Сибирские огни, № 3 - 1983
зодчим совсем не обязательно. Профессор Молотилов читал курс «Технология желе зобетона». Артистизм профессора, его могу чая стать, сильные волны его голоса окол довали Никитина. В том, что рассказывал профессор, чувствовалась раскованность мысли, вольный ум, склонность к парадок сам, которые будоражили фантазию. В пер вый раз за все время пребывания в инсти туте Николай был заворожен просторным течением творческой мысли. «В пору могучегб расцвета Древнего Ри ма славный его зодчий Витрувий, с мнением которого считались великие цезари, передал потомкам три завета, и этим заветам во все времена подчинялись потом архитекторы и строители — польза, прочность, красота! Как нераскрытую тайну хранит в себе со четание этих трех начал универсальный ма териал, который мы с вами начинаем изу чать. С помощью этого материала в скором времени нам с вами предстоит переделать вторую природу — создать новую искусст венную среду для обитания человека. Наш дальний предок укрывался от враждебной ему природной среды с помощью естествен ных продуктов природы, он строил свои жилища сначала из нетесаного камня, по том из дерева- Камень холоден и груб, он плохо поддается обработке. Дерево недол говечно и подвержено огню. Но есть ма териал, который мы с вами начинаем изу- форму, какую нам только заблагорассудит ся. Он не боится огня, удивительно прост в изготовлении, но главное — он обладает Удивительной способностью крепнуть от времени. Это искусственный материал, его приду мал человек. Природа не способна произво: дить бетон, но его знали строители Римской империи и Древней Руси. Он обладает без граничной универсальностью свойств, но на сегодняшний день мы- знаем о нем едва ли не столько же, сколько-знали-о нем наши предки. Строители много раз забывали бетон, что бы вновь открыть его и поразиться широте его возможностей. Разрушенная наполео новским нашествием Москва, древние стены Кремля восстанавливались с помощью сили катного бетона. Это был русский бетон, и изобрел его русский человек, которого звали Егор Челиев. Его имени мы с вами сейчас не знали бы, не оставь он своих наставле ний. Он так и назвал свой труд — «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мергель, или цемент... по опыту про изведенных в натуре строений». Следующий значительный шаг в раскры тии тайн этого материала совершил не сколько позже-'парижский... не строитель, а цветовод Жозеф Монье. Он первым открыл свойство изделий из бетона приобретать крепость других материалов, вбирать в себя свойства железа и стали. Произошло это совершенно случайно Монье торговал как живыми цветами, так и рассадой. Он наловчился изготовлять из це мента бетонные корытца и выращивать в них луковицы тюльпанов. Но как легко изготов лялись его бетонные посудины, с такой же легкостью они и разваливались. Однажды Монье сунул в цементный раст,вор несколько негодных обрезков проволоки. Когда раст вор схватился и окаменел, цветовод отста вил его в дальний угол и забыл о нем, пото му что корытце оказалось тяжелее преж них. Прошло время, и случайно брошенный взгляд, привыкший остро глядеть на мель-, чайшие изменения в зародышах цветов, от метил, что на корытце нет ни одной трещи ны, хотя стоит оно чуть ли не целый год. Это обстоятельство удивило его. Но еще большее удивление испытал он, когда слу чайно — опять же случайно (О! Великий случай! Сколькими благами мы обязаны ему!) — Монье уронил корытце. Оно д ак е не треснуло! Тогда он попытался разломать его, и лишь с пойощью молотка ему это удалось. Теперь с именем Монье история связыва ет изобретение армированного бетона, , или железобетона, который по прочности прево сходит многие металлы». Профессор Николай Иванович Молотилов не скрывал главной своей цели — привлечь живое внимание к железобетону. Он рас сказывал студентам о неудачных попытках строить бетонные корабли и самолеты, пре достерегая их от чрезмерной переоценки его возможностей. «Высотных сооружений башенного типа из бетона строить нельзя: тело башни покроет паутина трещин, кото рые будут все больше раскрываться, и в конце концов башня упадет. Но мы с уве ренностью можем сказать, что уже сегодня из бетона можно возвести все или почти все, что возводят строители из других мате риалов... В том, что сегодня железобетон не умеет быть красивым, не привлекателен на вид, сам он нисколько не виноват. Он спо собен уживаться и гармонировать с любы1 ми изразцами, с мрамором, с деревянными деталями интерьера, то есть, помимо крепо сти, он способен вбирать в себя красоту отделочных материалов. Но я знаю, что придет время и мы научимся изготовлять бетон, который будет благовидным и на рядным сам по себе. Главное достоинство бетона — его деше визна — часто идет ему во вред. Первые клубни картофеля, привезенные из Америки, были обернуты в золотую фольгу, их боя лись выронить из рук. Приготовление кар тофеля доверялось лучшим поварам... К то му, что легко достается, й отношение, как правило, бросовое. Ведь что такое бетон? Цемент, вода и щебенка. Все лежит под ногами... Но цену вещам назначаем мы, люди. Я верю, что у бетона есть своя доро гая цена, и он еще заставит нас оценить его .по достоинству. Железобетон утвердит себя на строительстве плотин, мостов, причалов и пирсов для океанских кораблей. Овла- >деть свойствами этого материала, раскрыть великое богатство его возможностей — эти задачи ожидают новых поколений строите- лей-ученых, строителей-исследователей, кон структоров и архитекторов, способных от крывать двери в будущее. Мы научимся делать из бетона прекрасные дворцы, вы дающиеся памятник« нашему времени, ко торое грядет! XX век назовут веком же лезобетона!» Речь Николая Ивановича Молотилова звучала гимном удивительному материалу. Он предсказывал: «На ваших' глазах, при вашем живом участии железобетон произ ведет полный переворот прежних . представ лений о строительном процессе. Строитель ство станет инженерным в самом высоком смысле этого значения!» Профессор Моло-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2