Сибирские огни, № 3 - 1983

есть часть нашей незавершенной еще рево­ люции»,— подчеркивал Емельян Михайло­ вич. Борьба против религиозной идеологии, организация научно-атеистической пропа­ ганды в первые годы после окончания граж­ данской войны — лишь один из эпизодов и составная часть длительной и большой ра­ боты нашей партии по коммунистическому воспитанию трудящихся, эпизод, давший опыт, ставший ценным вкладом в дальней­ шее наступление марксистско-ленинского идеологического фронта. Решение труднейших задач, вставших пе­ ред страной, походившей после гражданской войны на человека, избитого до полусмерти, было невозможно без укрепления Коммуни­ стической партии — политического вождя рабочего класса и- широких масс крестьян­ ства. Переход от войны к мирному строитель­ ству потребовал перестройки всей партий­ ной работы, изменения ее организационных форм и методов. «Если в прошлый период,— подчеркивалось в решениях X съезда РКП (б),— партия должна была ориентиро­ ваться на непосредственно боевые задачи за счет воспитательных, то теперь поднятие уровня членов партии с одновременным привлечением их к активному участию в общественной жизни становится централь­ ной задачей дня, наряду с усилением влия­ ния на беспартийные массы, сближением с ними и приведением партии в боевую готов­ ность для борьбы с силами контрреволю­ ции». В годы борьбы с колчаковщиной партий­ ные организации Сибири не имели возмож­ ности сколько-нибудь широко заниматься вопросами коммунистического воспитания. После разгрома Колчака ряды сибирских партийных организаций значительно вырос­ ли, главным образом за счет крестьянства. Подавляющее большинство членов партии стали составлять молодые коммунисты, не имевшие идейно-политической закалки. Пи в одном районе страны партийные ор­ ганизации не имели в своих рядах такого количественного преобладания молодых коммунистов, как в Сибири. По данным Все­ российской переписи членов РКП (б), к нача­ лу 1922 года 75,6. процента коммунистов Сибири вступили в партию в 1920—1921 го­ дах. В 1921 году процент партийного, молод­ няка был значительно выше, так как перепись проводилась после чистки партии, в резуль­ тате которой большинство исключенных и вышедших из РКП (б) составили вступив­ шие в нее в 1920—1921 годах. Очень низок был и образовательный уровень: высшее и среднее образование имели 3,8 проц. ком­ мунистов, низшее — 64,8, самоучки и полу­ чившие домашнее образование — 23,1 а 8 проц. не умели писать и читать. Все это оп­ ределяло важность и сложность борьбы си­ бирских партийных организаций за полити­ ческое воспитание и ликвидацию элемен­ тарной неграмотности бамих коммунистов Сиббюро ЦК РКП (б) прилагало энергич­ ные меры по организации широкой сети партийного просвешения. На первых порах вопросы политического воспитания решались внутри партийных ячеек, на собраниях. В начале 1'922 года главной формой ликвидации политнеграмот­ ности в городе стали кружки и школы по­ литграмоты, а в деревне еще с 1921 года -— школы-передвижки и кружки . при партячейках. Под руководством Е. М. Ярославского, были разработаны программы, написан и издан учебник для школ политграмоты, по­ лучивший признание не только в Сибири, но и за ее пределами. В Сиббюро ЦК РКП (б) с просьбой выслать учебник обра­ щались представители Самары, Курска, Тамбова, Екатеринбурга, Брянска и других городов. Важную роль в марксистско-ленинском образовании и коммунистическом воспита­ нии в Сибири, как' и во всей стране, сыгра­ ли советско-партийные школы, готовившие партийных и советских работников. Своим становлением и укреплением сибирские со­ ветско-партийные школы во многом обязаны Е. М. Ярославскому, возглавившему руко­ водство их деятельностью. В Омске Сиббюро ЦК создало Сибир­ скую областную советско-партийную школу, реорганизованную в 1922 году в Ком­ мунистический университет Сибири с двухгодичным сроком обучения'. При нем функционировало интернациональное отде­ ление с секциями: немецкой, татаро-казах­ ской, эстонской и латышской. Организованы были также губернские' и уездные советско- партийные школы, широкая сеть марксист­ ских кружков. Несмотря на огромные трудности (острый недостаток грамотных лекторов, ‘руководи­ телей кружков, материальных средств, ли­ тературы и т. д.), партийным организациям Сибири удалось сделать многое по комму­ нистическому воспитанию. «С особым удов­ летворением Сибирь может констатиро­ вать,— писал Е. М. Ярославский ■после возвращения с Всероссийской конференции работников советско-партийных школ в Москве,— что она вела свою линию в воп­ росах коммунистического просвещения пра­ вильно, несмотря на оторванность от Моск­ вы. Сибирь дала хорошо подготовленных курсантов для Коммунистического универ­ ситета, и опыт ее областной школы является опытом, ценным для партии». Значителен вклад Е. М. Ярославского в укрепление единства в партийных организа­ циях Сибири. В своих выступлениях и орга­ низаторской деятельности он боролся за монолитное единство коммунистов, призы­ вал изживать на местах всякие склоки и группировки, кружковщину, кое-где еще имевшие место. Он подчеркивал, что в слож­ нейшей внутренней и международной обста­ новке «малейший разлад в наших рядах был бы равносилен измене делу пролетар­ ской революции». Еще накануне X съезда РКП (б), в период профсоюзной дискуссии, Ярославский реши­ тельно осудил троцкистов. По его докладу III Алтайская губернская партийная конфе­ ренция 10 февраля 1921 года одобрила те­ зисы Ленинского ЦК партии и отвергла троцкистскую платформу о профсоюзах. Та­ кое же решение приняла по докладу Е. М. Ярославского «О роли профсоюзов в про­ изводстве» III Сибирская конференция РКП (б), состоявшаяся во второй половине февраля 1921 года. Борясь против оппортунистов всех мастей, Ярославский неуклонно проводил ленинскую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2