Сибирские огни, № 2 - 1983
веков, доносится с младенческих времен си бирской истории, когда иначе выглядела земля, когда мрачной тучей почти весь азиатский небосклон заполонили гунны, до катывавшие свои конные лавины до стен Европы, когда из многочисленных племен и народов Центральной Азии и Южной Си бири только динлины — красивый мужест венный и свободолюбивый народ, разбро савший свои кочевья в верховьях Томи и Енисея от Саян на востоке до Алтая на за паде — остались до конца непокоренными и постоянно оказывали гуннам жестокое сопротивление. Алакет —имя динлинское. Так Р. Нико лаев назвал героя повести, отважного и мудрого воина, возглавившего борьбу про тив гуннов. Имя это вымышленное, как вымышлены многие другие собственные имена динлинов, а также названия их родов и племен. Что ж, как и всякое художественное произведение, повесть «Алакет из рода Быка» и долж на быть богата вымыслом. Авторское воображение смело рисует читателю самые разнообразные картины тех древ них времен — картины быта, нравов, тра диций и обычаев, занятий, культурных и ре лигиозных обрядов, боевых походов, поли тических споров. Живо и достаточно убе дительно изображает писатель образы и характеры людей того времени. Но, по скольку произведение все-таки в своей ос нове историческое, невольно порой закра дывается сомнение, а так ли было, верно ли в целом домыслил автор? И словно предчувствуя возможные читательские сом нения, в предисловии к книге Р. Никола ев пишет: «Древние источники не сохранили для нас имен вождей динлинов и кыргызов в период их самоотверженной борьбы с хун- нами (другое название гуннов.— Г. А.). Тем не менее нельзя считать героев кни ги —Алакета из рода Быка, его прослав ленного деда Хориана, жестокого властолю бивого вождя Алт-бега — только плодом авторской фантазии. Бурные события эпохи Великого пересе ления народов (а оно ...связано как раз с хуннскими походами) обусловили появле ние героев с подобными характерами, мыс лями и чувствами. И поэтому мы смело можем сказать, что среди динлинов, кыр гызов, ухуаньцев две тысячи лет назад жили люди, которые могли быть прообраза ми Алакета, Гюйлухоя и других героев этой книги». С этим трудно не согласиться прежде всего потому, что в своем творческом до мысливании автор повести опирается на историческое знание, Р. Николаев — про фессиональный археолог и этнограф, объ ехал с экспедициями долину Енисея, в на стоящее время.заведует кафедрой археоло гии Кемеровского государственного уни верситета. Это позволяет говорить как о научной, так и жизненной достоверности воссозданной страницы далекого прошлого Сибири. В повести «Алакет из рода Быка» нашли место события, действительно происходив шие в I веке до н. э.,— ожесточенные меж доусобицы в хуннской державе, с одной стороны, и совместная борьба порабощен ных хуннскими правителями народов *— динлинов, кыргыЗов, ухуаньцев — с другой. События, главным образом, показаны глазами Алакета. Да и сам Алакет неот делим от них, сформирован ими как лич ность. Писатель подробно прослеживает личностное и общественное становление Алакета. Читатель видит, как он растет, мужает, превращается в зрелого полковод ца. Для изображения эволюции своего ге роя автор успешно использует обширный этнографический материал: зримо представ ленные подробности быта, зан ятт, трудо вых навыков, песни, обряды помогают во скресить облик народа, родившего героя, и среду, воспитавшую в нем лучшие качест ва. Ведь только впитав дух своего народа, опыт дедов и, отцов, соединив их с собст венными мужеством и дерзостью молодо сти, человек может пройти тяжелейшие ис пытания, выпавшие на его долю. Дед Хориан, давая уроки мужества и патриотизма, прививает Алакету и чувства справедливости, равноправия, которыми всегда отличалась лучшая часть народа динлин. «У нас есть многочисленные стада, ячмень и сильные руки, чтоб жить при вольно и безбедно. А грабить чужие пле мена мы не будем. Истинный динлин не тронет того, кто не причинил ему зла»,— говорит старик.. И вот на этом-то уваже нии. суверенитета прочно держится собст венное достоинство и свободолюбие дин линов. Через всю повесть проходит тема брат ского единения сибирских народов. Автор показывает, насколько данная проблема была актуальна уже тогда, более двух ты сяч лет назад. Как ни Мужественны, ни свободолюбивы были динлины, как ни от чаянно храбры кыргызы, как ни ненавидели своих поработителей ухуаньцы, оконча тельно сломить грозного врага они смогли только объединившись. И, вероятно, прав писатель, предполагая, что уже в то дале кое время мысль о братском единстве проч но владела умами в первую очередь про стого народа. Не случайно в одном из эпи зодов повести, в разговоре ухуаньца с хун- ном, волею случая оказавшихся вместе в плену у динлинов, произносятся следующие весьма знаменательные слова: «Из-за чего нам враждовать? Разве степь недостаточно просторна, чтобы спокойно пасти мои и твои стада?» Изображая динлинов людьми высокой для своего времени культуры и развитого общественного сознания, мастерами-умель- цами и воинами-патриотами, умеющими одинаково «взяться за мотыгу, лук и кле- вец» (боевой молот), Р. Николаев в то же время не склонен приукрашивать своих ге роев. Наделяя некоторых из них романти ческим орерлом, он тем не менее не забыва ет следовать исторической правде. Читая книгу, мы видим, как сплоченность, един ство, боевой и свободолюбивый дух дин линов соседствуют, с начинающимся рассло ением древней общины, с образованием беднейших слоев и верхушки, родовой и племенной знати, которая, захватывая боль шую часть скота, боевой добычи и пленни ков, становится рабовладельцами и эксплу ататорами беднейшей части своего народа Старый Хориан, подмечая это своим зор ким глазом, говорит:. «— В прежние вре мена старейшина опирался ца всех соро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2