Сибирские огни, № 3 - 1983
большинстве бывшие партизаны, учинили без суда и следствия несколько расправ. После этого часть крестьян, опасаясь наси лия, стала разбегаться по лесам. Но -как только нарушители революционной законно сти были арестованы и преданы суду Том ского губревтрибунала, обстановка в уезде сразу же изменилась. В самых темных углах разнесся слух о том, что прежняя власть в уезде свергнута и пришла настоящая, твер дая Советская власть, не терпящая никаких беззаконий. Крестьяне, которые бежали в леса, возвратились в свои села. Характерно, что крестьянство Мариинского уезда первым в Томской губернии полностью выполнило продналог. Ярославский подчеркивал, что после суда над работниками Мариинской уездной ми лиции и уездного политбюро ГПУ даже са мые отсталые слои сибирского крестьянства сделали вывод — Советская власть ничего общего не имеет с теми, кто попирает рево люционный порядок, что она беспощадно ка рает нарушителей советских законов. Е. М. Ярославский предлагал всем^ пар тийным организациям Сибири сделать из фактов нарушений революционной законно сти соответствующие выводы. Он указал на необходимость усиления политико-просвети тельной работы среди трудящихся масс, укрепления партийных организаций и очи щения их от чуждых элементов, укрепления низших органов Советской власти на селе — волостных и сельских Советов. От имени Сиббюро ЦК Ярославский обратился в ЦК РКП (б) с просьбой помочь Сибири опытны ми партийными кадрами для работы в уез дах. ЦК РКП (б) удовлетворил просьбу Сиббюро. Е. М. Ярославский приложил немало уси лий к улучшению работы профсоюзов как одного из основных звеньев в системе дик татуры пролетариата. Он указывал, что важнейшая задача профсоюзов — органи зационно-хозяйственная деятельность. В це лях усиления организационного и идейного влияния рабочего класса на трудящиеся мас сы деревни нужно было всемерно укреплять профсоюз работников земли и леса, в кото рый входили члены коммун, совхозов, а так же часть земледельцев, не эксплуатировав ших чужой труд. Е. М. Ярославский внимательно следил за развитием комсомольского движения в Си бири и, будучи партцрикрепленным к Сиббю ро ЦК РКСМ, оказывал ему постоянную по мощь. «С Союзом молодежи Сиббюро рабо тает дружно, руководит Сиббюро РКСМ, направляет его работу»,— говорил Ярослав ский на V Алтайской губернской партийной конференции 26 февраля 1922 года. Е. М: Ярославский любил молодежь, доверял ей, верил в ее неиссякаемые творче ские силы. В комсомоле он видел надежную опору партии, ее важнейший резерв, мощное орудие коммунистического воздействия и влияния на Широкие слои рабочей и кресть янской молодежи, а в молодежи — достой ную смену строителей коммунистического будущего. Воспитать молодежь в коммунистическом духе — главная задача, решению которой Ярославский отдал много энергии. Он требо вал, чтобы партийные организации помога ли молодежи, живо откликались на ее за просы. Побольше внимания молодежи, по кончить с недооценкой работы среди моло дежи,— постоянно напоминал Ярославский. Он подчеркивал, что в крестьянской Сибири особое значение имееГ работа среди сель ской молодежи, так как именно она обеспе чит партии влияние в деревне, воспитание трудового крестьянства в коммунистическом духе. Ярославский постоянно присутствовал на конференциях комсомола Сибири, участво вал в работе Сиббюро ЦК РКСМ, выступал на собраниях, вечерах. Он возглавлял соз данную Сиббюро ЦК РКП (б) и Сиббюро ЦК РКСМ комиссию по коммунистическому воспитанию рабоче-крестьянской молодежи, помог создать сеть школ и кружков. Е. М. Ярославский был подлинным пар тийным вожаком сибирской молодежи. Бе зупречный с точки зрения коммунистической морали, высокообразованный и в£есторонне развитый, Емельян Михайлович во всем по давал пример. «Когда Новониколаевск на чинал засыпать и движение замирало,— вспоминает А. Мильчаков,— на улице появ лялась цепочка физкультурников. Это неуто мимый Ярославский бежал к берегу Оби впереди группы комсомольцев и комсомо лок. Он заразил их любовью к спорту и при влек к своим вечерним тренировкам. Емельяну Ярославскому шел тогда сорок четвертый год». В укреплении советской государственно сти начала 20-х годов навсегда войдет в историю важной вехой непреходящего значе ния огромная работа по претворению в жизнь ленинской национальной политики, завершившейся 30 декабря 1922 года обра зованием Союза ССР. «История не знает государства, которое бы в кратчайшие сро ки сделало так много для всестороннего раз вития наций и народностей, как СССР...— подчеркивается в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Сою за Советских Социалистических Респуб лик» от 19 февраля 1982 года.— Мы вправе гордиться тем, что в общем строю с трудя щимися всех наций народы бывших нацио нальных окраин, обреченных прежде на вековую отсталость, уверенно шагнули в социалистическое будущее, минуя капита лизм, и достигли высот социального про гресса». Сибирь была по составу населения много национальной. На ее территории жили на ряду с русскими (72,2 процента населения) алтайцы, буряты, эвенки, якуты и другие коренные народы. Все они не имели своего промышленного пролетариата и в большин стве сохранили либо скотоводческое хозяйст во и патриархально-родовые отношения, либо не ушли дальше полупатриархально- полуфеодального быта. Кроме того, в Сиби ри было немало национальных меньшинств, групп, проживающих в районах с преобла данием русского населения. К началу 1922 года здесь насчитывалось 459 тыс. человек татаро-казахского населения, 372 тыс. латы шей, 250 тыс. эстонцев, 102 тыс. немцев, много поляков, евреев и т. д. Еще в первые дни Октябрьской социали стической революции победивший пролета риат ликвидировал правовое неравенство угнетенных в прошлом народов России. Но полностью воспользоваться правами и воз можностями, предоставленными националь ным равноправием, многие из этих народов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2