Сибирские огни, № 3 - 1983
лей не удручали его. Он всегда умел найти для рабочих Интересное дело, увлечь их и жизненной необходимостью возводимого объек+а, и новизной, оригинальностью за дачи. Многое роднило Кондратюка с Никити ным: оба они с детства Загорелись идеями, порожденными научной фантастикой, и по рознь определили себе одинаковую цель — лишить фантастику сказочности, Кумиром Кондратюка долгое время был герой роман Бернгарда Келлермана «Тон нель» инженер Мак-Аллан. Под его влияни ем Юрий Кондратюк еще в гимназические годы ' задумал вывести на поверхность земли тепловую энергию ядра планеты и начал работать над проектом сверхглубоко го тоннеля. Он определил параметры оптимального створа тоннеля-шахты, решил проблему извлечения грунта на поверхность с по мощью «самотасок», которые впоследствии приспособил для транспортировки зерна. Ему потребовалось изучить маркшейдер ское дело, и он изучил его, чтобы опреде лять плотность залегания различных пород в мантии Земли. Ему пришлось оставить свой вожделенный труд, когда он убедил ся, что современные- механизмы не в со стоянии обеспечить проходку скважины на большие глубины. Эти юношеские поиски не прошли для не го бесследно. Много лёт спустя Кондратюк вместе с Никитиным взяли подряд на раз работку конструкции шахтного копра в скользящей опалубке. Тогда Юрий Василье вич открыл своему другу такое многообра зие знаний о глубинных слоях недр, что их оказалось более чем достаточно,; чтобы они во весь период работы рад шахтным копром не отвлекались ни на какие побочные проб лемы, кроме конструкторских. Казалось, Кондратюк знал все: на каких глубинах ка кая температура, какое давление, какая влажность. В какую бы область знаний ни вникал он, как бы глубоко ни зарывалась его мысль, его память намертво закрепля ла весь объем собранной однажды инфор мации. Прошла юность, а всесильная тяга к изоб ретательству стала еще сильнее и толкала его на новые подвиги. Не сумев пробиться к ядру Земли современными ему средства ми, он решил сам создать их и начал изоб ретать сверхмощные электродвигатели. Но, исчерпав все, что можно было выжать из тогдашней электромеханики, он отбросил ее и, чтобы обеспечить нужную ему энерго вооруженность скоростной глубинной про ходки, начинает конструировать, ракетный двигатель. В 1919 .году, он был в двух ша гах от того открытия,-которое сделал Ди зель, но в это время мысль его из глубин Земли перенеслась в открытый космос. С 1919 года Юрий Кондратюк не расста вался с коленкоровой тетрадью, в которой сформулировал свои отправные принципы полетов на Луну. Строго вертикальная глубинная шахта превратилась, благодаря его инженерной фантазии, в жерло — ствол космической пушки. Он начинает разрабатывать артил лерийский метод запуска космического ко рабля-снаряда. И снова неудача: такой корабль не может быть пилотируемым. Кондратюк искал свои космические прин ципы на стыке двух наук: с одной сторо ны — астрономии, которую нужно было еще приспособить для практических целей, с другой — космической механики, которую тоже предстояло вывести из сферы концеп туальных, чисто абстрактных понятий в сферу инженерных задач. Видимо, поэтому вслед за Кондратюком Никитин любил •повторять: «Многие счита ют, что самое трудное — решить задачу. Но они заблуждаются. Куда труднее задачу поставить». Это был еще один из уроков Кондратюка. Доморощенный умелец-конст руктор упрямо выращивал в себе теоретика и практика межпланетных сообщений. Мно го лет спустя после его смерти время пока зало, что ему это удалось. Но как? С ис ступленной жадностью вгрызался он в не доступные практическому опыту сферы, изу чая и проверяя инструментарием инженера космогонические теории Коперника, Лапла са, Ньютона, Кеплера, Кука, препарируя их догадки, подчиняя умозрительные сужде ния практической идее — создать надежный космический летательный аппарат. Ко времени знакомства с Никитиным Кондратюк уже определил наиболее выгод ные траектории межпланетных полетов. Ему первому открылась счастливая мысль — использовать силы притяжения небесных тел, включив в конструкторские разработки проекта космического корабля тяготение планет, заставить тяготение работать на че ловека, дерзнувшего построить такой ко рабль. Помимо правильной ориентации в космосе эта идея давала богатейшую воз можность уменьшить вес корабля за счет экономии ракетного топлива. Эта идея Кондратюка получила в мировой космиче ской механике название «межпланетный биллиард». Но более всего надежд возлагал Юрий Кондратюк на свой проект многоступенчато го космического' корабля, у которого ступени по мере сгорания топлива могли отпочковываться от корабля или сго рать в огненных струях плазменного потока. Время, до которого не дотянулась его жизнь, показало, что самым дорогим вкла дом конструктора в копилку космических идей стало инженерное доказательство те-, зиса: «...корабль, не сжигающий и не сбра сывающий своих баков, вырваться за пре делы земного тяготения не может!» Во втором предисловии к своей книге «Завоевание межпланетных пространств» Юрий Васильевич' Кондратюк писал: «Пере бирая в уме удивительные достижения нау ки и техники последних лет и невольно задаваясь вопросом, почему не решена на практике задача межпланетных сообще ний,— задача, по существу, по сравнению с другими достижениями не столь уж труд ная, если подходить к ней научно, а не с заранее выпученными от удивления и ужаса глазами... задавая себе этот вопрос, прихо дишь к выводу:— от недостатка зрелости и инициативы, с одной стороны, и непони мания практического ' значения этой зада чи — с другой». Так мыслил Кондратюк и так подходил он к окружающей его дей ствительности. В этих словах ясно видится свойственное всем одаренным людям заб луждение, что все, чего достигла их мысль, доступно всем другим людям. Эта удиви тельная в своей естественности скромность, с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2