Сибирские огни, № 3 - 1983
тилов предсказывал появление ячеистых бетонов, бетонов с легкими заполнителями, которые позволят возводить легкие и креп кие невиданные дотоле сооружения. . В двадцатые годы, когда учился Ники тин, Томский политехнический институт был единственным на всю Сибирь, техническим ВУЗом, который готовил инженеров широ кого профиля, способных без всяких подска зок решить любую инженерную проблему с минимальными подсобными средствами. Обучение инженерному искусству велось на редкость прагматично: курс лекций читали ■ специалисты, преподносившие студентам теорию, развитую на основе собственного инженерного опыта; именно поэтому все то, о чем рассказывали своим студентам про фессора, они сами либо уже реализовали в своей инженерной практике, либо готови ли теоретическую базу, развертывая на гла зах студентов технологию будущих практи ческих дел по инженерному освоению богатств Сибири. «Книжных» профессоров здесь не жало вали, да их почти и не было. Студенты по лучали от своих преподавателей вместе с инженерной грамотой инициативу и раско ванность, крепкую веру во всемогущество инженера. Методическая опора такого преподавания часто оставляла желать лучшего: практиче ские инженеры, инженеры-деятели не всегда были наделены педагогическим даром и не считали основной своей задачей развитие у себя педагогических навыков. У профес сора же Молотилова счастливо сочеталось предметное знание своей профессии и талант педагога. В довершение к этому в нем ки пела страсть к исследовательской работе, к научному разрешению самых больных и на сущных для стройки проблем. Была в двадцатые годы у преподавате лей Сибирского технологического института еще одна резко отличительная черта, кото рая особенно явно была выражена у про фессора Молотилова: наскоро изложив азы своего курса, профессор отсылал, студентов за пополнением ■ традиционных знаний к учебникам и технологическим инструкциям, а сам торопился перейти к раскрытию тех проблем, над которыми работал в то время сам. Николай Иванович МолотИлсв вольно или невольно приобщал своих студентов к поиску, воспитывал исследовательскую страсть. Его как будто бы вовсе не заботи ло, как будут студенты подниматься до уровня профессорского мышления. Ему ка залось заурядным все то, что успело войти в учебники. После нескольких вводных лекций своего курса профессор Молотилов перешел к раскрытию новых технологиче ских процессов производства железобетон ных конструкций, до которых не только стройка, но даже исследовательская лабора тория еще не дорЬсла. ( Начиная с третьего курса и вплоть - до диплома, Николай Никитин писал свои кур совые работы не по классической архитек туре, хотя и оставался на архитектурном отделении, а по новой даже для института теме «Раскрытие конструктивных возмож ностей железобетона». Никитин не знал, нашел ли он свое приз вание, но после встречи в лекционном зале с профессором Молотиловым он- на всю предстоящую жизнь остался увлеченным. Первая же: курсовая работа по теории строительного конструирования железобе тона несла в себе этот заряд увлеченности. В ней Никитин умело применил сложные формулы инженерных расчетов для опре деления деформации железобетонных конст рукций под действием собственного веса и под нагрузкой. Причем некоторые формулы ему удалось упростить. Видимо, эта курсо вая работа и решила его будущее. Николай Иванович похвалил студента за находчивость, за умелое использование справочника инженера-строителя и спросил: — Нет ли.у вас желания поработать? Никитин ответил, что свободного времени у него совсем нет, и так в ущерб учебе приходится работать на пристани. — Помилуйте, голубчик,. всякий труд должен оплачиваться. Вы слышали, напри мер, чтр я за бессмысленное сидение в пре зидиумах взимаю свою почасовую ставку? Никитин молчал. — Позвольте полюбопытствовать, сколь ко вам приходится в артели за час работы? Копеек по двадцати? — Тридцать, а то и больше. — Я плачу студентам по пятьдесят ко пеек в час, и работают они у меня вот этим местом,— он постучал пальцем по своему крепкому лбу,— а отнюдь не спиной. Ис пользовать инженера как физическую силу преступно. Будьте любезны, голубчик, бро сить этот труд. Никитин пожал пдеНами. — Мне работа на- пристани нравится,— сказал он.— От добра добра не ищут. — Ну что же, не смею настаивать,— про фессор- насмешливо взглянул на него.— Если все-таки надумаете,- приходите ко мне домой. Работают у меня в любое удобное для студ’ентОв время, начиная с полудня и до полуночи. После обеда Николай пришел на пристань прощаться с артелью, возле которой он кор мился целых два года, оплачивая свой кров и стол. Купил даже почти ненадеванную гимнастерку, ботинки й -часы луковкой, -ко торые носил в нагрудном кармане на ре мешке. Грузчики явно огорчились, что их сту дент, не какой-нибудь шалопай, изгнанный из высшей школы, а самый настоящий серь езный студент, которым они уже привыкли гордиться, покидает артель. «Что же здесь поделаешь, видно, пришла ему пора зани маться умственным делом». Профессор Молотилов встретил Никитина будто бы с удивлением и нечаянной ра достью, словно приход Николая был для него неожиданным сюрпризом, на который он не рассчитывал. На протяжении всего вечера профессор не отпускал Никитина от себя, без конца растолковывал ему суть будущей работы и нарисовал программу на много лет впе ред. Николай удивлялся, почему профессор из всего курса строительного факультета выбрал, именно его, студе'нта архитектурно го отделения, ведь ему должны быть ближе строители-технологи, а не архитекторы. И лишь проработав несколько лет в моло- тиловском доме, он сам нашел ответ на этот вопрос. Он убедился, что профессору нужен был увлеченный человек, который бы не бо ялся никакой работы, как бы она ни была нудна и скучна. Молотилов поручил студен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2