Сибирские огни, № 3 - 1983
ской Республики, в создании которой он принял самое активное участие. В годы еще продолжавшейся гражданской войны и иностранной интервенции в Забай калье и на Дальнем Востоке были образо ваны две Бурят-Монгольские области — одна на территории ДВР в апреле 1921 го да, другая в Забайкалье в рамках РСФСР в январе 1922 года. После изгнания япон ских интервентов и самоликвидации ДВР две Бурят-Монгольские автономные области постановлением Президиума ВЦИК от 30 мая 1923 года были объединены в одну — Бурят-Монгольскую АССР. 1 июня 1922 года образована Ойротская (с 1948 года — Гор но-Алтайская) автономная область. В нояб ре того же года был создан Хакасский на циональный уезд, преобразованный в 1925 году в Хакасский национальный округ. Сиббюро ЦК РКП (б), Сибревком прида вали важное значение созданию условий для свободного развития национальных групп и национальных меньшинств. При агитацион но-пропагандистском отделе Сиббюро был специальный отдел национальных мень шинств с четырьмя секциями: татаро-казах ской, латышской, эстонской и немецкой, а при Сибревкоме — отдел национальностей (Сибнац) с подотделами (более десяти). Е. М. Ярославский^ обращал внимание на необходимость постоянной работы прежде всего среди татаро-казахского населения, своеобразный быт которого создавал серьез ные трудности в осуществлении мероприятий Советской власти. Он неоднократно подчер кивал важность преодоления отрицательных сторон быта мусульман, в первую очередь ликвидации приниженного положения жен щины. «Не может быть и речи об успехе нашего дела среди этого населения до тех пор,— писал Е. М. Ярославский,— пока женщина будет занимать такое бесправное положение, пока она будет темна, забита, как сейчас. Вырвать ее из этого состояния мы должны во что бы то ни стало». Конечно, решающую роль в раскрепощении женщин- мусульманок должен сыграть переход к но вым формам хозяйства, который создаст экономические предпосылки для освобожде ния женщин. Но вместе с этим, отмечал Ярославский, нужно развертывать большую политико-просветительную работу, призван ную привлечь женщин-мусульманок к актив ному участию в решении важнейших воп росов социалистического строительства. При активном участии Ярославского в феврале 1921 года в Омске была созвана Всесибирская беспартийная конференция женщин-мусульманок, сыгравшая важную роль по вовлечению мусульманских женщин в строительство новой жизни. Конференция послала приветственную телеграмму В. И. Ленину: «Мы, вечные затворницы темниц, именуемых домами, получили возможность стать активными борцами за Советскую власть и коммунизм». В научно-атеистической пропаганде Е. М. Ярославский исходил из того, что идейная борьба с церковью должна быть всегда под чинена развитию революционной деятельно сти масс, устранению всего, что мешает пол ному и всестороннему освобождению трудя щихся. Задача состоит не только в том, подчеркивал Емельян Михайлович, чтобы разрушить старые идеологические устои, . очистить место для закладки научного фун дамента. Нужно также показать трудящим ся, как пользовались их верой в бога клас совые враги, разъяснить, «каким могучим оружием классового угнетения была в” ру ках господствующих классов религия и как нагло и беззастенчиво пользовалась народ ной верой в своих интересах контрреволю ция и как она пользуется ею теперь». Необ ходимо «документально доказать, как извращалось духовенством евангельское учение, какие допускались подтасовки для того только, чтобы доказать «от слова бо жия» то, что было выгодно царю, капитали сту и помещику». Е. М. Ярославский всегда проявлял такт, избегал оскорбления чувств верующих, рекомендовал всем, кто занимается научно атеистической пропагандой, проявлять тер пение, соблюдать «максимум осторожности там, где мы имеем дело с отсталыми кресть янскими массами, не форсировать, двигаться медленно, потому что было бы величайшей ошибкой оттолкнуть эти массы, кото рые приходят к коммунизму, но слишком далекими, слишком извилистыми тропин ками». В религиозном отношении Сибирь тогда отличалась пестротой верований и церков ных организаций, хотя в целом сибирские трудящиеся были меньше заражены религи озными предрассудками, чем население ев ропейской части страны. Самым влиятельным и распространенным было в Сибири православное христианство, представленное двумя течениями: официаль ной православной церковью и старообряд чеством. Основные массы татарского и ка захского населения находились в плену мусульманской религии, а трудящиеся Гор ного Алтая и Бурят-Монгольской области шли за ламами и шаманами. Значительным влиянием пользовались многочисленные ре лигиозные секты баптистов, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня. Дейст вовали также группы ионистов, иеговистов, молокан, пластунов, дырников и др. Постановка Е. М. Ярославским научно-ате истической пропаганды, ее содержание и направленность определялись не только пестротой верований населения, но и тем, что в этот период многие церковные орга низации и группы духовенства Сибири, как и всей страны, относились к Советской вла сти враждебно, а контрреволюционные силы использовали религию и религиозные орга низации для борьбы с революционными ра бочими и крестьянами. Тысячи священников были не столько пропагандистами «слова божьего», сколько организаторами выступ лений против Советов, пропагандистами са мой оголтелой контрреволюции. Отношение большинства священников к Советской вла сти изменилось позднее. Поэтому борьба тру дящихся против врагов социалистического государства включала в себя борьбу против тех реакционных представителей церкви, которые занимались враждебной деятель ностью. Разоблачая реакционные силы в религи озных организациях, Е. М. Ярославский разъяснял трудящимся Сибири ту неблаго видную роль, которую сыграла большая часть сибирского духовенства в годы граж данской войны. Многие священники не толь ко благословляли кровавый разгул бело гвардейцев и интервентов, но и сами бра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2