Сибирские огни, № 3 - 1983

лись за оружие. В помощь Колчаку они сформировали «иисусовы полки», «дружины святого креста», «дружины зеленого знаме­ ни». После разгрома Колчака и интервентов многие из них либо помогали кулацким бан­ дам, либо непосредственно участвовали в политическом бандитизме. В борьбе с властью Советов большая часть «служителей Христа» использовала и тяжелое бедствие — неурожай, поразивший в 1921 году 34 губернии страны. Верхи церкви во главе с патриархом «всея Руси» Тихоном крайне враждебно отнеслись к изъятию из церквей, костелов, синагог, мечетей золотых и серебряных изделий, драгоценных камней для закупки хле­ ба голодающим. Оказали сопротивле­ ние изъятию церковных ценностей и «отцы» сибирской церкви — епископ Иркут­ ский и Верхоленский Анатолий, часть том­ ских церковников во главе с епископом Вик­ тором: пусть миллионы людей гибнут — на то воля божья, а кресты, ризы, драгоценные камни должны по-прежнему составлять бла­ голепие храмов, и, может быть, муки уми­ рающих помогут сбросить ненавистную Со­ ветскую власть. В статье «Проверка веры» Е. М. Ярослав­ ский обратился, со страстным призывом к верующим и духовенству пожертвовать цер­ ковные ценности. Он выражал надежду, что духовенство найдет в себе мужество отдать золотые и серебряные вещи для спа­ сения голодающих. Емельян Михайлович подчеркивал, что страна ждет, когда прек­ ратится лицемерная проповедь, будто бы бог берет к себе в райские обители тысячи умирающих в страшных голодных муках детей, оправдывая преступный отказ в по­ мощи сытых голодным. Трудящиеся требуют от духовенства действительной помощи го­ лодающим, а не проповедей, писал Е. М. Ярославский в статье «Проверка делом», опубликованной в газетах «Советская Си­ бирь» и «Красный Алтай». «Возмущенная че­ ловеческая совесть требует ответа от всех вас. Не словами, а делом. История испыты­ вает вас своим великим испытанием. И если вы не сумеете в этот грозный момент отдать для умирающего человека золото и серебро храмов, церквей, костелов, синагог, мече­ тей, ваши серебряные и золотые кресты, цепи, сосуды и прочее,— от вас отвернутся миллионы. Они поймут, что за вашими мо­ литвами нет даже веры... Мы ждем дела, а не слов». Обличению антисоветских вылазок в связи с изъятием церковных ценностей посвящен и ряд других статей Е. М. Ярославского: «Дела церковные», «Не о хлебе едином», опубликованных в «Советской Сибири», «Изъятия церковных ценностей в Сибири и задачи РКП и РКСМ», напечатанной в жур­ налах «Известия Сиббюро РКП(б)» и «Юный пропагандист». О сибирских церков­ никах, их отношении к голодающим Емель­ ян Михайлович писал и в обозрении «По Сибири» в журнале «Сибирские огни». Он подчеркивал, что изъятие церковных цен­ ностей, накопленных путем обмана и экс­ плуатации трудящихся,— это «частица рус­ ской революции, одно из слагаемых ее. От самих верующих и от тех, кто стоит во гла­ ве их, зависит, стать ли сейчас силой, помо­ гающей измученной, голодной крестьянской массе встать на ноги, или стать на ее пути тормозом, цепью, преградой, пытающейся повернуть вспять колесо истории, бег локо- .мотива революций. Локомотив революции безжалостен, колесо истории назад не по­ вернется». Е. М. Ярославский обличал контрреволю­ ционную деятельность верхушки не только православной, но и католической, иудейской и других религий, раскрывая реакционную роль религиозных сект и групп в Сибири, стоявших в целом, за малым исключением, на антисоветских позициях. В условиях того времени эффективной формой борьбы за высвобождение трудя­ щихся от влияния церкви стали вскрытия мощей «святых», проводившиеся в стране по1 требованию рабочих и крестьян. 17 октября 1920 года в связи со.вскрыти­ ем мощей «святого» Симеона в Верхнетур­ ском монастыре газета «Советская Сибирь» опубликовала статью Е. М. Ярославского «Симеон праведный Верхотурский». Мощи Симеона, к которым на протяжении более двухсот лет стекались верующие со всех концов России, особенно с Урала и Сибири, были вскрыты в присутствии 10 тыс. чело­ век. Из гроба, обшитого шелками и золо­ том, вместо «нетленных благоуханных мо­ щей «святого» извлекли вату новейшей выделки, стружку, полуистлевшие кости, лежавшие небольшой кучкой на дне гроба и, видимо, принадлежавшие . не одному, а нескольким «святым». В гробу был также найден детский череп и к нему челюсть взрослого человека. «Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться верующих, пользуясь их невежеством, легковерием, и приносить трудовые копейки в карманы алчных церковников»,— писал Е. М. Яро­ славский. В январе 1921 года состоялось вскрытие мощей «святителя» Иннокентия в Инно- кентьевском монастыре ' около г. Иркутска. В гробу обнаружили кости, обтянутые ист- • левшей кожей, пыль, плесень, а в плесени и пыли — мертвые черви. Ярославский от­ кликнулся на вскрытие в Иннокентьевском монастыре статьей «12 фунтов сибирских мощей»: «Не ради насмешки устанавливает Советская власть истину, не ради насмешек открывает она вековой обман,— подчерки­ вал Емельян Михайлович.— Пусть все зна­ ют, что они кланялись 12 фунтам гнилых костей, изъеденных червями и молью. Это поможет наконец крестьянам Сибири пере­ стать верить в помощь молитв и мощей и научит их полагаться только на свои силы. Одним обманом меньше, от этого только крепче станет на ноги трудовая Си­ бирь». Е. М. Ярославский организовывал и сам проводил диспуты о вере, ставшие важной ормой научно-атеистической пропаганды, н рекомендовал организовывать диспуты по заранее разработанной программе, с хо­ рошо подобранным материалом, требовал запрещать устраивать их малоподготовлен­ ным докладчикам, не допускать грубых вы­ падов против служителей культа, так как они лишь озлобляли верующих/ Выступления на диспутах о вере -направ­ лялись не только против православной церк­ ви, но и других религиозных организаций и сект. Ярославский отмечал,' что ему не раз приходилось сталкиваться на диспутах с баптистами, и «совершенно ясно, что отго-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2