Сибирские огни, № 3 - 1983
лись за оружие. В помощь Колчаку они сформировали «иисусовы полки», «дружины святого креста», «дружины зеленого знаме ни». После разгрома Колчака и интервентов многие из них либо помогали кулацким бан дам, либо непосредственно участвовали в политическом бандитизме. В борьбе с властью Советов большая часть «служителей Христа» использовала и тяжелое бедствие — неурожай, поразивший в 1921 году 34 губернии страны. Верхи церкви во главе с патриархом «всея Руси» Тихоном крайне враждебно отнеслись к изъятию из церквей, костелов, синагог, мечетей золотых и серебряных изделий, драгоценных камней для закупки хле ба голодающим. Оказали сопротивле ние изъятию церковных ценностей и «отцы» сибирской церкви — епископ Иркут ский и Верхоленский Анатолий, часть том ских церковников во главе с епископом Вик тором: пусть миллионы людей гибнут — на то воля божья, а кресты, ризы, драгоценные камни должны по-прежнему составлять бла голепие храмов, и, может быть, муки уми рающих помогут сбросить ненавистную Со ветскую власть. В статье «Проверка веры» Е. М. Ярослав ский обратился, со страстным призывом к верующим и духовенству пожертвовать цер ковные ценности. Он выражал надежду, что духовенство найдет в себе мужество отдать золотые и серебряные вещи для спа сения голодающих. Емельян Михайлович подчеркивал, что страна ждет, когда прек ратится лицемерная проповедь, будто бы бог берет к себе в райские обители тысячи умирающих в страшных голодных муках детей, оправдывая преступный отказ в по мощи сытых голодным. Трудящиеся требуют от духовенства действительной помощи го лодающим, а не проповедей, писал Е. М. Ярославский в статье «Проверка делом», опубликованной в газетах «Советская Си бирь» и «Красный Алтай». «Возмущенная че ловеческая совесть требует ответа от всех вас. Не словами, а делом. История испыты вает вас своим великим испытанием. И если вы не сумеете в этот грозный момент отдать для умирающего человека золото и серебро храмов, церквей, костелов, синагог, мече тей, ваши серебряные и золотые кресты, цепи, сосуды и прочее,— от вас отвернутся миллионы. Они поймут, что за вашими мо литвами нет даже веры... Мы ждем дела, а не слов». Обличению антисоветских вылазок в связи с изъятием церковных ценностей посвящен и ряд других статей Е. М. Ярославского: «Дела церковные», «Не о хлебе едином», опубликованных в «Советской Сибири», «Изъятия церковных ценностей в Сибири и задачи РКП и РКСМ», напечатанной в жур налах «Известия Сиббюро РКП(б)» и «Юный пропагандист». О сибирских церков никах, их отношении к голодающим Емель ян Михайлович писал и в обозрении «По Сибири» в журнале «Сибирские огни». Он подчеркивал, что изъятие церковных цен ностей, накопленных путем обмана и экс плуатации трудящихся,— это «частица рус ской революции, одно из слагаемых ее. От самих верующих и от тех, кто стоит во гла ве их, зависит, стать ли сейчас силой, помо гающей измученной, голодной крестьянской массе встать на ноги, или стать на ее пути тормозом, цепью, преградой, пытающейся повернуть вспять колесо истории, бег локо- .мотива революций. Локомотив революции безжалостен, колесо истории назад не по вернется». Е. М. Ярославский обличал контрреволю ционную деятельность верхушки не только православной, но и католической, иудейской и других религий, раскрывая реакционную роль религиозных сект и групп в Сибири, стоявших в целом, за малым исключением, на антисоветских позициях. В условиях того времени эффективной формой борьбы за высвобождение трудя щихся от влияния церкви стали вскрытия мощей «святых», проводившиеся в стране по1 требованию рабочих и крестьян. 17 октября 1920 года в связи со.вскрыти ем мощей «святого» Симеона в Верхнетур ском монастыре газета «Советская Сибирь» опубликовала статью Е. М. Ярославского «Симеон праведный Верхотурский». Мощи Симеона, к которым на протяжении более двухсот лет стекались верующие со всех концов России, особенно с Урала и Сибири, были вскрыты в присутствии 10 тыс. чело век. Из гроба, обшитого шелками и золо том, вместо «нетленных благоуханных мо щей «святого» извлекли вату новейшей выделки, стружку, полуистлевшие кости, лежавшие небольшой кучкой на дне гроба и, видимо, принадлежавшие . не одному, а нескольким «святым». В гробу был также найден детский череп и к нему челюсть взрослого человека. «Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться верующих, пользуясь их невежеством, легковерием, и приносить трудовые копейки в карманы алчных церковников»,— писал Е. М. Яро славский. В январе 1921 года состоялось вскрытие мощей «святителя» Иннокентия в Инно- кентьевском монастыре ' около г. Иркутска. В гробу обнаружили кости, обтянутые ист- • левшей кожей, пыль, плесень, а в плесени и пыли — мертвые черви. Ярославский от кликнулся на вскрытие в Иннокентьевском монастыре статьей «12 фунтов сибирских мощей»: «Не ради насмешки устанавливает Советская власть истину, не ради насмешек открывает она вековой обман,— подчерки вал Емельян Михайлович.— Пусть все зна ют, что они кланялись 12 фунтам гнилых костей, изъеденных червями и молью. Это поможет наконец крестьянам Сибири пере стать верить в помощь молитв и мощей и научит их полагаться только на свои силы. Одним обманом меньше, от этого только крепче станет на ноги трудовая Си бирь». Е. М. Ярославский организовывал и сам проводил диспуты о вере, ставшие важной ормой научно-атеистической пропаганды, н рекомендовал организовывать диспуты по заранее разработанной программе, с хо рошо подобранным материалом, требовал запрещать устраивать их малоподготовлен ным докладчикам, не допускать грубых вы падов против служителей культа, так как они лишь озлобляли верующих/ Выступления на диспутах о вере -направ лялись не только против православной церк ви, но и других религиозных организаций и сект. Ярославский отмечал,' что ему не раз приходилось сталкиваться на диспутах с баптистами, и «совершенно ясно, что отго-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2