Сибирские огни, № 3 - 1983
плектован. Вы вправе выбрать любой дру- В таком случае, мне безразлично. З а числяйте, куда хотите. — А если мы предложим вам канализа цию и очистные сооружения? Я постараюсь учиться добросовестно. —- Хорошо. Ступайте, мы подумаем над вашей судьбой. Из института Николай повернул на прис тань. Он вышел к грузовому причалу и сел на траву. Возле баржи на причале горланиди груз чики, подгоняя и торопя друг друга. Гром че других звучал голос коротконогого кре пыша, который стоял на горе мешков и корзин и без конца орал на снующих туда и сюда грузчиков, успевая цеплять желез-' ной лапкой тяжести и взгромождать их на взмокшие спины. Он замахнулся лапкой на малорасторопного биндюжника... Это про изошло, наверное, в одну секунду — горла стый крючник взлетел на воздух и, описав над палубой, дугу, шлепнулся в воду. Ог лядев притихших своих собратьев, дюжий биндюг сокрушенно сказал: — Вот накликал себе беду несчастный человек. Кого теперь на «лапку» поставим? Этот не годится, шумит. Артель собралась в кучу. Николай из лю бопытства подошел поближе. — Пойдешь к нам на «лапку», милый человек? Не бойсь, мы не обидим. Николай поглядел на выползшего из во ды крючника, тот стоял, держа руки в кар манах широких брюк, стараясь независи мой позой поправить впечатление, которое производил его жалкий вид. — А этого куда денете? • — Будет грузилой, как все. А не попра вится ежели, так вовсе с артели погоним. — Я могу, конечно, попробовать... — сог ласился Николай и скинул пиджак. Работа пошла своим чередом с шуткаМи и толкот ней, и только новоявленному крючнику бы ло не до шуток. Николай старался изо всех сил, чтобы“не/ задержать кругового движе ния. Он остервенело сжимал выскальзыва ющую из потной ладони лапку, а левой ру кой придерживал мешок за- «ухо». Не было секунды распрямить спину, вытереть со лба пот. Рубаха прилепилась к спине горячим блином, ныла больная нога. Вечером Николай пришел в общежитие сытый, счастливый, да к тому же с тремя рублями в кармане. Целую неделю до на чала занятий в институте он пропадал на грузовом причале, а с первого сентября вы писался из общежития и снял себе комнату в доме № 7 по улице Герцена. На протяжении всей осени до начала же стоких декабрьских холодов, пока не вста ла река Томь и у грузчиков довольно бы ло работы на причале, Никитин делил вре мя между ломовой работой и лекциями. Нежданно-негаданно он оказался на от делении, которое пользовалось в институ те большой популярностью, но о котором он никогда не думал применительно к себе, к своим мечтам и способностям — его оп ределили на архитектурное отделение стро ительного факультета. Художественные начала, заложенные в этой профессии, смущали Никитина своей претензией встать в один ряд с музами, приблизиться к чистому искусству, в кото рое сам он никогда не рвался. Обязатель ной и едва ли не основной считалась дис циплина рисунка и композиции. Пришлось овладеть секретами изобразительного ис кусства. Впрочем, он довольно скоро вы учился неплохо рисовать и даже почувст вовал вкус к этому занятию. Сохранились два рисунка: на одном изображена обста новка больничной палаты — этот рисунок Николай сделал скуки ради еще в школь ную пору, а другой рисунок выполнен уже и студенческую пору (на нем Никитин за печатлел светлую часть своей комнаты и вид из окна). Разница ■между рисунками поразительна. Плохо верится, что они вы полнены одной и той же рукой с интерва лом в один год. Известно, что рисунки Ни китина украшали кабинет архитектуры в институте, экспонировались на ,студенческих выставках. Однако Николай не испытывал никакой «волшебной дрожи», когда его ри сунки хвалили преподаватели и однокурс- ( ники. В курсовых композициях на традицион ные темы «Искусство зодчих Древней Гре ции и Древнего Рима» Никитину скучно бы ло слепо копировать прекрасные, но мерт вые памятники архитектуры, он вводил в композиции арочные конструкции и конст рукции с большими пролетами, которые за ведомо были недоступны не только строи телям забытых эпох, но и современным мастерам. Никитинские композиции не вписывались ни в одно из классических на правлений архитектуры, они- звучали диссо нансом даже позднему модерну. Как это ни странно, новые пролеткультовские ис кания в области архитектуры тоже не зани мали его. Никитина привлекала второсте пенная, с точки зрения архитектора, инженерная сторона зодчества, но этой сто роне не принято было уделять на архитек турном отделении сколько-нибудь серьезно го внимания. Николай умудрялся учиться с легкостью, не затрачивая на занятия большой энергии. Закончив два курса, он снова попытался перебраться на физико-математический фа культет, но декан, узнав, что 'Проситель пришел к нему с архитектурного отделения, не стал с ним даже разговаривать, почитая зодчих за людей легкомысленных, не спо собных к .математическому анализу. Нельзя сказать, что избранный для него судьбою профиль был ему чужд. Нет, он не вызывал в нем сильного протеста. Он учил ся с некоторым любопытством даже, но без напряжения, без внутреннего сосредоточе ния на высоких идеях этой профессии. Дол гое время он чувствовал.себя в архитекту ре гостем. Занятия шли своим чередом. Пропускать лекции становилось.все труднее, и все-таки если вставала дилемма — подработать или пойти на лекцию, которую можно будет на верстать по учебникам или по чужим запи сям,— он шел на пристань. Не пристрастие к деньгам и не равнодушие к учебе было тому причиной. Он хотел самостоятельности, стремился к полной свободе — и материаль ной, и духовной. Но однажды, когда грузчики ждали его на причале, он вдруг решил.пойти на пер вую лекцию нового курса, к которому мно гие его сокурсники сразу отнеслись предвзя то и сочли, что слушать этот курс будущим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2