Сибирские огни, № 3 - 1983
шить камень сесом не более двух фунтов, если неосторожный путник ненароком столкнет его с горной тропы на перевале. У учителя в запасе было несчетное •мно жество живых примеров. Греческие буквы математических символов оживали, созда валось впечатление, что учитель сам испы тал могущество точных расчетов на строи тельстве мостов через великие реки, на проходке тоннеля в скалистых горах, при настилке полотна железной дороги, при на ведении понтонов Николай не мог и предположить, что жи вой мир так подвластен математическому анализу, что скрытая в мире бездна тайных свойств с необыкновенной легкостью от крывается с помощью простых коротких, формул. Ни одно правило не оставлял учи тель, не подводя под него примера из ин женерной практики. Случалось, Ливанов рассказывал им о другой математике, которую он называл «математикой более высокой, чем высшая». «Эту математику в наше время мы не мо жем приложить д аж е , к звездам! — говорил Ливанов, С высоким и грустным чувством учитель добавлял к своим тайным мыс лям: — Одна лишь музыка могла бы сооб щить всему думающему миру о будущем месте математики в человеческой истории, но это было бы возможно, если бы музыка овладела созвучным математике языком». Эти мысли поражали Никитина, пугали своей недоступностью. Математика влекла его прежде всего своей естественностью. Невероятной казалась ему духовность ма тематики, ее способность порождать идеи, с помощью которых — по словам Ливано ва — человек получит возможность расши рять степень своей свободы, избавится от всех тягот, унижающих человеческое досто инство. Когда й школе прозвенел последний зво нок, Ливанов с одним лишь Никитиным по прощался за руку, а остальным, как после очередного урока, резко поклонился и отче канил: «Честь имею!» Этим жестом он вы разил свое уважение к тому, что Николай сумел одолеть свою беду и выйти из борь бы с новым запасом мужества. ...Стоя на палубе парохода, Николай пы тался представить своё близкое будущее, но не мог различить даже приблизительных его очертаний. В кармане пиджака, под бу лавкой, вместе с путевкой в институт ле-' жала «характеристика - рекомендация», на которой вместе с подписью заведующего школой стояла подпись — А. Ливанов. В характеристике значилось: «Рекомендуя окончившего в истекшем 1924/25 учебном году .полный курс Ново- Николаевской 9-групповой 12-й Совшколы имени профессора Тимирязева Никитина Николая, как вполне достойного для посту пления в ВУЗ, школьный совет означенной школы руководился теми соображениями, что за все время пребывания в школе Ни китин проявил себя как даровитый и на стойчивый в достижении поставленной себе цели ученик. Легко справляясь в силу сво их больших способностей с прорабатывае мым курсом, Никитин не удовольствовался этим и много и упорно работал над само образованием. Большая добросовестность в работе, вдумчивость, настойчивость и ясность мыс ли всегда отличали Никитина среди его то варищей. Легко откликающийся на общественное дело, с большими трудовыми навыками, как в семье, так и на службе, с богатым запа сом знаний и способностью к анализу, Ни китин является вполне отвечающим требо ваниям, предъявляемым к поступающему в ВУЗ». В ДЕБРЯХ НАУКИ ' 1 Впервые ступив на томскую землю, Ни колай Никитин отправился искать свой ин ститут. В канцелярии толпились первокурсники— шло распределение по факультетам и отде лениям. Ходили слухи, что -престижные фа культеты уже заполнены и всех без разбо ру зачисляют на строительный. Слухи эти держались упорно, и когда Николай при близился к дверям, примечательным своей старинной табличкой «Ректоръ», он уже был уверен, что на облюбованный факуль тет ему ни за что не попасть. На возвышении за широким столом сиде ла распределительная комиссия из пяти че ловек. Председатель больше походил на це хового мастера, чем на ученого, и Николай сразу проникся к нему симпатией и дове рием. Подняв на лоб очки в оловянной оп раве, председатель сощурил глаза и начал изучать его документы один за другим, пе редавая соседям. Когда он расстался с последней бумагой, то удовлетворенно кивнул сам себе и снова опустил на нос очки. — Итак, молодой человек, чего вы хотите от жизни сей? — Если можно, то я хотел бы стать спе циалистом в области механики. — Помилуйте, зачем вам это? — при творно удивился председатель, и Николай усомнился в своих симпатиях. — Чтобы стать специалистом в области механики. — Настойчивость похвальна... Специаль ность интересная, согласен. Инженеры ею гордятся. Но я все же хочу узнать, зачем она вам? Что вы лично с помощью этой специальности намерены сделать? — Строить корабли, летательные аппара ты, да мало ли у механики дел? Если у вас есть сомнения — испытайте меня! — Скажите, Никитин, вы получили бы чувство удовлетворения, если бы построили не какой-нибудь снаряд для запуска в не земные сферы, а обыкновенный добротный дом? Не все человечество облагодетельст вовать сразу, а несколько десятков жиль цов, которые всю жизнь будут вам призна тельны, если вы дадите им кров? Ведь пре жде чем лететь к звездам, нужно привести в порядок дела на земле, не так ли? Николай, сдвинув брови, сердито--'сказал: — Та-ак! Значит, у меня нет выбора, кроме строительного факультета? — Это не совсем правильно, однако ме ханико-математический факультет уком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2