Сибирские огни, № 3 - 1983
есть часть нашей незавершенной еще рево люции»,— подчеркивал Емельян Михайло вич. Борьба против религиозной идеологии, организация научно-атеистической пропа ганды в первые годы после окончания граж данской войны — лишь один из эпизодов и составная часть длительной и большой ра боты нашей партии по коммунистическому воспитанию трудящихся, эпизод, давший опыт, ставший ценным вкладом в дальней шее наступление марксистско-ленинского идеологического фронта. Решение труднейших задач, вставших пе ред страной, походившей после гражданской войны на человека, избитого до полусмерти, было невозможно без укрепления Коммуни стической партии — политического вождя рабочего класса и- широких масс крестьян ства. Переход от войны к мирному строитель ству потребовал перестройки всей партий ной работы, изменения ее организационных форм и методов. «Если в прошлый период,— подчеркивалось в решениях X съезда РКП (б),— партия должна была ориентиро ваться на непосредственно боевые задачи за счет воспитательных, то теперь поднятие уровня членов партии с одновременным привлечением их к активному участию в общественной жизни становится централь ной задачей дня, наряду с усилением влия ния на беспартийные массы, сближением с ними и приведением партии в боевую готов ность для борьбы с силами контрреволю ции». В годы борьбы с колчаковщиной партий ные организации Сибири не имели возмож ности сколько-нибудь широко заниматься вопросами коммунистического воспитания. После разгрома Колчака ряды сибирских партийных организаций значительно вырос ли, главным образом за счет крестьянства. Подавляющее большинство членов партии стали составлять молодые коммунисты, не имевшие идейно-политической закалки. Пи в одном районе страны партийные ор ганизации не имели в своих рядах такого количественного преобладания молодых коммунистов, как в Сибири. По данным Все российской переписи членов РКП (б), к нача лу 1922 года 75,6. процента коммунистов Сибири вступили в партию в 1920—1921 го дах. В 1921 году процент партийного, молод няка был значительно выше, так как перепись проводилась после чистки партии, в резуль тате которой большинство исключенных и вышедших из РКП (б) составили вступив шие в нее в 1920—1921 годах. Очень низок был и образовательный уровень: высшее и среднее образование имели 3,8 проц. ком мунистов, низшее — 64,8, самоучки и полу чившие домашнее образование — 23,1 а 8 проц. не умели писать и читать. Все это оп ределяло важность и сложность борьбы си бирских партийных организаций за полити ческое воспитание и ликвидацию элемен тарной неграмотности бамих коммунистов Сиббюро ЦК РКП (б) прилагало энергич ные меры по организации широкой сети партийного просвешения. На первых порах вопросы политического воспитания решались внутри партийных ячеек, на собраниях. В начале 1'922 года главной формой ликвидации политнеграмот ности в городе стали кружки и школы по литграмоты, а в деревне еще с 1921 года -— школы-передвижки и кружки . при партячейках. Под руководством Е. М. Ярославского, были разработаны программы, написан и издан учебник для школ политграмоты, по лучивший признание не только в Сибири, но и за ее пределами. В Сиббюро ЦК РКП (б) с просьбой выслать учебник обра щались представители Самары, Курска, Тамбова, Екатеринбурга, Брянска и других городов. Важную роль в марксистско-ленинском образовании и коммунистическом воспита нии в Сибири, как' и во всей стране, сыгра ли советско-партийные школы, готовившие партийных и советских работников. Своим становлением и укреплением сибирские со ветско-партийные школы во многом обязаны Е. М. Ярославскому, возглавившему руко водство их деятельностью. В Омске Сиббюро ЦК создало Сибир скую областную советско-партийную школу, реорганизованную в 1922 году в Ком мунистический университет Сибири с двухгодичным сроком обучения'. При нем функционировало интернациональное отде ление с секциями: немецкой, татаро-казах ской, эстонской и латышской. Организованы были также губернские' и уездные советско- партийные школы, широкая сеть марксист ских кружков. Несмотря на огромные трудности (острый недостаток грамотных лекторов, ‘руководи телей кружков, материальных средств, ли тературы и т. д.), партийным организациям Сибири удалось сделать многое по комму нистическому воспитанию. «С особым удов летворением Сибирь может констатиро вать,— писал Е. М. Ярославский ■после возвращения с Всероссийской конференции работников советско-партийных школ в Москве,— что она вела свою линию в воп росах коммунистического просвещения пра вильно, несмотря на оторванность от Моск вы. Сибирь дала хорошо подготовленных курсантов для Коммунистического универ ситета, и опыт ее областной школы является опытом, ценным для партии». Значителен вклад Е. М. Ярославского в укрепление единства в партийных организа циях Сибири. В своих выступлениях и орга низаторской деятельности он боролся за монолитное единство коммунистов, призы вал изживать на местах всякие склоки и группировки, кружковщину, кое-где еще имевшие место. Он подчеркивал, что в слож нейшей внутренней и международной обста новке «малейший разлад в наших рядах был бы равносилен измене делу пролетар ской революции». Еще накануне X съезда РКП (б), в период профсоюзной дискуссии, Ярославский реши тельно осудил троцкистов. По его докладу III Алтайская губернская партийная конфе ренция 10 февраля 1921 года одобрила те зисы Ленинского ЦК партии и отвергла троцкистскую платформу о профсоюзах. Та кое же решение приняла по докладу Е. М. Ярославского «О роли профсоюзов в про изводстве» III Сибирская конференция РКП (б), состоявшаяся во второй половине февраля 1921 года. Борясь против оппортунистов всех мастей, Ярославский неуклонно проводил ленинскую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2