Сибирские огни, № 3 - 1983
себя. Закон божий и стихи мямлил, зато полюбил этимологию, которая представля лась ему не наукой о словообразовании, а занятной игрой в слова. Например, слово «мошенник» происходит, оказывается, от слова «мошна». И сразу становится ясным смысл этого слова: раз ты богат, значит, ты жулик. Николай с удовольствием проводил вече ра, листая «Толковый словарь живого вели корусского языка» Владимира Даля, легко запоминал малоупотребительные слова, чем покорил сердце учительницы словесности Софьи Петровны. Именно она уговорила отца Григория поставить Николаю Никити ну по закону божьему пятерку, дабы не портить способному мальчику аттестат. Отличное свидетельство об окончании церковноприходской школы, открывающее путь в гимназию, Николай принес домой ранней весной 1917'года. 3 В эту весну царь Николай II отрекся от престола. Вскоре вернулся с каторги старший брат Ольги Николаевны — дядя Володя. Однаж ды Николай увидел его на эстраде в город ском саду. Шел митинг. Повсюду свети- лись красные, 'как гвоздики, розетки в пет лицах. Дядя Володя что-то кричал в толпу и размахивал кулаком. Толпа шумела, и его было плохо слышно. Николай протол кался поближе. В это время кто-то попы тался согнать дядю Володю с трибуны, но он строгим жестом отодвинул мешавших ему людей и громко проговорил, что рево люция только начинается и вся борьба еще впереди. Вечерами дядя Володя о. чем-то горячо спорил с папой, пока не вмешивалась мама и не прекращала споры. .Вскоре дядя Воло дя снял возле рынка кособокий сарай и оборудовал в нем мастерскую. До каторги, на которой он пробыл более десяти лет, дядя Володя работал слесарем в Читинском паровозном депо. Здесь же он брался за самую разную работу: лудил, паял, свер лил. Соорудил токарный станок- с ножным приводом, установил тяжелые тиски, не большую наковальню, но соорудить горн ему не позволили, боясь, что спалит дере вянные постройки и торговые ряды. Дядя Володя выгородил для себя в сарае закут, втиснул туда топчан и табурет, пос ле чего съехал от Никитиных. Целые дни Николай проводил теперь в сумрачной мастерской, постигал суровые уроки слесарного дела. Наука давалась че рез ушибы и ссадины. Услышав вопль пле мянника и грохот роняемых, инструментов, дядя Володя лишь посмеивался. Иногда он оставлял свою работу, неторопливо подби рал с полу инструмент и сам становился к тискам. — Зайди-ка слева, приглядывай! Николай забывал про ушибы, любуясь дя диной сноровкой; а тот, словно играючи, наводил синюю гладкую грань на черном металле заготовки. Работу его хвалили и охотно делали новые заказы. Он совсем не умел торговаться, предоставляя своим кли ентам самим назначать цену работе. Поэто му у него счень долго не было самого необ ходимого, даже одеяла, хотя он редко си дел без дела. Однажды в мастерской появилась мама. Дядя Володя обтачивал заготовки на сво ем станке, а Николай сидел на низкой ска мейке и лудил худое ведро. Увидев на сы не прожженный брезентовый фартук, его сосредоточенное чумазое лицо, Ольга Нико лаевна остолбенела. Со слезами она сорва ла с сына фартук, отшвырнула в угол недо деланное ведро. — Как не стыдно эксплуатировать ребен ка! — возмущенно прошептала она и пота щила сына за собой. Николай упрямо сопротивлялся. — Оставь его, Оля! Поверь, в жизни все пригодится. Дома мама наложила на Николая страш ный обет — за сто шагов обегать мастер скую. — В самом деле, что ты там интересного нашел? — поддержал ее отец, а двоих Ни колаю ни за что не переспорить, это было известно по опыту. Чтобы переключить внимание сына на подготовку в гимназию, Ольга Николаевна попросила у Ершовых, хозяев дома, не сколько подходящих для этой цели книжек. Николай и сам понимал, что впереди его ждут серьезные испытания. По устоявшимся правилам экзамен на за числение в гимназию преследовал одну цель — выявить общий уровень развития. Именно это обстоятельство больше всего пугало Ольгу Николаевну-, страшила неоп ределенность этого самого «общего разви тия». Ершов дал «Астрономию», «Алгебру», том энциклопедии Брокгауза на букву «Н» и «Жизнь животных» Брема... «Астрономия» Николая удивила, он с интересом полистал ее и отложил до поры. В алгебре он просто ничего не понял, зато в Брема вцепился и руками, и глазами. Случалось, он Засыпал с этой книгой. Решающий день настал. Никитина при гласили первым. Ему предложили выбрать любую интересную для него тему. Он на чал рассказывать о гепарде: в каких краях встречается, где и как находит свою добы чу. Потом он нарисовал гепарда на доске и обозначил его размеры. — Кто тебе больше нравится, Пржеваль ский или Миклухо-Маклай? — спросили его. Мальчик не знал ни того, ни другой и сказал: — Мне больше нравятся Дарвин и Брем. Они написали про свои путешествия много книг, а ведь это непростое дело. — Гак кем же ты намерен стать? — Я пока не решил, — задумчиво пройз- нес Николай. — Ступайте, — ’велел директор. — Пере дайте своим родителям, что вы приняты. Вся семья ликовала. Узнав об этой ново сти, дедушка прислал из Читы форму. Плотное мундирное сукно отливдло каким- то неземным металлическим светом. Золо том сияли пуговицы. А фуражка! А англий ские ботинки! Ранец из негнущейся кожи со скрипучими ремнями Николай полдня но сил за спиной, уверяя всех, что ему надо привыкнуть к ранцу, и только за обедом мама уговорила снять его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2