Сибирские огни, № 3 - 1983

тилов предсказывал появление ячеистых бетонов, бетонов с легкими заполнителями, которые позволят возводить легкие и креп­ кие невиданные дотоле сооружения. . В двадцатые годы, когда учился Ники­ тин, Томский политехнический институт был единственным на всю Сибирь, техническим ВУЗом, который готовил инженеров широ­ кого профиля, способных без всяких подска­ зок решить любую инженерную проблему с минимальными подсобными средствами. Обучение инженерному искусству велось на редкость прагматично: курс лекций читали ■ специалисты, преподносившие студентам теорию, развитую на основе собственного инженерного опыта; именно поэтому все то, о чем рассказывали своим студентам про­ фессора, они сами либо уже реализовали в своей инженерной практике, либо готови­ ли теоретическую базу, развертывая на гла­ зах студентов технологию будущих практи­ ческих дел по инженерному освоению богатств Сибири. «Книжных» профессоров здесь не жало­ вали, да их почти и не было. Студенты по­ лучали от своих преподавателей вместе с инженерной грамотой инициативу и раско­ ванность, крепкую веру во всемогущество инженера. Методическая опора такого преподавания часто оставляла желать лучшего: практиче­ ские инженеры, инженеры-деятели не всегда были наделены педагогическим даром и не считали основной своей задачей развитие у себя педагогических навыков. У профес­ сора же Молотилова счастливо сочеталось предметное знание своей профессии и талант педагога. В довершение к этому в нем ки­ пела страсть к исследовательской работе, к научному разрешению самых больных и на­ сущных для стройки проблем. Была в двадцатые годы у преподавате­ лей Сибирского технологического института еще одна резко отличительная черта, кото­ рая особенно явно была выражена у про­ фессора Молотилова: наскоро изложив азы своего курса, профессор отсылал, студентов за пополнением ■ традиционных знаний к учебникам и технологическим инструкциям, а сам торопился перейти к раскрытию тех проблем, над которыми работал в то время сам. Николай Иванович МолотИлсв вольно или невольно приобщал своих студентов к поиску, воспитывал исследовательскую страсть. Его как будто бы вовсе не заботи­ ло, как будут студенты подниматься до уровня профессорского мышления. Ему ка­ залось заурядным все то, что успело войти в учебники. После нескольких вводных лекций своего курса профессор Молотилов перешел к раскрытию новых технологиче­ ских процессов производства железобетон­ ных конструкций, до которых не только стройка, но даже исследовательская лабора­ тория еще не дорЬсла. ( Начиная с третьего курса и вплоть - до диплома, Николай Никитин писал свои кур­ совые работы не по классической архитек­ туре, хотя и оставался на архитектурном отделении, а по новой даже для института теме «Раскрытие конструктивных возмож­ ностей железобетона». Никитин не знал, нашел ли он свое приз­ вание, но после встречи в лекционном зале с профессором Молотиловым он- на всю предстоящую жизнь остался увлеченным. Первая же: курсовая работа по теории строительного конструирования железобе­ тона несла в себе этот заряд увлеченности. В ней Никитин умело применил сложные формулы инженерных расчетов для опре­ деления деформации железобетонных конст­ рукций под действием собственного веса и под нагрузкой. Причем некоторые формулы ему удалось упростить. Видимо, эта курсо­ вая работа и решила его будущее. Николай Иванович похвалил студента за находчивость, за умелое использование справочника инженера-строителя и спросил: — Нет ли.у вас желания поработать? Никитин ответил, что свободного времени у него совсем нет, и так в ущерб учебе приходится работать на пристани. — Помилуйте, голубчик,. всякий труд должен оплачиваться. Вы слышали, напри­ мер, чтр я за бессмысленное сидение в пре­ зидиумах взимаю свою почасовую ставку? Никитин молчал. — Позвольте полюбопытствовать, сколь­ ко вам приходится в артели за час работы? Копеек по двадцати? — Тридцать, а то и больше. — Я плачу студентам по пятьдесят ко­ пеек в час, и работают они у меня вот этим местом,— он постучал пальцем по своему крепкому лбу,— а отнюдь не спиной. Ис­ пользовать инженера как физическую силу преступно. Будьте любезны, голубчик, бро­ сить этот труд. Никитин пожал пдеНами. — Мне работа на- пристани нравится,— сказал он.— От добра добра не ищут. — Ну что же, не смею настаивать,— про­ фессор- насмешливо взглянул на него.— Если все-таки надумаете,- приходите ко мне домой. Работают у меня в любое удобное для студ’ентОв время, начиная с полудня и до полуночи. После обеда Николай пришел на пристань прощаться с артелью, возле которой он кор­ мился целых два года, оплачивая свой кров и стол. Купил даже почти ненадеванную гимнастерку, ботинки й -часы луковкой, -ко­ торые носил в нагрудном кармане на ре­ мешке. Грузчики явно огорчились, что их сту­ дент, не какой-нибудь шалопай, изгнанный из высшей школы, а самый настоящий серь­ езный студент, которым они уже привыкли гордиться, покидает артель. «Что же здесь поделаешь, видно, пришла ему пора зани­ маться умственным делом». Профессор Молотилов встретил Никитина будто бы с удивлением и нечаянной ра­ достью, словно приход Николая был для него неожиданным сюрпризом, на который он не рассчитывал. На протяжении всего вечера профессор не отпускал Никитина от себя, без конца растолковывал ему суть будущей работы и нарисовал программу на много лет впе­ ред. Николай удивлялся, почему профессор из всего курса строительного факультета выбрал, именно его, студе'нта архитектурно­ го отделения, ведь ему должны быть ближе строители-технологи, а не архитекторы. И лишь проработав несколько лет в моло- тиловском доме, он сам нашел ответ на этот вопрос. Он убедился, что профессору нужен был увлеченный человек, который бы не бо­ ялся никакой работы, как бы она ни была нудна и скучна. Молотилов поручил студен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2