Сибирские огни, № 2 - 1983

веков, доносится с младенческих времен си­ бирской истории, когда иначе выглядела земля, когда мрачной тучей почти весь азиатский небосклон заполонили гунны, до­ катывавшие свои конные лавины до стен Европы, когда из многочисленных племен и народов Центральной Азии и Южной Си­ бири только динлины — красивый мужест­ венный и свободолюбивый народ, разбро­ савший свои кочевья в верховьях Томи и Енисея от Саян на востоке до Алтая на за­ паде — остались до конца непокоренными и постоянно оказывали гуннам жестокое сопротивление. Алакет —имя динлинское. Так Р. Нико­ лаев назвал героя повести, отважного и мудрого воина, возглавившего борьбу про­ тив гуннов. Имя это вымышленное, как вымышлены многие другие собственные имена динлинов, а также названия их родов и племен. Что ж, как и всякое художественное произведение, повесть «Алакет из рода Быка» и долж­ на быть богата вымыслом. Авторское воображение смело рисует читателю самые разнообразные картины тех древ­ них времен — картины быта, нравов, тра­ диций и обычаев, занятий, культурных и ре­ лигиозных обрядов, боевых походов, поли­ тических споров. Живо и достаточно убе­ дительно изображает писатель образы и характеры людей того времени. Но, по­ скольку произведение все-таки в своей ос­ нове историческое, невольно порой закра­ дывается сомнение, а так ли было, верно ли в целом домыслил автор? И словно предчувствуя возможные читательские сом­ нения, в предисловии к книге Р. Никола­ ев пишет: «Древние источники не сохранили для нас имен вождей динлинов и кыргызов в период их самоотверженной борьбы с хун- нами (другое название гуннов.— Г. А.). Тем не менее нельзя считать героев кни­ ги —Алакета из рода Быка, его прослав­ ленного деда Хориана, жестокого властолю­ бивого вождя Алт-бега — только плодом авторской фантазии. Бурные события эпохи Великого пересе­ ления народов (а оно ...связано как раз с хуннскими походами) обусловили появле­ ние героев с подобными характерами, мыс­ лями и чувствами. И поэтому мы смело можем сказать, что среди динлинов, кыр­ гызов, ухуаньцев две тысячи лет назад жили люди, которые могли быть прообраза­ ми Алакета, Гюйлухоя и других героев этой книги». С этим трудно не согласиться прежде всего потому, что в своем творческом до­ мысливании автор повести опирается на историческое знание, Р. Николаев — про­ фессиональный археолог и этнограф, объ­ ехал с экспедициями долину Енисея, в на­ стоящее время.заведует кафедрой археоло­ гии Кемеровского государственного уни­ верситета. Это позволяет говорить как о научной, так и жизненной достоверности воссозданной страницы далекого прошлого Сибири. В повести «Алакет из рода Быка» нашли место события, действительно происходив­ шие в I веке до н. э.,— ожесточенные меж­ доусобицы в хуннской державе, с одной стороны, и совместная борьба порабощен­ ных хуннскими правителями народов *— динлинов, кыргыЗов, ухуаньцев — с другой. События, главным образом, показаны глазами Алакета. Да и сам Алакет неот­ делим от них, сформирован ими как лич­ ность. Писатель подробно прослеживает личностное и общественное становление Алакета. Читатель видит, как он растет, мужает, превращается в зрелого полковод­ ца. Для изображения эволюции своего ге­ роя автор успешно использует обширный этнографический материал: зримо представ­ ленные подробности быта, зан ятт, трудо­ вых навыков, песни, обряды помогают во­ скресить облик народа, родившего героя, и среду, воспитавшую в нем лучшие качест­ ва. Ведь только впитав дух своего народа, опыт дедов и, отцов, соединив их с собст­ венными мужеством и дерзостью молодо­ сти, человек может пройти тяжелейшие ис­ пытания, выпавшие на его долю. Дед Хориан, давая уроки мужества и патриотизма, прививает Алакету и чувства справедливости, равноправия, которыми всегда отличалась лучшая часть народа динлин. «У нас есть многочисленные стада, ячмень и сильные руки, чтоб жить при­ вольно и безбедно. А грабить чужие пле­ мена мы не будем. Истинный динлин не тронет того, кто не причинил ему зла»,— говорит старик.. И вот на этом-то уваже­ нии. суверенитета прочно держится собст­ венное достоинство и свободолюбие дин­ линов. Через всю повесть проходит тема брат­ ского единения сибирских народов. Автор показывает, насколько данная проблема была актуальна уже тогда, более двух ты­ сяч лет назад. Как ни Мужественны, ни свободолюбивы были динлины, как ни от­ чаянно храбры кыргызы, как ни ненавидели своих поработителей ухуаньцы, оконча­ тельно сломить грозного врага они смогли только объединившись. И, вероятно, прав писатель, предполагая, что уже в то дале­ кое время мысль о братском единстве проч­ но владела умами в первую очередь про­ стого народа. Не случайно в одном из эпи­ зодов повести, в разговоре ухуаньца с хун- ном, волею случая оказавшихся вместе в плену у динлинов, произносятся следующие весьма знаменательные слова: «Из-за чего нам враждовать? Разве степь недостаточно просторна, чтобы спокойно пасти мои и твои стада?» Изображая динлинов людьми высокой для своего времени культуры и развитого общественного сознания, мастерами-умель- цами и воинами-патриотами, умеющими одинаково «взяться за мотыгу, лук и кле- вец» (боевой молот), Р. Николаев в то же время не склонен приукрашивать своих ге­ роев. Наделяя некоторых из них романти­ ческим орерлом, он тем не менее не забыва­ ет следовать исторической правде. Читая книгу, мы видим, как сплоченность, един­ ство, боевой и свободолюбивый дух дин­ линов соседствуют, с начинающимся рассло­ ением древней общины, с образованием беднейших слоев и верхушки, родовой и племенной знати, которая, захватывая боль­ шую часть скота, боевой добычи и пленни­ ков, становится рабовладельцами и эксплу­ ататорами беднейшей части своего народа Старый Хориан, подмечая это своим зор­ ким глазом, говорит:. «— В прежние вре­ мена старейшина опирался ца всех соро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2