствол космической пушки. Он начинает разрабатывать артил­ лерийский метод запуска космического ко­ рабля-снаряда. И снова неудача: такой корабль не может быть пилотируемым. Кондратюк искал свои космические прин­ ципы на стыке двух наук: с одной сторо­ ны — астрономии, которую нужно было еще приспособить для практических целей, с другой — космической механики, которую тоже предстояло вывести из сферы концеп­ туальных, чисто абстрактных понятий в сферу инженерных задач. Видимо, поэтому вслед за Кондратюком Никитин любил •повторять: «Многие счита­ ют, что самое трудное — решить задачу. Но они заблуждаются. Куда труднее задачу поставить». Это был еще один из уроков Кондратюка. Доморощенный умелец-конст­ руктор упрямо выращивал в себе теоретика и практика межпланетных сообщений. Мно­ го лет спустя после его смерти время пока­ зало, что ему это удалось. Но как? С ис­ ступленной жадностью вгрызался он в не­ доступные практическому опыту сферы, изу­ чая и проверяя инструментарием инженера космогонические теории Коперника, Лапла­ са, Ньютона, Кеплера, Кука, препарируя их догадки, подчиняя умозрительные сужде­ ния практической идее — создать надежный космический летательный аппарат. Ко времени знакомства с Никитиным Кондратюк уже определил наиболее выгод­ ные траектории межпланетных полетов. Ему первому открылась счастливая мысль — использовать силы притяжения небесных тел, включив в конструкторские разработки проекта космического корабля тяготение планет, заставить тяготение работать на че­ ловека, дерзнувшего построить такой ко­ рабль. Помимо правильной ориентации в космосе эта идея давала богатейшую воз­ можность уменьшить вес корабля за счет экономии ракетного топлива. Эта идея Кондратюка получила в мировой космиче­ ской механике название «межпланетный биллиард». Но более всего надежд возлагал Юрий Кондратюк на свой проект многоступенчато­ го космического' корабля, у которого ступени по мере сгорания топлива могли отпочковываться от корабля или сго­ рать в огненных струях плазменного потока. Время, до которого не дотянулась его жизнь, показало, что самым дорогим вкла­ дом конструктора в копилку космических идей стало инженерное доказательство те-, зиса: «...корабль, не сжигающий и не сбра­ сывающий своих баков, вырваться за пре­ делы земного тяготения не может!» Во втором предисловии к своей книге «Завоевание межпланетных пространств» Юрий Васильевич' Кондратюк писал: «Пере­ бирая в уме удивительные достижения нау­ ки и техники последних лет и невольно задаваясь вопросом, почему не решена на практике задача межпланетных сообще­ ний,— задача, по существу, по сравнению с другими достижениями не столь уж труд­ ная, если подходить к ней научно, а не с заранее выпученными от удивления и ужаса глазами... задавая себе этот вопрос, прихо­ дишь к выводу:— от недостатка зрелости и инициативы, с одной стороны, и непони­ мания практического ' значения этой зада­ чи — с другой». Так мыслил Кондратюк и так подходил он к окружающей его дей­ ствительности. В этих словах ясно видится свойственное всем одаренным людям заб­ луждение, что все, чего достигла их мысль, доступно всем другим людям. Эта удиви­ тельная в своей естественности скромность, с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2